реклама
реклама


Дорога


Надежда КАЛИНИНА,

В Беларуси зарегистрировано 3,4 млн автомобилей. С резким увеличением количества автотранспорта приобрела остроту проблема дефицита парковочных мест. Дворы, детские площадки, тротуары и велодорожки превращаются в импровизированные паркинги. Как с этим бороться?

1. Сделать автостоянки платными
— Решать проблему надо радикально, — считает сотрудник Центра экологических решений Анна Малышкина. — Бесплатное пользование общественными автостоянками приводит к дефициту свободных мест и вынуждает водителей оставлять транспорт где попало. Нужно увеличить количество паркингов и сделать общественные автостоянки платными.

В Европе проблему решают по принципу рыночных отношений: государство устанавливает цену на парковочные места в городе, инвестор вкладывает деньги в строительство новых парковок, за счет чего происходит постепенное увеличение предложения и снижение цены на парковку. В этом, отмечают эксперты, заинтересованы и городские власти, и сами автовладельцы.

В Копенгагене, например, рыночная система парковок действует с 1992 года. Она позволила существенно разгрузить городское пространство от машин и сделать его удобным для туристов и местных жителей, значительная часть которых — велосипедисты.

2. Ввести зональную парковку

Этот метод успешно работает в столице Дании, где существует три основные парковочные зоны, которые ранжируются по стоимости. И такую систему оценки услуги эксперты считают наиболее справедливой.

— Можно поделить город на зоны и для каждой определить свою цену за пользование автостоянками, — предлагает директор фонда "Экологический транспорт" Джон Росмэн. — Такая практика уже давно используется в крупных европейских городах.

Если сравнивать ситуацию в разных районах города, то в центре Минска с парковочными местами гораздо более напряженная ситуация, чем на окраинах. Соответственно, спрос на парковку в центре больше, а цена парковочного места должна быть выше. Возможно, и не следует во всем городе вводить платную стоянку, но для центра — такая мера необходима.

3. Пересесть на велосипеды

Реализация государственной программы по развитию экологически безопасного транспорта — велосипедов — не имеет смысла, если велодорожки превращаются в автостоянки.

— Создание системы платных парковок и увеличение количества многоэтажных паркингов станет решением проблемы нехватки стояночных мест, — уверен председатель общественной организации "Минское велосипедное общество" Евгений Хоружий. — Некоторые автовладельцы в теплое время года охотно сменят четыре колеса на два. А для развития велотранспорта в Минске есть большой потенциал.

4. Создать специализированную парковочную службу

Сейчас правила паркования контролируются ГАИ, у которой нет возможности уделять достаточно внимания этой проблеме. Специалисты считают рациональным создание специализированной парковочной службы. С работой подобных организаций белорусы знакомы по американским кинофильмам, где специалисты в форме, похожей на полицейскую, находят нарушителей и оставляют им под "дворниками" штрафной талон.

По словам главы парковочной службы Муниципального комитета технологий и окружающей среды Копенгагена Сюзанны Вэрлинг Кирхлер, такая служба должна следить за соблюдением правил парковки, а не выписывать как можно больше штрафов. Она также является хорошей страховкой от коррупции.
 
Кстати, в Копенгагене штрафная система суровая — штраф за незаконную парковку составляет 70 евро. Количество штрафов по всему городу за сутки может достигать тысячи. Половина суммы штрафа уходит в городскую казну, как и вся прибыль от оплаты парковочных мест в городе. Общая сумма прибыли в 2011 году составила около 50 млн евро.
 
5. Улучшать условия для автомобилистов
Решить проблему перегруженных автостоянок только введением системы оплаты невозможно. Параллельно надо улучшать условия для автомобилистов.

Создавать автостоянки бизнесмены пока не спешат. Хоть и стоит строительство одной парковки в Минске всего 15 тысяч долларов. Однако срок окупаемости при существующих условиях — 30 лет.

— Инвесторы для строительства паркингов найдутся сразу же, как только появится спрос, — успокаивает Джон Росмэн. — Прежде всего нужно заинтересовать в этом автомобилистов. Надо, чтобы люди поняли необходимость принятия таких мер.

К чему приведут изменения
Что есть
Что будет
Припаркованные с нарушением правил автомобили блокируют доступ к остановкам общественного транспорта
Изменение правил парковки поможет контролировать незаконную стоянку на остановках общественного транспорта
Автомобили часто оставляют на пешеходных переходах и рядом с ними, создавая аварийные ситуации
Улучшение условий для пешеходов
Поиск места для стоянки отнимает много времени.
Свободный рынок обеспечит места соответственно спросу, а гибкая система оплаты сделает систему более доступной
Неправильно припаркованные автомобили ухудшают качество велодорожек и препятствуют движению велосипедистов
Освободится часть тротуара, предназначенная для движения велосипедов.
Городская казна не имеет дохода от парковки автомобилей во дворах
Оплата машиномест и штрафы за неправильную парковку позволят получить дополнительный доход в городской бюджет
Автотранспорт негативно влияет на окружающую среду
Условия оплаты парковки станут стимулом меньше использовать автомобили и пересесть на велосипеды

Готовы ли вы к тому, что общественные автостоянки могут стать платными?
 

 

Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • morozevichr 21 июня 2012 в 11:38

    Вопрос в конце статьи неправильный. Надо спрашивать - готовы ли вы к тому, КАК будут внедряться подобные меры?))) Ответ однозначный - к этому не готов ни один автомобилист. Почему-то городские власти никак не могут смириться с тем фактом, что машин в Минске стало много и какие бы драконовские меры не применялись, не смогут все владельцы в один день найти и купить себе парковочное место или вообще продать автомобиль и начать пользоваться велосипедом или общественным транспортом. С введением таможенных пошлин количество машин и так будет уменьшаться - тут даже мер никаких принимать не надо. Вечных машин нет - одни отправятся на свалку, другие на запчасти. А новые большинству будут недоступны - или кто-то еще верит в "экономическое чудо"? И вот уже никому не нужны наспех натыканные платные парковки.

  • terra2 21 июня 2012 в 11:46

    с плохо припаркованными - уже есть ПДД, где запрещено парковаться на переходах, велодорожках и остановках. А как работают эвакуаторы можно почитать на онлайнере - за 1 км эвакуации люди платят как за 20км., и организации отказываются предоставлять данные смет и расходов. Будем продолжать в таком же духе? Тогда не нужно парковок платных... Во дворе сможете гарантировать, что моё место никто не займет, если я за него заплачу? С нынешним законодательством это не реально - земля общая... э то есть государственная. Автотранспорт негативно влияет на среду? Сделайте скидки на гибридные авто для растаможки. Да и на новые кстати тоже было бы неплохо, чтоб парк обновлялся. Как в Европе, на которую модно кивать - за каждую тойоту приус, например, государство возвращает до нескольких тысяч. А у нас растаможки для борьбы с хламом такие, что только на хламе и ездить. И дальше хуже - как на Кубе будет - авто в 30 лет не редкость... вот поправим экологию.

  • alex_54 21 июня 2012 в 21:52

    Ерунду написали! Надо поднять пошлины в разы (минимум в 5раз), Минприроды в связи с высоким ущербом, наносимым выхлопами. микрочастицами резины от покрышек, ввести обязательным самые жесткие нормативы (это уже проходили - прошло на ура!) на выброс загрязняющих веществ в атмосферу и всё, проблема переполненных дворов и дорог решена. Будут только начальники и крутые бизнесмены по пустым улицам носиться....

  • Alex-wolf 21 июня 2012 в 22:09

    Конкретный пример: Кнорина 10б - шестьдесят квартир, парковочных мест, аж целых две штуки, все кто не успел их занять - нарушители. Ближайшая платная стоянка по улице Калиновского, на которой никогда нет свободных мест. Я уже молчу про дом 12/1 по Рокоссовского, под 900 квартир, парковочных мест от силы 60