Фото: Delfi.lt,

Средняя скорость — 40 км/ч, максимальная — 80 км/ч. Однако прописанные в книге технические характеристики — не помеха для Андрюса Чикотаса из Каунаса. Энтузиаст и любитель легендарных автомобилей ЗАЗ разогнал «Запорожец» до 115 км/ч. Андрюс хочет сохранить эти советские автомобили, в его дворе «Запорожцев» чуть ли не три десятка.

Первый из них он получил в подарок, рассказывает Delfi.

«Когда мне было 15 лет, первый ЗАЗ мне подарил дядя. До этого у меня был мопед. Он говорит: что ты тут без крыши будешь ездить. Тогда он отдал свой „Запорожец“, потрепанный такой. И мы, дети, привели его в порядок и испытывали на берегу Немана. По окончании университета появилась ностальгия, и друг нашел „Запорожец“ с техническим осмотром. Стоил копейки, и мы поехали его попробовать. Купили», — рассказывает он.

Однако на этом Чикотас не остановился.

«И тогда началось. Сначала один. Потом не хватало деталей, купили второй. Начали искать, начали предлагать. Тогда снова деталей не хватало, попался получше — грех не купить. И так — до 30 машин во дворе», — рассказал Андрюс.

Сейчас дом Чикотаса в Каунасе, на набережной Немана, полон различных моделей «Запорожцев», а самого Андрюса называют ходячей энциклопедия об этих автомобилях.

«Модели с 1961 до 1991 года. Мы уже не считаем „Таврию“, не называем ее „Запорожцем“. Детали не подходят, и двигатель уже не там, где должен быть — сзади. А вот первая модель 1961 года у нас есть. Русские, конечно, ничего нового не придумали, скопировали Fiat 600, немного добавили своего, и вышел такой вот мотоцикл с крышей», — улыбается мужчина.

Сейчас технические параметры этих автомобилей вызывают, мягко говоря, улыбку. Однако и из такой машины можно выжать больше, чем кажется.

«Я разогнался до 115 км/ч. С горы? Нет, на ровном месте, поскольку с горы страшно. Его подвеска такая нестабильная, что и на ровном месте, бывает, люди переворачиваются. Но так, по книге, его средняя скорость 40 км/ч. Пишут, что максимум — 80 км/ч. Но если едешь, то час он едет, а два часа должен стоять, поскольку воздух охлаждается», — говорит Чикотас.

Сложно сказать, сколько «Запорожцев» осталось в Литве. Ясно одно, что большинство — в Каунасе.

«Я бы сказал, что большая часть — в моем дворе, — смеется Чикотас. — А так, наверное, есть люди постарше, у которых есть ностальгия по этим автомобилям, и у них они еще есть. Мы общаемся на форумах, обмениваемся деталями», — говорит он.

Если раньше «Запорожцы» чуть ли не отдавали даром, то сегодня его цена намного выше. К примеру, обновленный ЗАЗ-965 1966 года производства стоит около 1500 евро.

«Сегодня они уже не дешевые. Говорили при русских, что такой автомобиль можно было купить за бутылку», — смеется мужчина.

Житель Каунаса создал вместе с друзьями «ЗАЗ-клуб». Сейчас идейный руководитель остался в одиночестве. Однако это его не пугает.

«Все говорили: ай, „Запорожец“ — это самая плохая машина. Мы, три друга, создали „ЗАЗ-клуб“. Хотели доказать, что не так уж все и плохо с этими „Запорожцами“. Сейчас из основателей остался я один. Другие отошли от дел, а я продолжаю идти к намеченной цели и говорю, что „Запорожцы“ еще живы. Так и поддерживаем традицию», — улыбается Андрюс.

-16%
-20%
-15%
-90%
-10%
-30%
-10%
-50%
-10%