Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  2. «„Перевернуть страницу“ нельзя, психика так не работает». Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  3. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  4. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  5. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  6. «В 115 ответили: «Ну вы же взрослые, сами решите». Как жила минская Малиновка без отопления и горячей воды
  7. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  8. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  9. 3 года «химии» получил минчанин, который выкатил камень на дорогу во время акции протеста
  10. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  11. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо
  12. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  13. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  14. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  15. Беларусь хотела повысить тариф на транзит российской нефти на 25%, но вышло гораздо меньше
  16. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  17. Бывшему милиционеру дали 2 года «химии» — за оскорбление оперативника
  18. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  19. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  20. «Два с половиной года мы боремся за жизнь». История Надежды, чья дочь больна раком
  21. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  22. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  23. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  24. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  25. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  26. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что должно заметно подорожать
  27. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  28. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  29. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  30. Бывший студент БНТУ подал иск, чтобы отменить свое отчисление. Вот что решил суд


/ Фото автора /

До появления коронавируса мало кто задумывался о тотальной дезинфекции личного автомобиля. Заехал на мойку, почистил салон — вот и все процедуры. Да и сейчас многие считают, что машина вполне может стать убежищем от COVID-19. К сожалению, это не совсем так. AUTO.TUT.BY разбирался, что может сделать салон автомобиля наиболее безопасным и помогут ли сейчас такие вещи, как химчистка, озонирование и кварцевые лампы.

Фото: Павел Мурашко

Где в машине живут вирусы и бактерии

Мы привыкли думать, что самое опасное место — это руль, который мы все время трогаем руками. Но на самом деле наибольшую опасность представляет система отопления и вентиляции.

— Это легкие салона вашего авто, — говорит специалист по санации помещений Денис Лавренов. — Фильтр салона не на 100% задерживает болезнетворные аэрозоли, аллергены и вирусы. Плюс некоторые автовладельцы экономят на его замене. Влажная среда при использовании кондиционера создает настоящий инкубатор в его компонентах — радиаторе кондиционера, воздуховодах, дефлекторах. Помыть эти элементы или обработать дезсоставом проблематично из-за их расположения и строения.

Фото: Павел Мурашко
Конечно, местом обитания вирусов и бактерий являются предметы салона, с которыми соприкасаются открытые участки тела — рулевое колесо, ручки дверей, рычаги коробки передач и стояночного тормоза. Через потертости, раны и царапины болезнетворные бактерии могут попасть в организм.

— Есть еще скрытые полости за обшивкой и ковролином автомобиля или сиденья со своими обитателями — сапрофитами, до которых не добраться ни одному дезинфицирующему составу или аэрозолю.

Ездить ли в машине в маске водителю и пассажирам?

Система вентиляции автомобиля работает просто: воздух забирается снаружи через воздухозаборники, проходит через фильтр, нагревается (или охлаждается) и подается в салон. А выводится через вентиляционные отверстия сзади. То есть поток воздуха проходит через весь салон, от передних пассажиров к задним. Поэтому если вы едете в машине-такси, то для полной безопасности в масках должны быть и водитель, и пассажиры.

Салонный фильтр автомобиля не настолько хорош, чтобы задерживать вирусы и бактерии. Но шанс «захватить» вирус из воздуха при езде крайне сомнителен. Поэтому при езде в одиночку маску можно и не надевать. А вот с пассажирами, особенно не из круга постоянного общения, лучше всем себя обезопасить.

Можно ли часто протирать поверхности в машине антисептиком?

Протирать поверхности, наиболее часто контактирующие с руками, можно и нужно. При этом нужно понимать, что ни одно дезинфицирующее средство в виде жидкости не проберется в скрытые полости и поверхности.

Для самой машины вреда в частом использовании антисептика не будет. Кстати, протирать нужно не только предметы в салоне, но и ключ, которым вы открываете машину.

Фото: Павел Мурашко
Рулевое колесо, ручки дверей и рычага переключения передач можно и нужно протирать дезсредством

Но есть нюанс.

— Обработка дезинфицирующим раствором или аэрозолем, который на поверхности салона создает защитный слой, может вызвать аллергическую реакцию и раздражение на нежных участках кожи при соприкосновении. А если вы возите детей, то нужно тщательно подходить к выбору средства — некоторые могут нанести вред детскому организму, — объясняет Денис Лавренов.

Спасет ли от вирусов химчистка салона?

— Недостатки будут примерно те же, что мы озвучили выше. Только к средствам дезинфекции добавляются еще чистящие средства и отдушки, которые «любят» астматики, аллергики, — напоминает специалист.

Кроме того, химчистка — процесс долгий и достаточно дорогой, а после влажной уборки необходимо высушить салон в течение пары дней. К тому же никакая химчистка не поможет на перспективу. Стоимость процедуры — от 250 до 400 рублей, в зависимости от размеров автомобиля и степени его загрязненности. Но можно заказать химчистку отдельных элементов — панели приборов, дверей. Обойдется в 30−40 рублей за элемент.

Ультрафиолет, кварцевание и ионизация воздуха — что-то из этого поможет?

По словам специалиста, ультрафиолет или кварцевание действительно эффективны в дезинфекции, но могут ускорить процесс выгорания интерьера салона. Кроме того, свет попадает только на видимые поверхности, то есть систему отопления и вентиляции как самые главные рассадники вирусов и бактерий они не очистят. Стоимость услуг по кварцеванию начинается с 10 рублей. Кроме того, можно купить лампу и делать это самостоятельно. Стоят кварцеватели от 60−70 рублей.

С ионизацией другая проблема: да, ионизаторы используются в системах вентиляции для очистки воздуха и подавления бактериальной активности.

— Но твердые частицы, содержащиеся в воздухе, — пыль, копоть, бактерии, аллергены — заряжаются и оседают на поверхностях. То есть воздух очищается, но в автомобиле загрязнения приходится удалять со всех поверхностей, — предупреждает специалист.

А если «ударить» во вирусу озоном?

Уже несколько лет услугу озонирования предлагают и для автомобилей, обещая в первую очередь избавить салон от посторонних неприятных запахов. А что с вирусами?

Фото: Павел Мурашко
Промышленный озонатор с производительностью 30 г/ч заполняет салон автомобиля озоном

То, что озон убивает и бактерии, и вирусы, — факт. В белорусских больницах операционные обрабатывают озоном после стандартной уборки. Для этого используют профессиональные озонаторы (не путать с ионизаторами!).

— Озон и кислород мощные окислители, химическая формула озона О³, то есть он состоит из трех атомов кислорода (у кислорода валентность 2), имеет большую массу и плотность и более активно участвует в процессах окисления. Проще говоря, в процессе окисления озон убивает любые микроорганизмы. Причем где бы они ни прятались. Потому что озон — это газ с высокой проникающей способностью.

Процесс обработки автомобиля озоном прост и занимает 30 минут. В багажник ставится мощный промышленный озонатор с производительностью 30 г/ч. Это много. Для примера, дешевый бытовой озонатор вырабатывает 200−600 мг/ч. Двигатель заводится, включается кондиционер и режим рециркуляции. Потом двери закрывают и включают озонатор на 5 минут — он закачивает газ озон в салон. После этого прибор выключается и газ «работает» в машине 10 минут. После процедуры необходимо проветрить салон в течение 15 минут, потому что высокая концентрация озона уже опасна для здоровья.

Фото: Павел Мурашко
Концентрация озона в салоне во время обработки очень высока. Находиться внутри опасно для здоровья

Кстати, если оставить в салоне вещи во время процедуры озонирования, то они тоже продезинфицируются.

Процедура стоит 35−60 рублей. Но и здесь нужно понимать: если вы очистили салон сегодня, это не значит, что стерильным он будет все время. От дезинфекции поверхностей это вас не освобождает. Но если так сложилось, что в своей машине был пассажир с подтвержденным COVID-19, то такая обработка может стать одним из вариантов защиты.

-7%
-20%
-50%
-20%
-50%
-20%
-10%
-40%
-24%