Даниил Лавкет / Фото: Надежда Бужан /

Все знают о необходимости подготовки автомобиля к зиме, но делают это обычно в самый последний момент. Как правило, лишь меняется резина и заливается зимняя «омывайка». Вроде бы до весны «прокатывает», но не всегда. Вместе со специалистами автоцентра «Минск-Лада» мы решили напомнить автомобилистам, как полноценно подготовить машину к зиме по уму.

Сначала — под капотом

На Серова вовсю идет стройка — скоро здесь будет метро. Менеджеры «Минск-Лада» довольно рассказывают, что выход из подземки должен оказаться как раз около дверей автосалона. На улице ветрено и сыро — легко представить себя зимним утром возле незаводящейся машины. Чтобы узнать, как от этого застраховаться, идем внутрь.

Наше наглядное пособие — седан Lada Vesta клиента дилерского центра. 2016 год, около 60 000 км пробега, одна из первых, проданных в Беларуси. Показывать и рассказывать будут сотрудники сервиса: начальник отдела Сергей Налегович и слесарь Антон Тарлецкий.

Начинаем с подкапотного пространства. Цели исследования — аккумуляторная батарея и технические жидкости.

— В автомобиле установлен обслуживаемый аккумулятор. Наглядный признак этого — ряд «крышечек», которые дают доступ к электролиту, — говорит Сергей. — Такие элементы питания более прихотливы и сложны в эксплуатации, однако они дешевле, дают возможность проводить более точный контроль и позволяют «пробраться внутрь» для долива дистиллированной воды.

Состояние электролита мы оценим с помощью ареометра-рефрактометра, но сначала к клеммам АКБ подключаем тестер. Устройство берет пару секунд для ответа и печатает протокол. Читаем по бумажке: состояние испытуемого аккумулятора хорошее, но рекомендуется перезарядить.

Возвращаемся к рефрактометру — пипеткой забираем каплю электролита и помещаем ее на смотровую поверхность. Прибор сообщает: 1,18 г/см3 при норме 1,25. По-хорошему необходимо провести несколько циклов полной разрядки-зарядки.

Следующий пункт проверки — охлаждающая жидкость. Начинающие водители могут подумать, что зимой ее состояние не так уж и важно: все равно на улице минус, охлаждать нечего. Это ошибка — у жидкости существует порог замерзания. Сергей забирает пипеткой каплю и рассказывает про такой случай из опыта работы на сервисе.

— Как-то водитель не проверил качество антифриза перед зимой. Жидкость старая, точка замерзания оказалась выше необходимого, и блок цилиндров «порвало». Ремонт оказался очень дорогостоящим.

Некоторые процедуры можно выполнить только с помощью специального оборудования. Оно обычно есть у официальных сервисных центров, таких как «Минск-Лада»

Рефрактометр сообщает: температура замерзания антифриза, который прямо сейчас в нашей Lada, — минус 44 градуса. Температурный рекорд Беларуси, кстати, — минус 42,2 градуса в Толочине зимой 1940 года. Так что за машину можно не бояться.

Тормознyю жидкость необходимо проверять на количественное состояние воды в составе. Дело в том, что она гигроскопична, то есть способна вбирать в себя влагу из воздуха. Дедовская проверка на цвет — примерно то же самое, что накачать колеса на глаз. Поэтому для оценки состояния используем тестер тормозной жидкости.

Контрольная лампа загорается красным цветом — жидкость, которая отработала почти три года, содержит 3% воды, а значит, ее пора менять. Завод-изготовитель, к слову, рекомендует делать это через каждое ТО (для Lada — это 15 000 км или год с момента последнего ТО). 30 000 км наша Vesta прошла уже давно, но в Беларуси относительно щадящие условия для тормозной системы: нет гористой местности.

Чек-лист проверки автомобиля перед зимой: подкапотное пространство

  • Аккумуляторная батарея
  • Охлаждающая жидкость
  • Тормозная жидкость

Приводные ремни, состояние и количество моторного масла, свечи зажигания, фильтры должны проверяться во время каждого ТО. Для автомобилей с дизельным мотором топливному фильтру — особое внимание! Если регулярное ТО не проводилось, то эти работы необходимо включить в список подготовки к зиме.

О шинах и щетках

После мотора переходим к кузову и ходовой части.

Летнюю резину меняем на зимнюю, не дожидаясь обязательной по закону даты — 1 декабря. По температуре уже пора это делать — на улице стабильно около 5 градусов тепла. При такой погоде мягкое «лето», говоря по-простому, «деревенеет»: возможность шины зацепиться за асфальт снижается. Устанавливаемые покрышки проверяем на глубину протектора, наличие трещин, саморезов и прочих сюрпризов.

Пока коллеги Сергея и Антона занимаются машиной на шиномонтажном стенде, обсуждаем «всесезонку». По словам экспертов, использовать ее можно в условиях умеренных морозов, примерно до минус 7. При температурах ниже она ведет себя так же, как летняя. Поэтому лучше все-таки использовать полноценную «зиму».

Диски с установленной зимней резиной крепятся на ступицу только с обработкой посадочной поверхности медной смазкой, а гайки закручиваются динамометрическим ключом: для всех автомобилей усилие четко обозначено заводом-изготовителем. Оно достаточно для четкой фиксации, но не деформирует резьбу на болтах и шпильках.

Во время осмотра днища в одном месте замечаем повреждение защитного покрытия — вот и брешь в защите от коррозии. Если своевременно не обработать его антикоррозийными составами, то начнет ржаветь.

Тем временем Антон проверяет резинки щеток стеклоочистителя (они должны быть мягкими, эластичными и визуально целыми) и обрабатывает уплотнительные резинки дверей силиконовой смазкой. В салоне проверяем коврики: они с высоким бортом. Это хороший вариант для зимы. Как ни старайтесь отряхнуть ноги после улицы, с обуви все равно натечет лужа. Высокие бортики помогут не пролить растаявший снег с грязью в салон, когда будете вытаскивать коврик.

Чек-лист проверки автомобиля перед зимой: кузов, салон и ходовая часть

  • Смена летних шин на зимние, проверка состояния покрышек
  • Осмотр днища автомобиля на предмет повреждения защитного слоя
  • Резинки щеток стеклоочистителей
  • Обработка силиконовой смазкой уплотнительных резинок дверей
  • Обработка сердцевины замка водительской двери антизамерзающим составом
  • Коврики салона
  • Система отопления и кондиционер, который зимой не охлаждает, а осушает воздух, не допуская запотевания стекол

Элементы подвески и тормозной системы должны проверяться во время каждого ТО. Если регулярное обслуживание не проводилось, то эти работы необходимо включить в список подготовки к зиме.

Повторяем пройденное

За неполный час, пока Vesta пробыла на подъемнике, мы составили список работ по подготовке этого автомобиля к зиме, кроме уже проведенной замены шин и обработки резинок. Вот, что получилось:

  • Провести несколько циклов перезарядки аккумулятора
  • Заменить тормозную жидкость
  • Устранить локальное повреждение защитного покрытия на днище
Наши эксперты — Сергей (слева) и Антон

Затраты по времени на «зимнее» ТО — около часа. В «Минск-Лада» есть зона ожидания для клиентов (хотя прямо сейчас седан Vesta Cross забирает функцию развлечения на себя — новинку только-только завезли в шоу-рум). Поэтому скучать во время визита не придется.

Прямо сейчас все обнаруженные нами проблемы не настолько серьезны, чтобы дать о себе знать уже нынешней зимой. Однако устранить недочеты теперь будет гораздо дешевле и быстрее.

Партнер проекта:

-30%
-50%
-14%
-10%
-35%
-20%
-15%
-10%
-10%