Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  2. У меня в венах тромбы? Сосудистый хирург отвечает на шесть частых вопросов
  3. Стали известны планы по строительству жилья на 2021 год. Что, где и сколько?
  4. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  5. Жителя Минского района оштрафовали на 870 рублей за красно-белые жалюзи
  6. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  7. «Прозревают люди уже после стройки». Архитектор — о выборе проекта дома и цене строительства
  8. Совещание у Лукашенко и «дело Бабарико» в Верховном суде. Что происходит в Беларуси 21 января
  9. Лукашенко о госинвестпрограмме: Удивляет потеря отдельными членами правительства реалий, в которых мы живем
  10. Уже год в столице работает музей Lego, но знают о нем не все. Взглянули на коллекцию минчан
  11. С 21 января дорожает автомобильное топливо
  12. «Перевернуть страницу» нельзя, психика так не работает". Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  13. ЕС: Санкции в отношении Беларуси пока не дали никакого эффекта
  14. Авария на теплосетях в Московском районе Минска: жители без горячей воды и тепла, занятия в школах отменили
  15. Заправки для электрокаров стали платными. Пользователи жалуются, но вовсе не на цены
  16. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  17. «Пуля повредила мой спинной мозг». История тренера по кроссфиту на коляске
  18. Беларусь хотела повысить тариф на транзит российской нефти на 25%, но вышло гораздо меньше
  19. «Даже по московским меркам это элитное жилье». «А-100» презентовала квартал у площади Победы
  20. Ультрамарафонец из Витебска установил табличку у истока Витьбы. Вы знаете, где это?
  21. Алимбекова заняла восьмое место в индивидуальной гонке на этапе КМ по биатлону
  22. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  23. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события
  24. «Мы уже неделю „на осадном положении“». Как жителей минских многоэтажек обходит милиция
  25. Лукашенко заинтересовался пеллетами для отопления домов. Что это и сколько стоит?
  26. Посмотрели, на сколько за год подорожал один и тот же набор товаров. Разница в цене удивляет
  27. «Около двух месяцев нигде не участвую». Борисовчанки утверждают: их судили за акции, где их не было
  28. «Танцевала, показывая, что ей все сойдет с рук». В суде по делу о надписях на щитах выступил военнослужащий
  29. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  30. Где жили и отдыхали руководители Беларуси до Лукашенко


Евгений Багдасаров,

Артуру Фитцпатрику было меньше двадцати лет, когда он начал работать с автомобилями. Наибольшую известность художнику принесла реклама автомобилей Pontiac. На прошлой неделе Фитцпатрика не стало, но иллюстрации, с помощью которых он рекламировал автомобили, пережили и модели, и своих создателей, превратившись в высокое искусство.

Широченный Pontiac, протискивающийся по парижским улицам мимо микроавтобусов Citroen, высокая блондинка на велосипеде, беседующая с владельцем спорткупе GTO — то, что создавалось как рекламные иллюстрации в 1960-х годах прошлого века, со временем превратилось в высокое искусство. Рисунки пережили и автомобили, которые с помощью них рекламировались, и даже своих создателей. Артур Фитцпатрик ушел из жизни на прошлой неделе. На протяжении более чем 20 лет он работал совместно с художником Веном Кауфманом: один рисовал автомобили, другой изображал людей и пейзажи. Наибольшую известность им принесла реклама автомобилей Pontiac. Позже Фитцпатрик работал в автомобильной иллюстрации один, своего партнера он пережил на 20 лет.

Артур Фитцпатрик вырос в автомобильной столице США — Детройте, его отец был художником, а дед — архитектором. Ему было меньше двадцати лет, когда он начал работать в автомобильном дизайне.

Сначала Фитцпатрик работал в кузовной фирме Briggs подмастерьем Джона Тьярди. Увлеченный аэродинамикой Тьярди создавал дизайн нового суббренда Lincoln-Zephyr, премиального, но в то же время более доступного, чем большие «Линкольны» K-Series. Он разработал смелый для середины 1930-х автомобиль с низким центром тяжести и вытянутым обтекаемым кузовом. В то время многие художники, создававшие автомобильную рекламу, намеренно искажали пропорции машины, чтобы они выглядели более стремительными, однако Lincoln-Zephyr был таким в реальности. В отличие от аэродинамичных Hupmobile Aerodynamic и Chrysler Airflow, которые не нашли большое количество покупателей, «Зефир» с изменениями продержался в производстве 12 лет — с 1936 по 1948 год.

В 1938 году Фитцпатрик начал работать в голливудском ателье Говарда Даррина в качестве художника и чертежника. Даррин изготавливал автомобили по индивидуальным заказам на базе автомобилей Packard для различных знаменитостей, таких, например, как Кларк Гейбл и Эррол Флинн. Руководство американской компании заметило изящные и приземистые модели и заказало голливудскому дизайнеру разработку кабриолета Victoria. Фитцпатрик, в свою очередь, приложил руку к дизайну четырехдверного кабриолета и седана, построенных Даррином. А позже перешел в Packard и поучаствовал в работе над семейством Clipper 1942 модельного года.

После Второй мировой, вернувшись с военной службы, Фитцпатрик начал рисовать рекламу для автомобильных компаний. Среди его клиентов были Mercury, Lincoln, Nash, Plymouth, Kaiser и Buick. Он удлиняет пропорции машины, делает их посадку низкой, работает в различных стилях. Например, реклама для Buick 1952 года сделана в минималистичном стиле с профильными изображениями, а автомобили следующего модельного года он рисует уже на фоне пышных загородных пейзажей. В целом ранние работы Артура Фитцпатрика — типичная рекламная продукция 1950-х. А на многих рисунках нет его автографа.

В 1949 году Фитцпатрик начинает работать над рекламой Mercury вместе с Веном Кауфманом, бывшим диснеевским иллюстратором. Кауфман много путешествовал по Европе, что нашло отражение в пейзажах, которые он создавал. Фитцпатрик рисовал автомобиль прямо поверх фона, либо наклеивал его изображение. Под совместными рисунками появилась двойная подпись AF VK, либо VK AF. Союз двух художников оказался крепким и успешным. В 1956 году они получили эксклюзивный контракт на создание рекламы для марки Buick. А спустя несколько лет создали серию изображений автомобилей Cadillac для юбилейного издания в честь 50-летия General Motors.

В 1958 году новый шеф-дизайнер General Motors Билли Митчелл сменил Ли Харли Эрла, создателя плавникового стиля. Он задумал кардинальный рестайлинг автомобилей 1959 модельного года. Однако для существующего шасси новый Pontiac с прямыми линиями кузова оказался слишком широким. По словам одного из руководителей марки Pontiac, новый автомобиль напоминал футболиста в балетной пачке. В результате было принято решение расширить колею на шесть дюймов (15 сантиметров). Так появилась серия «ширококолейных» (Wide Track) «Понтиаков». Арт Фитцпатрик, которому поручили изображать новинку в печатной рекламе, намеренно сделал ее еще более широкой и приземистой.

Новые автомобили изображались на фоне европейских пейзажей, которые подчеркивали габариты машины. А тщательно прорисованные люди в машинах и вокруг них добавляли картинке сюжет. Фитцпатрик и Кауфман специально выезжали в Европу, делали фотографии и зарисовки понравившихся мест — эксклюзивный контракт позволял путешествовать таким образом. Рядом с названием автомобиля ставилось название места, на фоне которого он был изображен: дорога в Эз, Портофино, Коста Брава. Фоном выступали латиноамериканские пейзажи и различного рода соревнования. Очень редко художники использовали одну локацию еще раз. Исключение, например, сделали для пляжа греческого острова Идра.


Всего за 12 лет сотрудничества года Фитцпатрик и Кауфман создали почти три сотни иллюстраций для Pontiac. И эта серия принесла им огромную известность, выделила среди других автомобильных художников. Амбициозный глава Pontiac Джон ДеЛореан доверял рекламные иллюстрации исключительно им. С его уходом в Chevrolet и разразившейся в 1970 году общенациональной забастовкой рабочих General Motors концерн резко снизил расходы на рекламный бюджет. Кроме того, рисованные иллюстрации постепенно вытеснялись фотоматериалами. Поэтому GM решил заменить дорогостоящих художников фотографами, которые в результате также потребовали серьезных финансовых затрат.

После Pontiac вице-президент GM Боб Лутц нанял дуэт Фитцпатрика и Кауфмана работать над рекламой Opel. Они продолжили изображать автомобили на фоне привычных европейских пейзажей. Однако «Опели» в трактовке Фитцпатрика приобрели настоящий американский шик. В последующие годы Артур продолжил рисовать автомобили для открыток, марок и книг. Причем новые иллюстрации он создавал уже на компьютере. Кроме того, художник выступил консультантом студии Pixar, создававшей мультфильм «Тачки».

-40%
-10%
-20%
-5%
-13%
-12%
-7%
-15%
-50%
-30%