Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Даже по московским меркам это элитное жилье». «А-100» презентовала квартал у площади Победы
  2. Жителя Минского района оштрафовали на 870 рублей за красно-белые жалюзи
  3. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  4. Авария на теплосетях в Московском районе Минска: жители без горячей воды и тепла, занятия в школах отменили
  5. Алимбекова заняла восьмое место в индивидуальной гонке на этапе КМ по биатлону
  6. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события
  7. У меня в венах тромбы? Сосудистый хирург отвечает на шесть частых вопросов
  8. «Мы уже неделю „на осадном положении“». Как жителей минских многоэтажек обходит милиция
  9. Где жили и отдыхали руководители Беларуси до Лукашенко
  10. «Танцевала, показывая, что ей все сойдет с рук». В суде по делу о надписях на щитах выступил военнослужащий
  11. «Перевернуть страницу» нельзя, психика так не работает". Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  12. Совещание у Лукашенко и «дело Бабарико» в Верховном суде. Что происходит в Беларуси 21 января
  13. Лукашенко заинтересовался пеллетами для отопления домов. Что это и сколько стоит?
  14. Доценту из ПГУ после 15 суток ареста дали еще столько же. Оба раза — по 23.34
  15. Уже год в столице работает музей Lego, но знают о нем не все. Взглянули на коллекцию минчан
  16. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  17. Беларусь хотела повысить тариф на транзит российской нефти на 25%, но вышло гораздо меньше
  18. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  19. «Пуля повредила мой спинной мозг». История тренера по кроссфиту на коляске
  20. Заправки для электрокаров стали платными. Пользователи жалуются, но вовсе не на цены
  21. Лукашенко о госинвестпрограмме: Удивляет потеря отдельными членами правительства реалий, в которых мы живем
  22. Посмотрели, на сколько за год подорожал один и тот же набор товаров. Разница в цене удивляет
  23. «Около двух месяцев нигде не участвую». Борисовчанки утверждают: их судили за акции, где их не было
  24. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  25. «Прозревают люди уже после стройки». Архитектор — о выборе проекта дома и цене строительства
  26. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  27. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  28. Ультрамарафонец из Витебска установил табличку у истока Витьбы. Вы знаете, где это?
  29. Стали известны планы по строительству жилья на 2021 год. Что, где и сколько?
  30. ЕС: Санкции в отношении Беларуси пока не дали никакого эффекта


Восемьдесят лет назад на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) началось первое в истории страны серийное производство легкового автомобиля ГАЗ-М1 («эмка»). Об одном из символов советской эпохи корреспонденту ТАСС рассказала директор Музея истории ГАЗа Наталья Колесникова.

«Она стала символом советского автопрома, который заявил о себе и смог создать такой комфортабельный для того времени автомобиль. Ей писались стихи, ее снимали в кино, использовали в хозяйстве, с ней жили», — отметила собеседница.

Выпуск первого советского серийного легкового автомобиля ГАЗ-М1 стартовал на Горьковском автозаводе 16 марта 1936 года. В это время завод носил имя Вячеслава Молотова, поэтому «М-1» в названии автомобиля расшифровывалось как «Молотовец-1».

«Этот автомобиль никогда так не называли. Он сразу понравился автомобилистам и водителям, и они в просторечии его стали называть „эмка“, „эмочка“, а „Молотовец“ не прижился», — отметила директор.

Первый во всем

По словам Колесниковой, «эмка» занимает особое место в истории автопрома, потому что это был первый легковой автомобиль страны, который был самостоятельно спроектирован, доведен до конвейера и освоен нашими конструкторами. Облик «эмки» и появление автомобиля предопределила эпоха: советской номенклатуре необходим был комфортный автомобиль, а молодые, амбициозные конструкторы недавно основанного ГАЗа (в 1932 году) очень хотели создать машину собственной конструкции.

Прототипом послужил американский Ford, но каждый узел и деталь «эмки» проектировались в России. Конструкторы решили отказаться от поперечных рессор, как у Ford, и сделали четыре продольных. Предложили литые колеса с широкими шинами, что увеличило проходимость. В отличие от фаэтона ГАЗ-А (с мягкой складывающейся крышей, выпускался штучно по лицензии Ford), это был уже цельнометаллический пятиместный комфортабельный автомобиль с широкой базой шасси. На машину установили модернизированный двигатель в 50 лошадиных сил, который развивал скорость до 100−105 км/ч.

«В автомобиле была масса интересных мелочей для того времени: подвижные сиденья с суконной обивкой, прикуриватель, пепельница, ножной переключатель дальнего света и прочее. Она была в техническом тренде 30-х годов и достойно представила страну на всемирной выставке в Париже в 1937 году вместе с другим символом СССР той эпохи — «Рабочим и колхозницей», — сказала директор.

Прорыв в автомобилестроении

Во время проектирования «эмки» рождалась советская конструкторская школа, которая затем послужила толчком развития легкового автомобилестроения в СССР.

«К примеру, Анатолий Кригер, который принимал участие в создании автомобиля, потом стал главным конструктором ЗИЛа. Александр Кириллов, который занимался проектированием кузова „эмки“, стал замом главного конструктора завода АЗЛК, Юрий Сорочкин был потом главным конструктором ПАЗа и ЗАЗа», — отметила Колесникова.

Автомобиль получился настолько удачным, что места другим легковушкам, которые появились к тому времени, на дорогах страны не нашлось.

«Она была настолько красива, что, по заведенным в то время порядкам, после ее появления из Москвы убрали все ГАЗ- А, чтобы создать новое лицо эпохи. К слову, впоследствии такая же участь постигла и «эмку», когда появилась «Победа», — добавила собеседница.

С момента выпуска и до середины 40-х годов «эмка» была фактически единственным легковым автомобилем на дорогах СССР.

С 1936 по 1940-й год выпускалась базовая модель автомобиля — цельнометаллическая пятиместная. Купить ее в магазинах было нельзя: автомобиль изготавливался только по заказу для чиновников и номенклатуры.

«Любили дарить этот автомобиль за особые заслуги. К примеру, подарили Стаханову», — сказала Колесникова.

Автомобиль маршалов Победы

Во время войны «эмка» была основным автомобилем командования. Для маршалов спроектировали специальную модификацию: полноприводную «эмку» ГАЗ-61. Первым получил ее Конев, затем Тимошенко и Жуков. В войну выпускались и броневые модификации «эмки» — БА-64 и БА64Б.

«У водителя Жукова, который ездил на ГАЗ-61, есть такая фраза: „В войну трактора стояли, а мы ехали“ — это говорит о том, что у нее практически не было препятствий», — отметила собеседница.

С началом войны все владельцы «эмок» по автообязательству сдали их в фонд обороны. Им выдавалось специальное удостоверение. Государство обязывалось возвратить по нему автомобиль. Однако таких примеров было немного.

Строки «эмке» в своем произведении «Песенка военных корреспондентов» посвятил Константин Симонов: «Есть, чтоб выпить, повод — За военный провод, За „У-2“, за „эмку“, за успех».

Большое семейство автомобилей

«Эмка» стала родоначальником целого семейства автомобилей. Кроме базовых и военных моделей выпускались тягачи, фаэтоны, модификации с 6-цилиндровым двигателем. Одной из самых необычных моделей стал ГАЗ-М-415 пикап для перевозки грузов и работы на селе.

«Пожалуй, самой забавной стала модель ГАЗ-1140, которая не дошла до наших дней. Ее можно увидеть в фильме «Светлый путь», где Любовь Орлова в мечтах летает над Москвой на умопомрачительном по красоте автомобиле — это тоже «эмка», — отметила Колесникова.

«Ошибочное мнение, что „эмка“ — это „Черный воронок“. Это не так. „Воронком“ называли фургон либо маленький автобус, который использовали при арестах. „Эмка“ косвенно принимала участие в репрессиях. На ней, конечно, могли арестовать высокого партийного чиновника, но массово, конечно же, нет», — подчеркнула директор музея. — Все же это светлый символ советской эпохи, символ прорыва нашего автомобилестроения".

Серийный выпуск базовой модели автомобиля был закончен в 1942 году, но некоторые модификации, к примеру, различные тягачи, выпускались до середины 50-х годов.

Всего, по сведениям ГАЗа, за всю историю было выпущено более 80 тысяч модификаций «эмок».

-40%
-20%
-10%
-35%
-15%
-21%
-50%