/

Квартал в пределах улиц Семеняко — Лосика — Карского новый. Дома здесь начали сдавать в 2014 году, детский сад открыли в 2018-м, школу — весной 2019-го. Казалось бы, раз в районе живут преимущественно молодые семьи, то и особых проблем быть не должно. Но они возникли. На первый взгляд причина мелочная — один шлагбаум. Но внезапно здесь вскрылись все давние мозоли города — хроническая нехватка парковок и непонятные людям действия властей. AUTO.TUT.BY рассказывает подробности истории.

Фото предоставлено героями текста
Фото предоставлено героями текста

Зачем вообще понадобился шлагбаум

Евгений, Геннадий и Сергей — трое жителей дома по адресу Семеняко, 14. Парковочными местами в их дворе пользовались не только соседи из их дома, но и соседи из многоэтажек рядом. Результат знаком многим жителям минских спальников: стихийная парковка в два-три ряда, постоянная езда по зеленой зоне, невозможность проехать скорым и другим спецслужбам.

Такая ситуация мужчин не устраивала. В их товарищество собственников входит три дома. Обсудив вопрос на этом уровне, решили попробовать установить во дворах двух из них шлагбаум — только для «своих». Для этого нужно было заручиться поддержкой 50% (+ еще одним голосом) участников ТС, что и было сделано.

30 апреля 2019 года администрация Фрунзенского района Минска выдала товариществу собственников «Сухаревский квартал» разрешение на проведение проектно-изыскательских работ и благоустройства территории по адресу Семеняко, 14.

Фото документа предоставлено героями текста
Фото документа предоставлено героями текста

Вкратце суть документа такова: шлагбаум устанавливать можно, если выполнить работы по действующим техническим нормативным актам, получить все соответствующие разрешения, соблюсти интересы всех собственников общего имущества. Прописано было все: вплоть до того, что нужно высадить компенсационные кустарники, если какие-то будут выкопаны.

Занимались всем втроем: кто-то собирал документы, кто-то их согласовывал, кто-то — непосредственно устанавливал конструкцию. Это небыстрые процессы: нужно было уведомить МЧС и другие организации, установить кодовую панель, от которой экстренные службы знают пароль, настроить отключение шлагбаума при отсутствии в районе электричества. Поэтому установку закончили в декабре 2019 года, а заработала конструкция только в начале 2020-го.

Немаловажный момент — все вышеописанные работы нужно было выполнить за собственные средства. За подготовку к установке товарищество собственников отдало 4000 рублей. Вместе с самим шлагбаумом затея «потянула» на 11 880 рублей.

— После установки шлагбаума был установлен дополнительно знак «Движение запрещено» с получением соответствующего разрешения в ГАИ города. Знак подразумевает, что под него могут заезжать только жильцы дома № 14, — объясняет Сергей. — Мы это сделали после неоднократных варварских проездов по тротуарам и газонам. И на действия данных водителей неоднократно вызывали ГАИ.

Фото предоставлено героями текста
Фото предоставлено героями текста

После того как все условия установки шлагбаума были выполнены, а деньги потрачены, товарищество получило новые документы от администрации района.

Маленький «привет» от жителей соседних домов и большие последствия

Сначала (по иронии судьбы почти ровно через год после дачи разрешения) 21 апреля 2020 года в товарищество собственников направили письмо: шлагбаум нужно демонтировать до 1 мая. Иначе это сделает ЖКХ к 1 июня, а ТС еще и заплатит за это. Сами участники товарищества узнали об этом в середине мая, случайно прочитав автомобильный форум — там это письмо, по словам мужчин, откуда-то всплыло.

Фото документа предоставлено героями текста
Фото документа предоставлено героями текста

15 мая 2020 года администрация Фрунзенского района отправила минчанам еще два письма (фотографии обоих есть в редакции. — Прим. TUT.BY). Первое объясняет, что отмена прошлогоднего решения случилась с учетом «жалоб и протестов», а второе — что формальный протест идет из прокуратуры города Минска. Протест по жизни — от жителей соседних домов, которые принялись жаловаться в различные инстанции.

— Точно писали еще в ГАИ, потому что и туда нас вызывали, — объясняет Геннадий обстоятельства случившегося. Сейчас он вместе с Евгением и Сергеем готовят обращения в вышестоящие инстанции вместе с юристами.

Ситуация со шлагбаумом вынудила минчан задавать администрации района главный больной вопрос: почему в принципе возникает такая проблема, что в относительно новом современном квартале не предусмотрено достаточное количество парковок? Например, в доме по адресу Семеняко, 14 запроектировано 42 машино-места на 91 квартиру, хотя по нормативу ими должны быть обеспечены 125% квартир от имеющихся.

— Мы ходили на прием к главе администрации района на тему не только своего шлагбаума, но и по поводу предоставления и строительства парковки для всего района, — вспоминает Сергей. — Для соседних «свечек» (Семеняко 2, 4 и 6. — Прим. TUT.BY) вообще предоставлено только 20% парковочных мест от того, что должно было быть по законодательству.

По нормативу администрация района должна бесплатно предоставить их и для всех остальных. Вместо этого Евгению, Геннадию и Сергею предложили ждать строительства паркинга, где они смогут купить парковочное место. Ориентировочная цена, которую мужчинам назвали только на словах, составила почти 25 000 рублей. При этом район вовсе не для зажиточных людей: здесь строились преимущественно молодые и многодетные семьи. Наконец из администрации пришла отписка: паркинг построим, ждите.

Фото предоставлено героями текста
Фото предоставлено героями текста

Интересно, что, по словам Геннадия, до этого паркинг из проекта района убирали: именно после этого жителям и разрешили установить шлагбаумы.

— Получается, что администрация может делать, что хочет: сначала разрешить, потом запретить, — недоумевают минчане. — Почему администрация в принципе выдала разрешение на установку? И почему сейчас не предложила взять эту землю в аренду? Сейчас все похоже на то, что вместо комплексного решения проблемы района пытаются заткнуть эту «дырку» в инфраструктуре нашей парковкой на несколько десятков парковочных мест.

Недовольные соседи: «На земле города частной парковки быть не может»

Александр, который проживает по адресу Семеняко, 2, выступает против появления шлагбаума:

— Говорить, что я пользуюсь «чужими парковками», не совсем корректно, права собственности на них нет, — объясняет минчанин. — Я действительно паркуюсь не у своего дома достаточно часто, так как при 100 квартирах на дом выделено максимум по 20 парковок. И это не самое худшее положение у нас. На Карского, 3, машино-мест нет принципиально, после того как установили шлагбаум на Карского, 5.

При этом Александр считает, что установку нельзя назвать «незаконной».

— На тот момент [получения разрешения] она была вполне законна, — комментирует мужчина. — Другое дело, что установку шлагбаума не согласовали с жильцами этого района. Это осознала и администрация: поток писем с жалобами был колоссален. Суть наших претензий в следующем: никто не имеет права на частную парковку на земле, принадлежащей городу.

Такого же мнения придерживается и Ирина, которая живет в доме № 22 по той же улице. Минчанка считает, что шлагбаум перекрывает доступ к общему разворотному кольцу, расположенному во дворе за домом № 14. Кроме этого, по картам Национального кадастрового агентства видно, что автомобильная дорога у дома не закреплена за его территорией, то есть не может быть выделена «под шлагбаум».

Скриншот с сайта Национального кадастрового агентства
Скриншот сайта Национального кадастрового агентства. Красная площадь — это земля, закрепленная за домом № 14

Так кто прав и что делать?

Возможно, именно несовершенство законодательства способствовало тому, что произошла эта история.

В сентябре 2016 года Мингорисполком принял решение, по которому установить шлагбаум становится проще, если речь идет о товариществе собственников. Нужно лишь предоставить определенный перечень документов (п. 3.1), среди которых есть «удостоверенное нотариально письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, домом, постройкой, и участников общей долевой собственности». При этом о жителях соседних домов (если они, конечно, не входят в ТС) в списке документов ничего не сказано. Как и не сказано о том, должен ли быть участок в собственности или аренде у товарищества собственников.

По тому же решению Мингорисполкома решение об установке шлагбаума принимает местная исполнительная власть. Она и приняла, разрешив его установку. Пока все законно и логично. Но есть нюанс. На решение администраций, как надзорный орган, имеет право наложить протест прокуратура города — это и произошло на основании жалоб жителей соседних домов, которые построены на том, что автомобильная дорога принадлежит все же не ТС, а городу.

Прокуратура города Минска. Фото: пресс-служба ведомства
Прокуратура города Минска. Фото: пресс-служба ведомства

Здесь и получается так, что решение Мингорисполкома, действующее уже четыре года, несколько противоречит другим, вышестоящим, законам. В Кодексе о земле (статья 7) написано: «Земли общего пользования — земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами». Таким образом, на этом этапе могла бы сработать администрация района, не выдав разрешение товариществу, которое не арендует участок больший, чем указано в проекте, и таким образом подстраховав себя.

Итог — парадокс: и установщики шлагбаума формально сделали все согласно решению Мингорисполкома, и жители соседних домов имели право пожаловаться на ограничение доступа к землям общего пользования. Только деньги уже потрачены и возвращать их никто не будет — как и решать проблему с парковками.

-10%
-25%
-15%
-20%
-10%
-25%
-33%
-25%
-30%