• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Офтоп


Как ни странно, на «обложку» нашего материала попало изображение насекомого. Да не простого, а японского огромного шершня отряда перепончатокрылых, семейства настоящие осы, рода шершни и вида vespa mandarinia japonica. Именно его выдает поисковик, когда вбиваешь туда слово «Vespa 125». Такое странное решение Сети может сначала вызвать улыбку, но в этом виден перст судьбы, т.к. в переводе с итальянского, «vespa» означает «оса». Невольная, но, по сути, ярчайшая аллегория сходу определила и заголовок. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: выживание ос в мире доминирующих четырехколесных муравьев.

Ученые-эволюциологи пришли к выводу, что осы и муравьи — давние родственники, и, возможно, имеют общего предка. У обоих видов схожее строение тела, у тех и других имеются крылья, и они ведут социальное существование. Если не принимать эту аллегорию за чистую монету, а перенести ее на автомобили и мотоциклы, мы получим схожую картину. Но главное отличие творений природы и рук человеческих в том, что последние имеют свою историю, для каждой особи уникальную. А история мотороллера Vespa и вовсе не имеет аналогов.

Сначала Энрико Пьяджо сам сконструировал мотороллер, назвав его Paperino (ит. «Утенок»). Но модель вышла настолько уродливой, что он вынужден был обратиться за помощью к Д’Асканио…

Идея создать исключительный мотороллер пришла в голову Энрико Пьяджио (Enrico Piaggio), владельца старейшей, но не очень знаменитой судо- и самолетостроительной компании. Объединение Piaggio появилось в 1884 году в итальянском городе Понтедера, что в провинции Пиза. Изначально оно выпускало промышленное оборудование, но с развитием военных кампаний в Европе стало производить технику для флота и авиации. Однако, в разграбленной и растерзанной Италии 1946 года потребность в такой продукции отпала. Для передвижения по бездорожью людям был необходим легкий, дешевый и экономичный транспорт. И Piaggio подарили им Vespa.

Справа под кожухом Vespa располагался двигатель, а слева, для симметрии, пряталось запасное колесо. 8-литровый бензобак находился позади сиденья.

В создании первого своего мотороллера компания использовала накопленный авиационный опыт, т.к. другого попросту не было. Автор проекта, Коррадино Д’Асканио (Corradino D’Ascanio), минимализировал, насколько было возможно, конструкцию Vespa и совместил функции силовых агрегатов. Так, вместо рамы мотороллер получил несущий кузов, выполненный из штампованных стальных панелей при помощи точечной сварки. Крошечный одноцилиндровый двигатель объемом 98 см³ (мощность 3,3 л.с.; 4500 об/мин) был объединен с коробкой передач, где ведущее колесо было посажено на хвостовик вторичного вала и качалось на маятниковой вилке. Передняя и задняя подвески имели гидравлический амортизатор двойного действия, а маленькие 11-дюймвые колеса крепились консольно и состояли из двух половин. При этом диковинный транспорт разгонялся до 60 км/ч и имел три передачи. А технология его сборки была настолько проста, что уже в первый год выпуска Vespa завод Piaggio, работавший лишь на треть от своей мощности, смог поставить на рынок более 2,5 тыс. экземпляров!

В 1951 году инженеры Piaggio создали спортивный прототип на базе Vespa 125, установивший мировой рекорд скорости на дистанции 1 км — 171 102 км/ч

Всего через два года, в 1948-ом, двигатель Vespa был модернизирован до 125 см³ и 4 л.с. Популярность этой модели не только стремительно росла, она имела ключевое значение для европейской конструкторской школы мотороллеров, ведь до появления «Осы» люди не знали ничего подобного!

А в 1952-ом французский гонщик Жорж Моннере модернизировал свой мотороллер Vespa в амфибию для гонок «Париж-Лондон». На этом транспорте ему удалось пересечь Ла-Манш

Создавая качественную альтернативу городскому транспорту, инженеры Piaggio толком не подозревали, какой потенциал был заложен в Vespa. Очень скоро (в начале 50-ых) мотороллер стал принимать участие в крупнейших мотогонках по шоссе и пересеченной местности. Так, на «Международной шестидневке» в Варезе 1951 года Vespa выиграла 9(!) золотых медалей, став лучшим мотоциклом Италии. А экспедиция в Конго, произошедшая немногим позже на этом мотороллере, послужило началом невиданного доселе движения — путешествию по миру на скутере! Имя, данное Vespa при рождении, как нельзя лучше передавало его суть: повозившись сначала вокруг своего кокона, пробуя на вкус воздух и землю, этот невиданный аппарат, как настоящая оса, вдруг расправил крылья и полетел навстречу миру. И везде его принимали с восторгом.

А значит, вполне закономерно, что прибыв в «Вечный город» (Рим) летом 1952-го для съемок комедийной мелодрамы «Римские каникулы», продюсер и режиссер Уильям Уайлер в буквальном смысле наткнулся на мотороллер Vespa 125. Этот верткий малыш идеально подходил для будущей истории, и было решено включить в фильм дополнительные сцены.

История королевской особы, уставшей от власти, а потому сбежавшей «в народ» в поисках развлечений не нова, зато ее подача может быть оригинальна. Особенно, если за дело берутся оскароносный режиссер У. Уайлер и талантливый, но опальный сценарист Далтон Трамбо (Лучший литературный первоисточник). А молодые актеры Одри Хепбёрн (Лучшая женская роль) и Грегори Пек были настолько убедительны, что спустя долгое время после выхода фильма на большие экраны обсуждались в светской хронике, как лучшая пара Голливуда.

Любопытно, что этому доброму и по-особому светлому фильму (даром, что он черно-белый) присуща некоторая мистификация. Согласно сюжету картины, юная принцесса государства N, приехавшая в Рим с дипломатической миссией, вдруг исчезает с официального приема, чтобы одной побродить по улицам древнего города. Там ее подстерегает журналист, падкий на сенсации. Он устраивает принцессе экскурсию, предвкушая, какой сочной получится его эксклюзивная статья, но… Юная Анна настолько красива, чиста и непосредственна, что бедняга не замечает, как насмерть влюбляется. И она отвечает взаимностью человеку, который хотел ее обмануть. Один день, проведенный вместе, растягивается на целую жизнь, в завершении которого Анне приходится делать нелегкий выбор между чувствами и государственным долгом…

Картина получила три премии «Оскар», в том числе награду за «лучший дизайн костюмов» (Эдит Хэд). В 1999 году «Римские каникулы» включены в Национальный реестр фильмов Америки, «имеющих особое культурное, историческое и эстетическое значение»

Похожая ситуация произошла между принцессой Великобритании Маргарет и капитаном Королевских ВВС Питером Таунсендом. Они так же, как и герои «Римских каникул», искренне полюбили друг друга, но не могли быть вместе из-за сословных различий. История их любви получила огласку, а значит, была недолгой и прекратилась в момент, когда будущий кино-хит только готовился к выходу в прокат. Столь яркое совпадение обеспечило картине небывалый промоушен — мировой прокат этой мелодрамы принес Paramount Pictures 12 млн $ (при бюджете в 1,5 млн $). Даже в Советском Союзе его посмотрело более 250 тысяч человек.

Вот такой Vespa 150 TAP с 75-мм безоткатным орудием М-20 был разработан для французских ВДВ в 1956 году. Двухтактный двигатель этой техники имел 145 л.с. и разгонял ее до 66 км/ч. Вот только сей мотороллер не был кроссовым и не мог передвигаться по пересеченной местности. В любом случае, для компании Piaggio это был смелый эксперимент

Влияние «Римских каникул» на моду своего времени трудно переоценить. После громкой премьеры фильма Рим наводнили туристы со всех уголков света, каждая вторая женщина делала себе стрижку «под принцессу Анну», а забавный мотороллер Vespa вдруг сделался таким популярным, что компания Piaggio физически не успевала выполнять на него заказы. Желающих прокатиться на «Осе» было так много, что Энрико Пьяджио пришлось продать лицензию на производство «двухколесного насекомого» почти всем ведущим производителям мототехники: Douglas, Hoffman, Allstate, Volose-leke, MOTO VESPA и др. Даже в СССР появился свой аналог итальянского чуда, мотороллер «Вятка ВП-150». Здесь, конечно, такими мелочами, как приобретение у иностранцев авторских прав не интересовались за ненадобностью…

В 60-ых мотороллер Vespa из повально увлечения превратился в предмет поклонения. К примеру, молодые люди, представлявшие субкультуру модов (британские предтечи скинхедов и, что удивительно, панков) считали этот вид транспорта своим по праву, и не желали передвигаться ни на каком другом. Они избрали путь эдаких стиляг-интеллектуалов, облачавшихся в строгие деловые костюмы, читавших популярных авторов и слушавших джаз и ритм-н-блюз. При этом они ненавидели перемены, а значит, ненавидели рокеров, с которыми у модов проходили регулярные масштабные стычки.

Айс Фэйс в исполнении Стинга — бескомпромиссный предводитель модов, а в реальной жизни — простой курьер, которому едва хватает денег на стильный «прикид»

Об этом знаменитая рок-группа The Who сняла ленту «Квадрофения». В отличие от предыдущей работы музыкантов, рок-оперы «Томми», эта картина несла в себе связно оформленное послание.

Созданный по мотивам 6-го одноименного альбома The Who, фильм «Квадрофения» посвящен проблемам потерявшегося в мире «больших возможностей» молодого поколения. Возможно, они уже приняли философию взрослых о власти денег и всесилии карьерного роста, но еще не готовы идти по их стопам. Одинокие, запертые в клетке собственных комплексов, они отчаянно требуют у жизни компромиссов. Кто-то получает их в виде психостимуляторов, а кто-то — в яростной драке с отбросами-рокерами.

Самый быстрый скутер в модельном ряду Vespa, Rally 200, выпускался с 1971 по 1979 гг. Он имел 12 л.с. под седлом и развивал скорость в 112 км/ч. Так же в этой модели (одной из первых) было установлено электронное зажигание

На общем фоне фигура Джима, главного героя, в исполнении Фила Дэниелса, выглядит безвольной тряпичной куклой, цепляющегося за рогатую голову своей «Осы». Она без труда может увезти юного мода из Лондона, но не в состоянии уберечь его от лицемерного мира и людской злобы. Атмосферности фильму добавляют дерганные, тягучие психоделические риффы The Who. «Квадрофения» появилась на больших экранах в 1979 году, и, несмотря на низкую оценку критиков вначале, к 2004 году была включена в список «величайших британских фильмов всех времен» по версии журнала Total Film.

Французская команда Марка Симоно и Бернара Чернавски на ралли «Париж-Дакар» 1980 года

Помимо творческой деятельности, Vespa продолжает расти и физически. В 1967-ом итальянцы выпускают обновленную версию мотороллера, Primavera, способную разогнаться до 110 км/ч. А еще через год появляется спортивная модификация, Vespa Super Sport, доступная сразу в трех вариантах: объемом двигателя до 100 см³, 120 см³ и 150 см³. Расстояния, пройденные нашей «Осой», становятся все больше, а гоночные трассы — опаснее. Так, в 1980-ом два мотороллера Vespa РХ 200 пересекли финишную черту легендарного, второго по счету ралли Париж-Дакар! В том же году был реализован 10 млн тираж этого «насекомого», а компания Piaggio становится крупнейшим производителем мототехники в Европе.

Эта Vespa отмечена легендарным художником-сюрреалистом Сальвадором Дали. На левом крыле он начертал имя своей любимой жены и музы — Гала

Удивительно, как некоторые виды существ могут приспосабливаться и выживать в изменчивом мире. Для определения этой способности существует специальный научный термин — мимикрия. И как показывает практика, осы — невероятно живучие насекомые, как в естественном, так и рукотворном виде. Vespa могла исчезнуть с витрин магазинов минимум трижды: в 1959-ом, когда вошла в состав концерна Fiat; в 2003-ем, когда контрольный пакет акций Piaggio достался инвестиционной компании IMMSI; и в 2006-ом, когда создатель легендарного мотороллера стал открытым акционерным обществом.

Но все это время компания из крошечного городка Понтедера, что в Пизе, остается крупнейшим мотопроизводителем Европы. А в число знаменитых владельцев ее флагмана, мотороллера Vespa входят такие личности, как Чарли Чаплин, Сальвадор Дали, Рональд Рейган, Гарри Купер, Жан Поль-Бельмондо, Стефано Габбана, Мила Йовович, Курт Рассел, Ума Турман и многие другие. На сегодня этот первый европейский скутер продан в количестве 17 млн единиц, и эта цифра постоянно растет. А значит, нежный лепет крыльев маленькой «Осы» для этого мира значит больше, чем голодный рев многих и многих хищников. Быть может, именно так и образуется гармония…

-41%
-10%
-70%
-35%
-25%
-70%
-15%
-10%
-15%
-50%
0061546