Поддержать TUT.BY
68 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Прокурор запросил пять лет за тяжкие телесные повреждения милиционера. Обвиняемый 12 дней был в реанимации
  2. Собрали протестные флаги районов Минска в одну карту. Полюбуйтесь на этот креатив
  3. Задержанные на акциях в поддержку Навального — о нарушении прав, отношении полиции и своей мотивации
  4. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  5. Видеофакт. В Минске замечена бронемашина — ранее ее не удавалось опознать
  6. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  7. «Выживали — по-другому и не скажешь». Каково сейчас на Окрестина, где не принимают передачи
  8. «Шатать и раскачивать нас будут». Лукашенко назначил нового госсекретаря Совбеза
  9. Тайна, которую хранили 30 лет. Белоруска узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  10. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  11. Четыре спальни, гостиная и терраса. Проект каркасного дома на 108 «квадратов» со сметой
  12. Кадровый вторник, представители МВД в суде, Ян Солонович на свободе. Что происходит 26 января
  13. «Как будто хотят сделать процедуру сложнее». Ковалкин — о грядущих изменениях по обращениям
  14. Узнали, какая ситуация с краудфандинговыми площадками, основатель которых — Эдуард Бабарико
  15. «Люди спрашивали, как мы живем». История семьи с незрячими родителями и здоровым малышом
  16. Сугробы, метель и монохром. Смотрите, как Брест и Гродно накрыло сильным снегопадом
  17. За сутки в стране всего 847 случаев COVID-19 — в два раза меньше, чем в воскресенье
  18. «С мешком на голове привезли на границу, а милиционеры: «Добро пожаловать домой». Юрист ФБК о протестах
  19. Топ-баскетболистка Беларуси не верит, что в стране все останется как есть. И вот почему
  20. Экс-студента БГУИР судят за частичный срыв занятий. Кажется, преподаватели не согласны с тем, что «срыв» был
  21. Долги давят на баланс. БМЗ ждет новую порцию поддержки от государства
  22. Врач Никита Соловей больше не главный инфекционист Минска
  23. У кого было больше шансов найти работу в кризисный 2020 год? Вы удивитесь, но это не «айтишники»
  24. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  25. Экс-студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, внезапно отпустили с Окрестина
  26. Активно протестовавший «Гродно Азот» доверили бывшему вице-премьеру Ляшенко
  27. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  28. У Комитета госконтроля новый «старый» руководитель
  29. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  30. Песков — о дворце в Геленджике: Кремль не имеет права разглашать


/

Колонна из более чем 200 тракторов на трассах страны в минувшие выходные явление необычное, а потому вызвавшее большой резонанс. «Создали коллапс на дороге», — возмущались водители, которые из-за сельхозтехники стояли в заторах и теряли не только время, но и топливо. На заводе же говорят, что продажа такой большой партии тракторов — отличный повод, чтобы организовать торжественную отгрузку. AUTO.TUT.BY узнал у организаторов, почему все-таки решили гнать колонну своим ходом, а также прикинул, затратное ли это дело.

Фото: читатель TUT.BY
Фото: читатель TUT.BY

«Свернул с трассы, чтобы объехать трактора, — намотал лишних 72 километра»

Итак, утром 20 декабря более 200 тракторов проехали по дорогам Беларуси. Все они направлялись в Витебскую область. На каждом — красно-зеленый флаг, на некоторых — по два. Из Минска сельхозтехника выезжала под песню «Любимую не отдают».

По информации МТЗ, по дорогам двигалось три большие колонны: первая по трассе Минск — Витебск, вторая — по трассе Брест — Москва, третья — по трассе Сморгонь — Свирь. Часть тракторов выехала из Минска, по несколько десятков стартовали из поселка Обчак и Сморгони.

А вот минчанин Денис выехал по трассе М3 из Минска в Новополоцк уже вечером — около 17.00. Где-то в 10 километрах от Лепеля его машина уперлась в медленно едущие автомобили и фуры. Сначала он подумал, что впереди ДТП, но потом оказалось — водитель просто «догнал» колонну тракторов в сопровождении машин с мигалками.

Автомобилист говорит, что на этом участке дорога двухполосная — по одной в каждом направлении. Обогнать трактора было невозможно. Машины тащились за колонной 20−40 км/ч, и, не доезжая Лепеля, весь транспорт вообще встал «намертво».

— Водители начали психовать, дальнобойщики сигналили. Какие-то машины выскакивали на встречку — хотели объехать колонну, но потом упирались в машину ГАИ с мигалками и возвращались обратно.

Примерно через полчаса машины снова поехали довольно быстро. Денис увидел на обочине справа автомобили ГАИ и около тридцати тракторов.

— Подумал, вот счастье, проехал затор. Но не тут то было! Проехали круг в Лепеле и уперлись в другую колонну тракторов. И снова ехали 20−30 км/ч.

Парень вспомнил, что самые продвинутые водители сворачивали на второстепенные дороги и пускались в объезд еще до Лепеля, остальные думали проскочить по трассе, и ошиблись.

— В конце концов я тоже не выдержал и свернул в лес на прилегающую дорогу. Поехал в объезд по деревенскому бездорожью. А что было делать? Я вез полный багажник продуктов бабушке, там среди прочего была свежемороженая рыба.

Объезд трассы с тракторами составил для Дениса около 72 километров. Участок дороги возле Лепеля, который он проезжает обычно минут за сорок, он проехал за два часа. По словам водителя, трасса М3 всегда загружена (за исключением ночи) поэтому транспортный коллапс можно было предусмотреть.

МТЗ: «Такие большие партии для внутреннего рынка — редкость. Решили сделать все торжественно»

На МТЗ отметили, что покупка предприятиями Витебской области 354 тракторов — радостное событие для заводчан. Такие большие партии для внутреннего рынка, а тем более для одного региона — редкость. Например, в январе — ноябре 2020 года для предприятий страны было продано чуть более полутора тысяч тракторов.

— Мы посчитали, что это хороший повод для того, чтобы организовать торжественную отгрузку техники. Чтобы поднять работникам завода и минчанам настроение приурочили это еще и к открытию предпраздничной ярмарки на призаводской площади, — объясняют в пресс-службе МТЗ.

Логисты решили, что утро воскресного дня — лучшее время для того, чтобы техника выдвинулась в путь и без проблем добралась до конечного пункта.

Кстати, все трактора доехали до предприятий. Это тоже порадовало производителя. Всего в воскресенье отправили 240 тракторов, оставшиеся после массовой отгрузки доставят на предприятия до конца года.

Витебский облисполком: «Как доставлять трактора — вопрос участников сделки»

Трактористов для перегона техники представила витебская сторона. В Минск перед отгрузкой также приехали представители комитета по сельскому хозяйству Витебского облисполкома.

— Чтобы доставить технику фурой, это надо, чтобы она в колхозе была. А нанимать перевозчика — тоже деньги, — говорит заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Михаил Придыбайло и искренне удивляется такому ажиотажу вокруг проезда колонны.

— Есть конкретная сельхозорганизация, которая заключила договор с заводом. Они определили условия поставки трактора, это вопросы участников сделки. Покупатель решил — поедем своим ходом. Что, сельхозорганизация не может перегнать свой трактор по дорогам Беларуси? Может! Так почему задаются вопросы?

Что касается заторов, которые происходили из-за колонны техники, то этим вопросом занималась ГАИ: проезд был согласован, трактора сопровождали патрульные машины.

Как дешевле: своим ходом или на фуре?

Действительно, как нам удалось узнать, покупатели тракторов, чтобы сэкономить на доставке, часто забирают технику с МТЗ и доставляют на предприятие своим ходом. Правда, такими партиями технику еще никогда не покупали.

Конечно, трактора можно перевозить на фурах, но это дополнительные расходы, особенно если грузовика с полуприцепом в хозяйстве или на предприятии нет. В этом случае покупатель должен нанять перевозчика. Как правило, в одном полуприцепе перевозят три трактора МТЗ-82. Стоимость проезда одного километра фуры по Беларуси составляет примерно 2,40 рубля. Расстояние от Минска до Витебска — около 300 километров. Получается, что доставка трех тракторов стоила бы около 720 рублей, а на доставку ушло бы около четырех часов. Чтобы доставить все 240, потребовалось бы 57,6 тысячи рублей.

Сколько ушло на доставку всей этой техники своим ходом в воскресенье, не озвучивается. Но мы прикинули, какие примерно расходы потребовались.

  • Известно, что к месту отгрузки прибыли трактористы предприятий-покупателей. Значит, были потрачены определенные деньги на их доставку (суммы неизвестны), к тому же работникам должны были выплатить командировочные. Суточные на один день по Беларуси составляют 9 рублей. Значит, на всех трактористов потребовалось примерно 2,1 тысячи рублей. Но не исключено, что работники предприятий приехали за тракторами за несколько дней, тогда командировочные выплаты увеличиваются и появляются расходы на проживание.
  • В Витебскую область доставляли несколько моделей тракторов, среди них были BELARUS-82.1 (расход топлива — около 5,5 литра в час), энергонасыщенный 3522 (расход топлива — 16,5 литра в час) и другие. Сколько каких моделей ехало по трассе, не озвучивалось, поэтому мы высчитали расход солярки по минимуму. Поскольку трактора ехали 10 часов, получается один трактор «съел» примерно 55 литров. При цене 1,80 рубля за литр, на заправку всех тракторов могло уйти около 23,7 тысячи рублей.
  • Сопровождение колонны патрульными автомобилями ГАИ тоже стоит денег. Ставки за эту услугу разные в каждой области Беларуси. Нам неизвестно, оплачивалась ли эта услуга покупателями тракторов.

Получается, что на доставку всех тракторов своим ходом ушло в районе 25 тысяч рублей, на практике эти расходы могли быть как выше, так и ниже.

-35%
-20%
-45%
-70%
-44%
-50%
-25%
-50%
-40%
-25%