• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Надежда КАЛИНИНА,

В Беларуси зарегистрировано 3,4 млн автомобилей. С резким увеличением количества автотранспорта приобрела остроту проблема дефицита парковочных мест. Дворы, детские площадки, тротуары и велодорожки превращаются в импровизированные паркинги. Как с этим бороться?

1. Сделать автостоянки платными
— Решать проблему надо радикально, — считает сотрудник Центра экологических решений Анна Малышкина. — Бесплатное пользование общественными автостоянками приводит к дефициту свободных мест и вынуждает водителей оставлять транспорт где попало. Нужно увеличить количество паркингов и сделать общественные автостоянки платными.

В Европе проблему решают по принципу рыночных отношений: государство устанавливает цену на парковочные места в городе, инвестор вкладывает деньги в строительство новых парковок, за счет чего происходит постепенное увеличение предложения и снижение цены на парковку. В этом, отмечают эксперты, заинтересованы и городские власти, и сами автовладельцы.

В Копенгагене, например, рыночная система парковок действует с 1992 года. Она позволила существенно разгрузить городское пространство от машин и сделать его удобным для туристов и местных жителей, значительная часть которых — велосипедисты.

2. Ввести зональную парковку

Этот метод успешно работает в столице Дании, где существует три основные парковочные зоны, которые ранжируются по стоимости. И такую систему оценки услуги эксперты считают наиболее справедливой.

— Можно поделить город на зоны и для каждой определить свою цену за пользование автостоянками, — предлагает директор фонда "Экологический транспорт" Джон Росмэн. — Такая практика уже давно используется в крупных европейских городах.

Если сравнивать ситуацию в разных районах города, то в центре Минска с парковочными местами гораздо более напряженная ситуация, чем на окраинах. Соответственно, спрос на парковку в центре больше, а цена парковочного места должна быть выше. Возможно, и не следует во всем городе вводить платную стоянку, но для центра — такая мера необходима.

3. Пересесть на велосипеды

Реализация государственной программы по развитию экологически безопасного транспорта — велосипедов — не имеет смысла, если велодорожки превращаются в автостоянки.

— Создание системы платных парковок и увеличение количества многоэтажных паркингов станет решением проблемы нехватки стояночных мест, — уверен председатель общественной организации "Минское велосипедное общество" Евгений Хоружий. — Некоторые автовладельцы в теплое время года охотно сменят четыре колеса на два. А для развития велотранспорта в Минске есть большой потенциал.

4. Создать специализированную парковочную службу

Сейчас правила паркования контролируются ГАИ, у которой нет возможности уделять достаточно внимания этой проблеме. Специалисты считают рациональным создание специализированной парковочной службы. С работой подобных организаций белорусы знакомы по американским кинофильмам, где специалисты в форме, похожей на полицейскую, находят нарушителей и оставляют им под "дворниками" штрафной талон.

По словам главы парковочной службы Муниципального комитета технологий и окружающей среды Копенгагена Сюзанны Вэрлинг Кирхлер, такая служба должна следить за соблюдением правил парковки, а не выписывать как можно больше штрафов. Она также является хорошей страховкой от коррупции.
 
Кстати, в Копенгагене штрафная система суровая — штраф за незаконную парковку составляет 70 евро. Количество штрафов по всему городу за сутки может достигать тысячи. Половина суммы штрафа уходит в городскую казну, как и вся прибыль от оплаты парковочных мест в городе. Общая сумма прибыли в 2011 году составила около 50 млн евро.
 
5. Улучшать условия для автомобилистов
Решить проблему перегруженных автостоянок только введением системы оплаты невозможно. Параллельно надо улучшать условия для автомобилистов.

Создавать автостоянки бизнесмены пока не спешат. Хоть и стоит строительство одной парковки в Минске всего 15 тысяч долларов. Однако срок окупаемости при существующих условиях — 30 лет.

— Инвесторы для строительства паркингов найдутся сразу же, как только появится спрос, — успокаивает Джон Росмэн. — Прежде всего нужно заинтересовать в этом автомобилистов. Надо, чтобы люди поняли необходимость принятия таких мер.

К чему приведут изменения
Что есть
Что будет
Припаркованные с нарушением правил автомобили блокируют доступ к остановкам общественного транспорта
Изменение правил парковки поможет контролировать незаконную стоянку на остановках общественного транспорта
Автомобили часто оставляют на пешеходных переходах и рядом с ними, создавая аварийные ситуации
Улучшение условий для пешеходов
Поиск места для стоянки отнимает много времени.
Свободный рынок обеспечит места соответственно спросу, а гибкая система оплаты сделает систему более доступной
Неправильно припаркованные автомобили ухудшают качество велодорожек и препятствуют движению велосипедистов
Освободится часть тротуара, предназначенная для движения велосипедов.
Городская казна не имеет дохода от парковки автомобилей во дворах
Оплата машиномест и штрафы за неправильную парковку позволят получить дополнительный доход в городской бюджет
Автотранспорт негативно влияет на окружающую среду
Условия оплаты парковки станут стимулом меньше использовать автомобили и пересесть на велосипеды

Готовы ли вы к тому, что общественные автостоянки могут стать платными?
 

 

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-10%
-25%
-50%
-15%
-20%
-40%
-30%
20170518