• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Дорога


Снежана Инанец,

Норма, по которой "Минсктранс" взыскивает с виновников ДТП ущерб за простой общественного транспорта, действует с 2006 года. В 2011 году ущерб вылился в крупную сумму, которую оплатили виновники – 103 миллиона рублей. Однако далеко не все водители в курсе. TUT.BY разбирался, как именно транспортное предприятие подсчитывает упущенную выгоду.

 
"Всем доброго дня! На днях муж попал в мелкое ДТП. Вину признал, штраф заплатит, но речь о другом. Примерно на 30-40 мин. из-за аварии было затруднено движение по Маяковского, например, троллейбусы объехать место ДТП не могли. Приехал главный инженер из "Минсктранса", записал данные виновного и сказал, что, мол, ждите и с нашей стороны штраф за простой троллейбусов…" - удивляется участник сообщества minsk_by в Живом Журнале. Комментировавшие запись автомобилисты либо вообще о таком не слышали, либо рассказывают о том, как самим однажды пришлось оплатить простой.

Ниже пример претензии и расчета, предоставленный КУП "Минсктранс":







 
Начальник юридического отдела КУП "Минсктранс" Регина Иванникова рассказала о том, на каких основаниях транспортники просят денег, а также о самом механизме подсчета.
 
- Данная норма закреплена в гражданском законодательстве РБ. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Гражданского кодекса Беларуси лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Так, если в какой-то ситуации автобус может объехать место ДТП, то троллейбус не во всех ситуациях в состоянии это сделать – часто, если ДТП по второму ряду, то длина штанг троллейбуса не позволяет объехать аварию на достаточном расстоянии. Если случился такой простой, мы доказываем причинную связь ДТП и простоя транспортных средств, - рассказывает юрист.
 
Отметим, что возмещать виновнику аварии приходится как упущенную выгоду общественного транспорта, который стоял и не развозил пассажиров какое-то время, так и расходы на организацию движения "взамен". Указывается число потерянных рейсов, а также подробно рассчитывается, сколько пассажиров "Минсктранс" потерял из-за остановки транспорта, сколько километров не смогли проехать пассажиры, причем учитывается даже пробег машин предприятия.
 
- Когда останавливаются трамваи или троллейбусы, на данное ДТП выезжает работник службы организации движения "Минсктранса". Для того чтобы организовать движение транспорта, максимально приемлемое в этой ситуации. Если авария произошла до перекрестка, то иногда мы можем развернуть троллейбусное движение по другой линии. То есть уже будут меньше простои, но потери останутся – мы развернули троллейбус, и рейс получился длиннее, иногда на несколько километров. Да, мы потерпели убытки, но мы вывезли пассажиров, - объясняет Регина Иванникова.
 
Транспортники рассказывают, что величина убытков зависит не от времени простоя. Вычисляется особый показатель – потери машино-место-километров. Методика подсчетов утверждена Министерством транспорта и коммуникаций еще в 1995 году.
 
- Мы получаем дотацию на городской пассажирский транспорт, финансирование осуществляется на основании выполненной работы. То есть сколько мы выполнили – столько мы и получили денег. Мы недополучаем в результате этих простоев, ведь в принципе-то транспорт работал. Поэтому по методике рассчитывается, сколько потеряло рейсов транспортное средство, сколько могло бы успеть перевезти пассажиров. Сразу на момент ДТП потери мы определить не можем. Надо высчитать, сколько затрат идет на один пассажиро-место-километр в месяц. Подсчеты проводим по всем ДТП по окончании месяца.
 
В январе один машино-место-километр для троллейбусов стоил 8848 тысяч рублей, у автобусов – 8566, по трамваям – дороже. Каждый месяц это новая сумма.
 
- У трамвая машино-место-километр самый дорогой, потому что чаще всего очень сложно организовать компенсацию его движения, - объясняет Регина Иванникова.
 
Убытки за простои "Минсктранс" взыскивает с виновников ДТП с 2006 года. Юрист предприятия поделилась с нами любопытной статистикой.
 
Год
Сколько подано претензий виновникам
2006
171
2007
382
2008
354
2009
581
2010
1094
2011
1242
 
Тенденция увеличения более чем очевидна.
 
- Каждый начал считать свои деньги. Сумма простоя в 2011 году – 103 миллиона рублей. Согласитесь, нам их никто не подарит.
 
Поначалу "Минсктранс" подавал сразу иски в суд, позже виновники стали просить решать вопрос вне суда.
 
- Мы пошли навстречу, и с 2011 года до подачи иска в суд мы всем направляем претензии по домашнему адресу заказным письмом. Примерно 70% платит добровольно. В остальных случаях обращаемся в суд, - говорит Регина Иванникова. – Направляем и справку из ГАИ, и подробную раскладку расчетов упущенной выгоды.
 
Собеседница пробегает взглядом по таблице представленных к оплате сумм.
 
- В основном все начисленные суммы размером не больше двухсот, а то и ста тысяч рублей. Вот, вижу, в 2011 году предъявили сумму в 1 миллион 625 тысяч рублей – но это фирме. Такие большие претензии выставляются обычно фирмам, которые техникой повреждают кабели, например, что вызывает остановку движения.

 

 

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-50%
-50%
-50%
-15%
-30%
-20%
-75%
-20%
-20%
-35%