/ Фото автора /

До появления коронавируса мало кто задумывался о тотальной дезинфекции личного автомобиля. Заехал на мойку, почистил салон — вот и все процедуры. Да и сейчас многие считают, что машина вполне может стать убежищем от COVID-19. К сожалению, это не совсем так. AUTO.TUT.BY разбирался, что может сделать салон автомобиля наиболее безопасным и помогут ли сейчас такие вещи, как химчистка, озонирование и кварцевые лампы.

Фото: Павел Мурашко

Где в машине живут вирусы и бактерии

Мы привыкли думать, что самое опасное место — это руль, который мы все время трогаем руками. Но на самом деле наибольшую опасность представляет система отопления и вентиляции.

— Это легкие салона вашего авто, — говорит специалист по санации помещений Денис Лавренов. — Фильтр салона не на 100% задерживает болезнетворные аэрозоли, аллергены и вирусы. Плюс некоторые автовладельцы экономят на его замене. Влажная среда при использовании кондиционера создает настоящий инкубатор в его компонентах — радиаторе кондиционера, воздуховодах, дефлекторах. Помыть эти элементы или обработать дезсоставом проблематично из-за их расположения и строения.

Фото: Павел Мурашко
Конечно, местом обитания вирусов и бактерий являются предметы салона, с которыми соприкасаются открытые участки тела — рулевое колесо, ручки дверей, рычаги коробки передач и стояночного тормоза. Через потертости, раны и царапины болезнетворные бактерии могут попасть в организм.

— Есть еще скрытые полости за обшивкой и ковролином автомобиля или сиденья со своими обитателями — сапрофитами, до которых не добраться ни одному дезинфицирующему составу или аэрозолю.

Ездить ли в машине в маске водителю и пассажирам?

Система вентиляции автомобиля работает просто: воздух забирается снаружи через воздухозаборники, проходит через фильтр, нагревается (или охлаждается) и подается в салон. А выводится через вентиляционные отверстия сзади. То есть поток воздуха проходит через весь салон, от передних пассажиров к задним. Поэтому если вы едете в машине-такси, то для полной безопасности в масках должны быть и водитель, и пассажиры.

Салонный фильтр автомобиля не настолько хорош, чтобы задерживать вирусы и бактерии. Но шанс «захватить» вирус из воздуха при езде крайне сомнителен. Поэтому при езде в одиночку маску можно и не надевать. А вот с пассажирами, особенно не из круга постоянного общения, лучше всем себя обезопасить.

Можно ли часто протирать поверхности в машине антисептиком?

Протирать поверхности, наиболее часто контактирующие с руками, можно и нужно. При этом нужно понимать, что ни одно дезинфицирующее средство в виде жидкости не проберется в скрытые полости и поверхности.

Для самой машины вреда в частом использовании антисептика не будет. Кстати, протирать нужно не только предметы в салоне, но и ключ, которым вы открываете машину.

Фото: Павел Мурашко
Рулевое колесо, ручки дверей и рычага переключения передач можно и нужно протирать дезсредством

Но есть нюанс.

— Обработка дезинфицирующим раствором или аэрозолем, который на поверхности салона создает защитный слой, может вызвать аллергическую реакцию и раздражение на нежных участках кожи при соприкосновении. А если вы возите детей, то нужно тщательно подходить к выбору средства — некоторые могут нанести вред детскому организму, — объясняет Денис Лавренов.

Спасет ли от вирусов химчистка салона?

— Недостатки будут примерно те же, что мы озвучили выше. Только к средствам дезинфекции добавляются еще чистящие средства и отдушки, которые «любят» астматики, аллергики, — напоминает специалист.

Кроме того, химчистка — процесс долгий и достаточно дорогой, а после влажной уборки необходимо высушить салон в течение пары дней. К тому же никакая химчистка не поможет на перспективу. Стоимость процедуры — от 250 до 400 рублей, в зависимости от размеров автомобиля и степени его загрязненности. Но можно заказать химчистку отдельных элементов — панели приборов, дверей. Обойдется в 30−40 рублей за элемент.

Ультрафиолет, кварцевание и ионизация воздуха — что-то из этого поможет?

По словам специалиста, ультрафиолет или кварцевание действительно эффективны в дезинфекции, но могут ускорить процесс выгорания интерьера салона. Кроме того, свет попадает только на видимые поверхности, то есть систему отопления и вентиляции как самые главные рассадники вирусов и бактерий они не очистят. Стоимость услуг по кварцеванию начинается с 10 рублей. Кроме того, можно купить лампу и делать это самостоятельно. Стоят кварцеватели от 60−70 рублей.

С ионизацией другая проблема: да, ионизаторы используются в системах вентиляции для очистки воздуха и подавления бактериальной активности.

— Но твердые частицы, содержащиеся в воздухе, — пыль, копоть, бактерии, аллергены — заряжаются и оседают на поверхностях. То есть воздух очищается, но в автомобиле загрязнения приходится удалять со всех поверхностей, — предупреждает специалист.

А если «ударить» во вирусу озоном?

Уже несколько лет услугу озонирования предлагают и для автомобилей, обещая в первую очередь избавить салон от посторонних неприятных запахов. А что с вирусами?

Фото: Павел Мурашко
Промышленный озонатор с производительностью 30 г/ч заполняет салон автомобиля озоном

То, что озон убивает и бактерии, и вирусы, — факт. В белорусских больницах операционные обрабатывают озоном после стандартной уборки. Для этого используют профессиональные озонаторы (не путать с ионизаторами!).

— Озон и кислород мощные окислители, химическая формула озона О³, то есть он состоит из трех атомов кислорода (у кислорода валентность 2), имеет большую массу и плотность и более активно участвует в процессах окисления. Проще говоря, в процессе окисления озон убивает любые микроорганизмы. Причем где бы они ни прятались. Потому что озон — это газ с высокой проникающей способностью.

Процесс обработки автомобиля озоном прост и занимает 30 минут. В багажник ставится мощный промышленный озонатор с производительностью 30 г/ч. Это много. Для примера, дешевый бытовой озонатор вырабатывает 200−600 мг/ч. Двигатель заводится, включается кондиционер и режим рециркуляции. Потом двери закрывают и включают озонатор на 5 минут — он закачивает газ озон в салон. После этого прибор выключается и газ «работает» в машине 10 минут. После процедуры необходимо проветрить салон в течение 15 минут, потому что высокая концентрация озона уже опасна для здоровья.

Фото: Павел Мурашко
Концентрация озона в салоне во время обработки очень высока. Находиться внутри опасно для здоровья

Кстати, если оставить в салоне вещи во время процедуры озонирования, то они тоже продезинфицируются.

Процедура стоит 35−60 рублей. Но и здесь нужно понимать: если вы очистили салон сегодня, это не значит, что стерильным он будет все время. От дезинфекции поверхностей это вас не освобождает. Но если так сложилось, что в своей машине был пассажир с подтвержденным COVID-19, то такая обработка может стать одним из вариантов защиты.

-30%
-50%
-10%
-10%
-10%
-30%
-10%
-40%
-23%
-30%