Александра Марданова / Фото: Денис Зеленко /

Для обычного путешествия нужно купить билеты и забронировать жилье. Но если в гараже стоит дом на колесах, достаточно залить полный бак и настроиться на приключения. Вместе с сетью АЗС «Газпромнефть» мы поговорили с обладателями движимой недвижимости и узнали обо всех плюсах и минусах такого транспорта.

«На две семьи уходит пятьдесят-шестьдесят литров воды в день»

Владимир Новиков. Транспорт — караван Beyerland 390D

Владимира — человека творческого и разностороннего — в Узде знает, наверное, каждый. Он и баянист, и ведущий свадеб, и владелец туристической фирмы. А еще мужчина владеет домом на колесах, который семья Новиковых приобрела четыре года назад.

— У нас есть знакомые в Германии, к которым мы ездили в гости еще в 2004 году, — рассказывает собеседник. — Тогда они завезли нас на кемпинг в Голландию. Мы жили в режиме автотуристов две ночи, и сколько же в этом было романтики! Вечерами сидели за маленьким столиком, общались. И этот уют зацепил нас с женой до такой степени, что мы решили: точно купим себе автодом. Мечта сбылась спустя одиннадцать лет. Мы купили караван примерно за семь с половиной тысяч рублей с учетом деноминации.

Несмотря на то, что дому на колесах уже двадцать три года, выглядит он, по словам хозяина, свежо.

— Ездим мы нечасто: от двух до четырех раз в год. Так редко, потому что не всегда получается взять выходные синхронно. Стараемся делать выезды трехдневными, даже если приходится брать пятницу за свой счет. Ведь на два дня ехать смысла нет. Пока доберешься до места, пока палатку расставишь — уже обед. Отдохнули, порыбачили, и спать нужно ложиться. На следующий день встаешь — пора домой собираться. Выходит, что раскладывались дольше.

Владимир с женой и ребенком выбираются в путешествия не одни: в их кемпере помещается шесть человек.

— С нами ездит мой брат со своей семьей. Мы дважды бывали на Нарочи, раз — на Мяделе, столько же и на Браславах. А вот за пределы страны пока не выезжали. Кажется, что тут ничего сложного: «Зеленую карту» купил, и можно ехать. Но если что-то случится, расходы могут быть непредвиденными.

Фотографии из поездок Владимира
Фотографии из поездок Владимира
Фотографии из поездок Владимира
Фотографии из поездок Владимира

В целом финансовые траты на автодом у Владимира умеренные.

— Моя машина «кушает» шесть-семь литров на сто километров. С домиком — десятку, — рассказывает собеседник. — Единственный минус в том, что уходит много воды, а запас у каравана маленький: здесь стоит канистра на двадцать литров. На две семьи в день уходит пятьдесят-шестьдесят. Поэтому мы всегда возим большой запас бутылок и останавливаемся недалеко от деревень, чтобы была возможность накачать воду из колонки.

Владимир смеется: прицеп — хорошее вложение и страховка на случай, если в семье наступит кризис. Его всегда можно продать.

— А вообще, купить его не так уж и дорого. Два раза на море не съездить, — рассуждает герой. — Зато получаешь гарантированную возможность быть на отдыхе хозяином самому себе, ни от кого и ни от чего не зависеть. Некоторые покупают такие домики и ставят их на пустые земельные участки — получаются дачи. И это очень удобно.

«Иногда свет нам заменяют блики от костра»

Михаил и Елена Григорян. Транспорт — Tabbert 530

С этими героями мы встречаемся на АЗС «Газпромнефть». Супруги с ходу признаются: они в душе путешественники.

— Мы ходим на яхтах с 2012 года. Думаю, отсюда все и пошло, — начинает рассказ Елена. — Ведь там есть очень маленькое, компактное место для отдыха, как и в кемпере. Поэтому нас это никогда не пугало. Да и уютнее в таком пространстве, чем в квартире.

— И подметать меньше, — улыбается супруг.

Сначала пара мечтала о дачном домике, а к прицепам просто присматривалась: дорогое удовольствие.

— В 2016 году мы взяли кемпер в аренду и отправились с друзьями в Хорватию. Тогда окончательно осознали, что можем с комфортом жить на маленькой площади, — делится Михаил. — В прошлом году поехали смотреть один вариант в Кобрин. Зашли в него, сели — а там такая домашняя атмосфера!

Автодом 1988 года выпуска обошелся семье в восемь с половиной тысяч рублей. Но сейчас, спустя год, эта модель подешевела.

— Его, конечно, тяжело таскать. Не всякая машина справится, — отмечают собеседники. — И парковаться с ним сложно (внешняя длина автодома — около семи метров). Это как фуру вести. К тому же, так как общий вес автомобиля и прицепа превышает легковые нормы, скорость на европейских дорогах для нас ограничена до 90 километров в час. Так что нюансов хватает.

С покупкой автодома у любителей отдыха на яхтах появился еще один немаловажный вопрос.

— Как брать лодку с собой в путешествие? Только если делать автопоезд и ехать с двумя прицепами, — смеются Михаил и Елена.

Заниматься яхтингом семья на кемпере уже ездила. Правда, лодку брали в аренду.

— По весне были в Польше, на Мазурских озерах, после этого ездили на Вилейское водохранилище в Рыбчино. Побывали и на дикой стоянке у реки Случь, — делится воспоминаниями Михаил. — Мы всегда едем в дикие места, берем с собой фонарик и свечи. А иногда свет нам вообще заменяют блики от костра. Мы любим такую романтику.

Большим плюсом путешествий в автодоме Елена считает широкие возможности.

— На берегу моря никогда не построят гостиницу, — объясняет она. — А вот в кемпере можно ночевать у самой воды. Рассветы и закаты из такого передвижного отеля — самые прекрасные. К тому же вы ни от кого не зависите: делайте что хотите, поезжайте когда и куда угодно.

Участвуя в программе лояльности АЗС «Газпромнефть», вы получаете баллы за покупку сопутствующих товаров. Эти баллы можно потратить на топливо, а также на покупки в кафе и магазинах на автозаправочных станциях.

«Без кемпингов туристы из Европы сюда не поедут»

Валентин Гринько. Транспорт — кастенваген на базе Fiat Ducato

О себе мужчина говорит тремя словами: пенсионер, путешественник и рыбак.

— Три года назад мы с женой ушли на пенсию, — делится он. — И сразу же занялись отдыхом и путешествиями. Нужно же и для себя пожить: и так всю жизнь посвятили работе.

Раньше семья ездила на природу с палаткой.

— Тогда наши дети были еще маленькими, — вспоминает Валентин. — Мы в то время катались на «жигулях» и отдыхали «дикарями». А сейчас уже решили добавить себе комфорта.

В 2010 году супруги купили прицеп-дачу, на которой объездили Беларусь, Прибалтику, Россию и Кавказ.

— А после того, как закончили трудовую деятельность, решили взять себе на двоих небольшой автобус, чтобы можно было везде заехать и припарковаться, — отмечает собеседник. — Мы с собой и лодку берем, когда в планах есть рыбалка. Попадаем по весу в разряд легковых автомобилей, поэтому никаких вопросов с категорией прав не возникает. И ограничения скорости на трассах тоже нет.

Каравану героя уже шесть лет. За ним мужчина ездил в Германию.

— Стоил он тридцать две тысячи евро, но я поторговался с немцами. Скинули полторы.

Покупка оказалась весьма выгодной: на скорости 120 километров в час по автобану машина расходует десять с половиной литров, а при скорости 90 — девять. Не переживает семья и по поводу того, что у них внезапно может закончиться вода: под большой двуспальной кроватью стоит бак на сто двадцать литров.

С такими запасами можно даже сходить в душ, который здесь тоже имеется. Основные статьи расходов на караван — оплата дорог и кемпингов в Европе, на которых не сэкономишь. Порой ночь в отеле может оказаться дешевле.

Но о покупке собеседник не жалеет: супруги путешествуют так часто, что транспорт не стоит без дела.

— Главное, разобраться с огородом и привести его в порядок перед отъездом. Ведь уезжаем мы минимум на три недели. Путешествуем в любых условиях: дожди нам не страшны. Ставим палатку-веранду, стол, стулья — и жизнь прекрасна, — улыбается собеседник. — А вообще, одни из самых интересных путешествий — это слеты караванеров.

В Беларуси автодом Валентина проехал Браславские озера, Брест, побывал в Беловежской пуще, Каменюках, Пинске и близлежащих деревнях. Были в истории и «Славянский базар» вместе с Витебском, и Гродно, и обязательная программа белоруса — Мир и Несвиж.

Насчет местных кемпингов у хозяина дома на колесах мнение неоднозначное.

— Под звание европейского более-менее подходит тот, который на озере Селява, — рассуждает он. — В остальном же здесь, в Беларуси, никто не хочет развивать это направление. А без кемпингов туристы из Европы сюда не поедут.

В доме на колесах семья отправлялась и в более далекие путешествия.

— Бывали на нем в Хорватии, проехали Словению, Италию, Австрию, Чехию и Польшу. Ездили почти месяц, — рассказывает герой. — В позапрошлом году объехали весь Кавказ. Из Адыгеи взяли курс на Туапсе. На побережье в Краснодарском крае стоят неплохие кемпинги, на каждом из них мы проводили по три-четыре дня.

Фото из поездки Валентина и его жены Натальи

Валентин признается: больше всего им по душе море и пляжный отдых.

— Через две недели отправимся в Грецию, на Халкидики. Вот только картошку выкопаем и редьку посеем, — делится собеседник. — Мы домой приезжаем только для того, чтобы урожай собрать. Надо еще в Швейцарию, конечно, съездить, но тут уже как пойдет. Планы, конечно, большие, а возраст уже не тот.

Партнер проекта:
Сеть «Газпромнефть» насчитывает 49 станций во всех регионах Беларуси и предлагает комплекс дополнительных услуг. Удобная система постоплаты упрощает и ускоряет заправку автомобиля топливом, а участие в программе лояльности «Разам з намi» делает каждое посещение АЗС выгодным.

-10%
-50%
-20%
-15%
-21%
-20%
-20%
-20%
-10%
-5%
-13%