Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  2. В Москве задержали адвоката Юрия Зенковича. Сейчас он в Минске в тюрьме КГБ
  3. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  4. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  5. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  6. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  7. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  8. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  9. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходит в Беларуси 14 апреля
  10. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  11. В Беларуси ограничили доступ к сайтам про политзаключенных и учебу в Польше
  12. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  13. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  14. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  15. «Спросили, связана ли работа с политикой». Как белорусы сейчас проходят украинскую границу
  16. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  17. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  18. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  19. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  20. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  21. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  22. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  23. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  24. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  25. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  26. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  27. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  28. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  29. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  30. Умер «песняр» Леонид Борткевич


Как только в семье владельцев машины рождается ребенок, детское автокресло становится практически необходимостью. Ездить без него — значит нарушать ПДД и халатно относиться к безопасности. А не ездить совсем, как правило, не вариант. Так как же выбрать детское автокресло и не пожалеть об этом? Мы попросили опытного автолюбителя и отца двух детей Евгения Дударева поделиться секретами. Многие рассказанные им лайфхаки не самые очевидные для молодых родителей.

Фото: TUT.BY
Иллюстративный снимок. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Для начала: зачем вообще нужно автокресло

Детское автокресло обеспечивает дополнительную защиту ребенка. В первую очередь, речь идет о защите не от ударов при столкновении машин, а о перегрузках, которые испытывают маленькие пассажиры при столкновении машин.

— У таких травм есть даже немедицинское название — плетьевая или хлыстовая. Детское кресло призвано смягчить перегрузки, возникающие при столкновении и при отскоке, — поясняет Евгений. — Также оно помогает сохранить правильную безопасную посадку до и при столкновении.

Есть ли альтернатива креслу

Если вашему ребенку еще не исполнилось 5 лет — нет. Это правило закреплено в ПДД.

Для перевозки детей в возрасте от 5 до 12 лет можно использовать другие удерживающие устройства. Пожалуй, самое популярное из них — бустер. Это специальная подушка для сидения ребенка, позволяющая безопасно пристегнуть его в автомобиле.

— По сути бустер обеспечивает слегка приподнятую посадку на сиденье легкового авто, чтобы штатный ремень безопасности правильно фиксировал и удерживал ребенка при столкновении, — поясняет Евгений. — Без такой подушки при фронтальном ударе ребенок может проскользнуть под горизонтальную ветвь ремня, которая проходит вдоль пояса. А диагональная ветвь ремня без бустера проходит по шее ребенка. Это и небезопасно, и просто неудобно при передвижении.

Такая посадка тоже обеспечивает безопасность. Но нельзя сказать объективно, что лучше — бустер или кресло.

— Есть результаты независимых тестов, которые говорят о том, что при боковом ударе бустер не обеспечивает высокой защиты. Но это и так понятно, — уверен Евгений. — А вот при фронтальном ударе бустер помогает. Вернее, помогает не он, а штатный ремень авто. Бустер лишь помогает ремню правильно исполнить свою функцию.

Именитые производители детских автокресел и сторонние организации типа ADAC делают краш-тесты детских кресел с использованием манекенов. ADAC — аббревиатура, которая с немецкого расшифровывается и переводится как Всеобщий немецкий автомобильный клуб. Это самая большая общественная организация Германии. Можно найти их рейтинг на русском языке — и это все-таки более правильно, чем смотреть на тесты самих производителей.

— Отмечу, что половина кресел и даже их марок, представленных у нас на рынке, никогда в краш-тестах не участвовала, — предупреждает Евгений. — Какая у них безопасность — никто не знает. Поэтому и советую смотреть результаты независимых тестов. В независимости ADAC я не сомневаюсь.

Возраст ребенка и выбор модели: где здесь подводные камни

Для начала надо знать, что выделяют пять основных групп детских автомобильных кресел.

«0» от рождения до 9 месяцев (подходят для веса до 9 килограммов)
«0+» от рождения до 15 месяцев (для веса до 13 килограммов)
«1» от года до 4 лет (рассчитаны на 9−18 килограммов)
«2» от 3,5 до 7 лет (и вес 15−25 килограммов)
«3» от 6 до 12 лет (подходят для ребенка весом 22−36 килограммов)

Но наш папа обращает внимание, что есть еще комбинированные кресла, которые «растут» вместе с ребенком. Они охватывают несколько возрастных групп:

— Например, кресло-трансформер группы 1−3 пригодно для перевозки детей от 1 до 12 лет. Я сделал выбор в пользу таких комбо-кресел. Получается, что в них можно безопасно перевозить детей, которые научились сидеть самостоятельно. По мере роста ребенка такое кресло трансформируется. И до 12 лет я могу использовать одно кресло, а не переходить на бустер, который нужно докупать.

А теперь важное замечание! В зависимости от того, как ребенок фиксируется в кресле, это ему может нравиться или не нравиться. Поэтому желание детей тоже надо учитывать. К примеру, есть кресла со встроенными многоточечными ремнями, которые буквально «опутывают» ребенка и застегивают его. Это по душе не всем.

— Выбранные мной кресла фиксируются на автомобиле в штатных креплениях Isofix — таких П-образных скобках между спинкой и подушкой заднего сиденья. За эти крепления и цепляются крючками детские кресла. Ребенок при этом пристегивается штатным ремнем безопасности, — говорит Евгений. — В самом кресле есть направляющие, которые обеспечивают правильную прокладку ремня вдоль пояса (по бедрам) и по телу. Такая фиксация не стесняет свободолюбивых детей.

Еще один неочевидный плюс такой конструкции: в случае ДТП любой человек сможет быстро эвакуировать ребенка, просто отстегнув штатный авторемень. В креслах с многоточечной фиксацией ремни застегиваются по-своему.

— Я не скажу, что отстегнуть ремни будет непросто, но чисто машинально привычным движением это не сделать, — дополняет собеседник.

Вообще, папа-эксперт советует такой алгоритм.

  • Сначала родители выбирают кресла, которые устраивают их по безопасности (смотрим рейтинги независимых краш-тестов, а не просто отзывы в интернете) и по стоимости.
  • Дальше отправляемся на примерку вместе с ребенком. Важно сделать выбор с ним, особенно если идет речь о группе 1 (от 1 до 4 лет), когда карапуз уже всячески продвигает свое мнение. Мало ли какая-то предусмотренная фиксация в кресле будет бесить ребенка?
  • Финальный шаг — примерка кресла в автомобиль. Есть реальные случаи, когда креслам, которые должны быть опоясаны штатным ремнем, просто не хватает длины этого самого автомобильного ремня.

— Я с этим столкнулся, — вспоминает собеседник. — Выбранные мной кресла в конфигурации под группу 1 предусматривают фиксацию ребенка при помощи столика-подушки. То есть нужно посадить ребенка в кресло, потом ставить этот столик-подушку и пристегивать ребенка. Ремень при этом проходит через паз (выемку) в подушке.

К тому же Евгений считает, что такой столик буквально приковывает ребенка, особенно если он в зимней одежде. Места для бедер и для тела на уровне живота между креслом и столиком очень мало:

— На практике я почти сразу отказался от столика и начал пристегивать ребенка ремнем безопасности. Это подразумевается данной моделью кресла, но при возрасте ребенка от 4 лет.

С креслами-люльками для детей в возрасте до года такая же ситуация. Но там почти во всех вариантах предусмотрена фиксация многоточечным ремнем.

Как расположить автокресло в машине и от чего это зависит

Это самая простая часть: производители авто предусматривают штатные крепления Isofix для установки детских кресел, как для «сидячих» пассажиров (от 1 года), так и для лежачих. Во многих случаях кресла-люльки фиксируются штатными ремнями безопасности. Способы и варианты установки кресел определены их производителем. Никакого простора для самодеятельности здесь нет и не может быть.

— Кресла-люльки нельзя устанавливать на переднем ряду сидений (на «штурманском» кресле) без возможности отключения фронтальной подушки безопасности, — напоминает Евгений. — Если штурманская фронтальная подушка безопасности в автомобиле не отключается, то детей до 12 лет на этом месте нельзя перевозить вообще.

Это предупреждение и дополнительные подробности обычно находятся на штурманском противосолнечном козырьке.

Еще пара неочевидных нюансов

Есть момент, который хорошо бы предусматривать… на этапе покупки автомобиля.

— Мне повезло: в моих машинах крепления Isofix были легкодоступны: в креслах производитель сделал «окошки», в которые удобно почти вслепую попадать креплениями и сразу защелкивать их, — вспоминает собеседник. — А вот на машине тестя таких окошек нет. Когда я переставлял кресла ему, приходилось засовывать пальцы рук между спинкой и подушкой, нащупывать П-образные скобки и потом как-то направлять к ним крепления кресел.

Фото: Евгений Дударев
Фото: Евгений Дударев

Впрочем, для таких нелепых кресел производители обычно предусматривают «адаптеры» — пластиковые коробчатые туннели. Эти адаптеры устанавливаются на автомобильные кресла между "сидушкой" и спинкой. Таким образом адаптеры открывают «проход» фиксаторов кресла к П-образным скобкам Isofix.

Фото: Евгений Дударев
Фото: Евгений Дударев

Также отец советует обратить внимание скорее на кресла от мировых производителей из Германии и Италии. Помимо безопасности у них много других приятных «плюшек» вроде удобных регулировок кресла не только под рост, но и по наклону (сидячее или более «спальное» положение), приятная обивка, отсутствие аллергенных материалов, легкость в стирке обивки, сохранение первозданного внешнего вида (не выцветают, не обрастают катышками, не впитывают запахи, сами не пахнут), не разбалтываются, не скрипят… Короче, полный комплект.

— Вы очень высоко оцените возможность легкого снятия тканевой обивки для стирки, — подсказывает Евгений. — Все-таки это дети и не всегда получится аккуратно обращаться с креслом.

Конечно, за такой набор вы заплатите немало: цены стартуют от 500 рублей. Есть варианты из Болгарии, Польши и Китая со стоимостью даже до 300 рублей, но здесь уже гораздо больше шансов не получить желаемого и разочароваться.

Есть какие-то кресла, с которыми не справится хрупкая женщина или пожилой человек?

Когда кресло уже поставлено в машину, никаких сложностей быть не должно. Особенно если ребенок фиксируется штатным ремнем автомобиля.

— Если у автокресла своя многоточечная система ремней, то, наверное, нужно больше возиться с ее застегиванием и расстегиванием, а также правильным «заправлением» ребенка в подобные многоточечные ремни. Но это отцов тоже касается — разбираться придется всем.

Единственная проблема — переноска самого кресла из одного автомобиля в другой (если вам придется это делать):

— Мои кресла-трансформеры в вариации для 1-й группы уж очень тяжелые. У них есть увесистая «приступка», на которой покоится и регулируется само кресло. Переносить кресла (особенно два за раз) было нелегко. Но при превращении этих кресел под группу 2−3 эта приступка просто отвинчивается и остается дома.

Итоги: краткая выжимка что к чему

  • Выбирайте кресла, опираясь на данные краш-тестов, а не на мнения кого-то из интернета.
  • Не забывайте учесть мнение ребенка и примерить кресло к вашей машине.
  • Сразу обратите внимание, насколько удобно и быстро вы сможете устанавливать кресло и пристегивать в нем ребенка. Смотрите на варианты, где все действия сведены к машинальным.
  • Не гонитесь за дешевизной, а смотрите на рейтинги безопасности и на «дополнительные плюшки» у кресла.
  • Подумайте об эксплуатации кресла: вам придется стирать обивку, пользоваться им не один год (вероятно), так что эти параметры также стоит учесть.
  • При выборе кресла-трансформера желательно продумать вашу жизнь так, чтобы не таскать его из машины в машину. Это будет тяжеловато.

Из главы 23 ПДД:

Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:

  • детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, — в возрасте до пяти лет;
  • детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, — в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.

Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен.

Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.

-53%
-40%
-30%
-35%
-10%
-50%
-40%
-50%
-24%
-10%
-5%