Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  2. В Москве задержали адвоката Юрия Зенковича. Сейчас он в Минске в тюрьме КГБ
  3. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  4. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  5. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  6. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  7. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  8. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  9. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходит в Беларуси 14 апреля
  10. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  11. В Беларуси ограничили доступ к сайтам про политзаключенных и учебу в Польше
  12. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  13. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  14. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  15. «Спросили, связана ли работа с политикой». Как белорусы сейчас проходят украинскую границу
  16. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  17. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  18. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  19. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  20. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  21. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  22. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  23. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  24. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  25. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  26. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  27. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  28. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  29. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  30. Умер «песняр» Леонид Борткевич


На старых фотографиях Минска нет-нет да и увидишь иностранные машины. Откуда они попадали в страну, закрытую «железным занавесом»? На сайте CityDog.by разбирался блогер Александр Лычавко.

Несмотря на, казалось бы, закрытую границу и ограничение контактов с иностранцами, импортные автомашины появлялись в Стране Советов несколькими путями.

Во-первых, иностранные машины закупали (порой очень окольными путями) наши автозаводы, НИИ и конструкторские бюро для изучения технической начинки моделей, чтобы потом ее творчески переосмыслить и поставить на конвейер уже продукт советской разработки.

Во-вторых, по территории Советского Союза проходило немало международных ралли и отдельных автопробегов — тогда на наших улицах могло быть сразу несколько иномарок, если не десятков. Вот, например, в 1956 году французские журналисты из еженедельника Paris Match Доминик Лапьер и Жан-Пьер Педраззини с женами отправились в автопробег протяженностью 15 тысяч километров по маршруту Париж — Варшава — Минск — Москва — Горький — Харьков — Киев — Сухуми — Тбилиси — Сочи — Краснодар — Харьков — Москва — Минск — Париж. Подробно эту историю можно почитать здесь, а вот и фото универсала Simca Vedette Marly с французами на площади Победы в Минске.

«Первая русская толпа. Первый большой город: Минск, 600 000 жителей, столица Белоруссии. Люди обращаются к нам, особенно любопытен им автомобиль, окрашенный в два цвета». Фото с сайта Photosimca.free.fr.
«Первая русская толпа. Первый большой город: Минск, 600 000 жителей, столица Белоруссии. Люди обращаются к нам, особенно любопытен им автомобиль, окрашенный в два цвета». Фото с сайта Photosimca.free.fr.

В-третьих, иностранный автомобиль могли подарить какому-нибудь выдающемуся советскому гражданину. Скажем, Брежневу то и дело дарили представительские автомобили (частенько — руководители стран, в которые генсек прибывал с визитом), а Юрию Гагарину аэрокосмический концерн Matra подарил голубой спорткар Matra Bonnet Djet 5.

В-четвертых, иномарки приобретались киностудиями для съемки фильмов о зарубежье. «Семнадцать мгновений весны», «Приключения Электроника» и многие другие киноленты показывают нам забугорную жизнь с порой вычурными машинами, чуждыми советской школе автодизайна.

В-пятых, автомобили социалистической заграницы закупали партиями для работы в советских учреждениях, на заводах и фабриках, в автобазах и автопарках. Трамваи, троллейбусы и самосвалы Škoda и Tatra, автобусы Ikarus и так далее — пожалуй, это самые яркие примеры импорта иностранной автотехники из дружественных нам стран.

Вот на фрагменте известного фото 1964 года Жака Дюпакье мы видим улицу Захарова в Минске. За грузовиком достаточно редкой модификации ГАЗ-53Ф можно разглядеть легковушку с еще старыми, желтыми номерами. Это Škoda 1201, а третья фара над лобовым стеклом говорит нам, что это, скорее всего, автомобиль скорой помощи. На еще одном снимке Дюпакье можно разглядеть такую же «Шкоду», припаркованную у входа в Дом правительства.

В-шестых, иностранные машины могли привозить наши граждане из командировок или военной службы за границей. В конце восьмидесятых военные везли из Германии на родину «Трабанты» и «Вартбурги», кто-то где-то раздобывал румынскую «Дачию», ну а кто-то обходился машинами из и вовсе «не заграницы» — из Польши.

В Польше выпускалось немало автомобилей. Слагали анекдоты про «Малюх» — Polski Fiat 126р, но польская автопромышленность была представлена более широко. Polski Fiat 125p — почти близнец нашего «жигуленка», такие тоже встречались в Минске. Кому-то удавалось привезти Polonez.

Ниже на фото улицы Ленина аккурат под портретом вождя виден белый фургон. Это Nysa 521/522 — автомобиль из польского города Ныса, который выпускался на заводе Fabryka Samochodów Dostawczych (бывшей мебельной фабрике) также в пассажирском, милицейском, медицинском исполнении. «Ныса», получившая у нас ласкательное имя «нюська», официально экспортировалась в СССР.

А вот на фото у здания НИИ галургии (мы его знаем по ресторану «Белая вежа») по улице Максима Горького (сейчас — Богдановича) в сторону улицы Киселева едет еще один польский фургон — марки Żuk. Он выпускался в Люблине на заводе Fabryka Samochodów Ciężarowych в разных исполнениях и тоже поставлялся в СССР.

Еще из социалистических иномарок отметим фургон Avia семейства А15/А20/A30, выпускавшийся в Чехословакии. У нас эти машины были в основном синего цвета, нередко использовались как почтовые фургоны и как машины со звукоусилительной аппаратурой для митингов, демонстраций, концертов. Вот один такой синий красавчик рассекает пустой проспект Газеты «Правда» в сторону улицы Голубева.

От автомобилей соцстран перейдем к машинам государств капиталистических. И поможет нам в этом Ли Харви Освальд, предполагаемый убийца президента США Джона Кеннеди. Вот черно-белый снимок на Центральной площади Минска, где еще стоит памятник Сталину. Кто эти люди в окружении машины и не сам ли это Освальд стоит в клетчатой рубашке, можно почитать страничку из дела здесь.

Есть и увеличенный фрагмент цветной версии этого кадра. Мы видим, что автомобиль — кабриолет, что у него британские номера и что тем не менее руль у него расположен слева. С помощью блогера и любителя «автокорчей» Владимира Садовского мы разгадали, что это Singer Gazelle III, выпускавшийся с 1958 по 1963 год.

Фрагмент фото с почти пустым Ленинским проспектом, на котором всего лишь по две полосы движения в каждую сторону. Стоят еще обе «глушилки», ближе к монументу Победы можно разглядеть оранжевый «Икарус». В правой части кадра — красный Volkswagen Transporter T2 (1967−1979) с прицепом, на котором швейцарские номера.

Недавно CityDog.by писал о том, как московский диссидент Виктор Сокирко летом 1982 года приезжал с семьей в Минск. В статье сказано, что «Виктор Сокирко приезжал в Минск до и после этого путешествия и в этих поездках, видимо, также делал снимки города». На одном из кадров площади Ленина мы видим перед Домом правительства несколько автомобилей: «Москвич» и «горбатый „Запорожец“» слева, а также две иномарки справа. В белой иномарке легко угадывается французский Citroen DS, а модель правой четко определил Владимир Садовский: это Opel Rekord C (выпускался в 1966—1971 годах). Номера у «Опеля» тоже швейцарские.

А вот фото из книги Василия Коледы «Мінск учора і сёння». Фотограф снимает площадь Ленина с подъемного крана, который возводит высотный корпус пединститута. В центре площади — ни много ни мало — двухэтажный автобус. Жаль, что сгиб на развороте книги мешает нам его рассмотреть детальнее.

Кстати, об автобусах. С 1957-го и по крайней мере по сентябрь 1960 года английская компания Excelsior European Motorways пускала автобусы по регулярному маршруту Лондон — Москва. Тур длился 15 дней, две ночи туристы проводили в Варшаве и шесть раз ночевали в Москве. По маршруту ходил автобус марки Bedford в исполнении кузовного ателье Plaxton. Вот он попал в кадр фильма 1958 года «Мы живем в Минске».

Закадровый голос говорит: «Старый английский рабочий Бурген из Манчестера был рад, что на улицах Минска он мог поговорить на родном языке. Бурген не случайно попал в Минск, ведь автобус Лондон – Москва курсирует теперь через наш город».
Закадровый голос говорит: «Старый английский рабочий Бурген из Манчестера был рад, что на улицах Минска он мог поговорить на родном языке. Бурген не случайно попал в Минск, ведь автобус Лондон — Москва курсирует теперь через наш город».

В этом же фильме мы видим и еще один автопробег — на знаменитых автомобилях «Дю-шево»: Citroën 2CV. В кадре их сразу четыре штуки. А вот приветливо машущие им минчане стоят прямо на проезжей части.

«А эти туристы торопятся на Детскую железную дорогу», — говорит закадровый голос. Детинушки на автомобиле почившей марки De Soto (модель Fireflite 1956 года) явно нарушают правила дорожного движения. К тому же едут в обратную сторону: сзади промелькнула башня КГБ, впереди их ждет площадь Ленина и, возможно, ресторан фабрики-кухни. В правой части кадра тоже какая-то иномарка.

А завершим рассказ об иномарках фотографиями знаменитого мотеля под Минском, на Брестском шоссе. Это хоть и не совсем в столице, зато там чуть ли не ежедневно в советское время можно было видеть зарубежные машины. Вот опять два снимка, сделанных с разницей в несколько минут. Похоже, фотограф поймал момент то ли автопробега, то ли слета любителей Alfa Romeo: слева бордовая Alfa Romeo GT, затем зеленый Volkswagen Karmann Ghia (1955−1975), дальше зеленая Alfa Romeo Giulietta и две машины — зеленая и белая — опять-таки Alfa Romeo GT.

На этом фото Alfa Romeo Giulietta уже уехала, справа за белой Alfa Romeo GT припарковался какой-то седан, за которым — белый Fiat 500.

Наконец третье фото — с иностранного аукциона. Сам придорожный кемпинг с рестораном не выжил, а остановка пригородных автобусов так до сих пор и называется — «Мотель».

Фотографий советского Минска с иностранными машинами больше, чем в нашей подборке. Но зачастую автомобили очень мелкие или нечеткие — так, что их трудно распознать. Как, например, на этом снимке ГУМа. Видите эту черную машину справа?

Читайте также:

Минчанки на больших автомобилях: «Не успеваю замечать реакцию водителей на себя»

Минские школьники, которые решили не поступать в вуз: «Недавно купил автомойку, я теперь учредитель»

Безумный Минск: граффити «стерва» на авто и попрошайки ананасов

Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.

-53%
-40%
-30%
-35%
-10%
-50%
-40%
-50%
-24%
-10%
-5%