• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Дорога


Анна Рудь,

Большой точности от приборов фиксации столичные сотрудники ГАИ требуют в ожидании детекторов с более расширенными функциями. В перспективе они должны "видеть" даже непристегнутый водителем ремень безопасности. Но в частную жизнь участников дорожного движения вмешиваться никто не будет. По словам начальника отдела технических средств и систем управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрия Навоя, лицо пассажира на переднем сидении останется "за камерой".
 
 
"Сегодня законодательство позволяет ГАИ наказывать с помощью фотодетектирования лишь за нарушения скоростного режима, но столичная автоинспекция предлагает внести изменения - с тем, чтобы позволить фиксировать также нарушения правил остановки и стоянки, маневрирования, проездов перекрестков, пешеходных переходов", - добавляет заместитель начальника УГАИ Мингорисполкома Вадим Гаркун.
 
 Первые камеры появятся в Минске уже в нынешнем году – на перекрестке улиц Козлова и Платонова.
 
 "Мы собираемся апробировать систему фиксации в условиях города на протяжении, думаю, не менее года – именно столько времени требуется на отладку только технической стороны, - продолжает Гаркун. - Будем пробовать снимать автомобили в разных условиях: с грязными номерными знаками, в светлое и темное время суток, плохая погода – дождь, снег, туман. Важно убедиться, что вспышка камеры ни при каких обстоятельствах не ослепит водителя. Параллельно – выйдем с законодательной инициативой о расширении критериев ответственности водителей".
  
Столичный перекресток ул. Козлова – Платонова станет пилотной площадкой – в соответствии с планом "охвата" дорожной сети страны системой фотофиксации очередные – после трассы М1 – камеры должны появиться на МКАД. Полностью оснастить столичные дороги фотодетекторами запланировано к 2014 году, но уже сегодня этот срок кажется весьма приблизительным.
  
Камеры на автодороге Брест - Минск - граница РФ М1/Е30 не функционируют в рабочем режиме по сей день – система проходит тестирование и, согласно сообщению УГАИ МВД, будет введена в действие с 1 июля. "Загородные" камеры, работающие только на скорость, лица водителей фотографировать не будут – сделают снимок заднего номера автомобиля.
 
После окончания проверки центра фотофиксации при ГАИ УВД Миноблисполкома скорость на трассе М1 начнут снимать. Фото: БЕЛТА
 
Законодательная база для нововведения подготовлена давно - президент еще в 2010 году подписал указ № 454, который позволяет штрафовать владельцев автомашин за превышение скорости на основе данных спецприборов фото- и видеофиксации. Но параллельно с отладкой "железа" на М1 за это время возникло множество процессуальных вопросов, ответов на которые пока, наверное, нет.
 
 В частности, водителей сразу возмутил факт, что постановление о привлечении административной ответственности "с камеры" пришлют не тому, кто фактически нарушил правила, а владельцу транспортного средства. Сотрудники ГАИ предупреждают: доказать, что за рулем было иное лицо, обязанность именно владельца автомобиля, а не органа, ведущего процесс. Хотя и признают, что это несколько противоречит существующей в белорусском праве презумпции невиновности.
 
 "Законодатели опирались на международный опыт, - комментирует ситуацию Гаркун. - В большинстве стран Европы ответственность собственника как владельца источника повышенной опасности наступает по умолчанию. Вместе с тем никто не будет рубить с плеча – у каждого "несправедливо обвиненного" собственника будет время заявить о своей непричастности к правонарушению. В течение трех дней постановление о привлечении к ответственности будет направляться по почте, заказным письмом с уведомлением, собственнику транспортного средства. С момента ознакомления с копией постановления у него будет месяц, чтобы написать заявление в ГАИ. В нем нужно указать, кто на самом деле в момент нарушения был за рулем. В таком случае один административный процесс будет завершен, и начат другой – в отношении фактического нарушителя".
  
Теоретически все просто и понятно. Но практически - ни международный опыт, ни разработчики законодательной базы несколько лет назад не могли предвидеть, какое количество автомобилей белорусов будут проданы в обход таможенных законов по доверенности в Россию во время "автомобильного бума" 2011 года. По некоторым данным – их тысячи.
 
 "Собственник автомобиля, нарушая закон, продавая автомобиль за границу без соответствующего оформления, должен был осознавать риск, на который идет. Так что, если на камеру попадет такой автомобиль-"нелегал", его владельцу придется выбирать: оплачивать чужие штрафы или все же легализовать сделку и не беспокоиться", - считает Вадим Гаркун.
 
ГАИ готова и к немалому обороту административных дел: прекращать одни и начинать новые процессы придется постоянно, ведь в Беларуси собственник транспортного средства имеет законное право передавать свой автомобиль сколь угодно часто и кому угодно, имеющему право управления. Но представители автоинспекции считают, что уже в скором времени владельцы станут более ответственно относиться к своим машинам – в том числе и благодаря нововведению.
 
Нужные услуги в нужный момент
-70%
-35%
-40%
-10%
-12%
-40%
-33%
-10%
-20%
-15%
0058437