• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Офтоп


Дмитрий Александров, фото: Shell,

Проехать несколько сотен километров на одном литре топлива - звучит фантастически, но результаты экомарафона в Роттердаме показали, что предела топливной экономичности не существует. Мероприятие Shell остается одним из самых зрелищных соревнований в области инноваций и уже 30 лет собирает студентов технических вузов со всех частей света для демонстрации эффективного использования энергии в транспортных средствах.

Экомарафон провели в Роттердаме не случайно: его уже несколько лет называют городом будущего и инновационным центром Европы. Огромное количество электрокаров и гибридов на улицах - лишнее тому подтверждение.

Регламент



Правила соревнований, начиная с 1985 года, менялись уже несколько раз. На данный момент участниками экомарафона могут стать молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, учащиеся в высших учебных заведениях. Студентам необходимо самим спроектировать и создать суперэкономичный болид, который бы отвечал жестким требованиям организаторов. В отличие от многочисленных гоночных соревнований перед участниками экомарафона ставится задача не прийти к финишу первым, показав лучшее время, а проехать максимальное расстояние в расчете на 1 кВт·ч или 1 л топлива и обеспечить минимальные выбросы СО2 в атмосферу.
Одна маленькая пробирка с маркировкой Shell в задней части транспортного средства – это топливный бак болида. Вместо руля управление прототипом осуществляется с помощью двух рычагов. По словам участников заездов, это сделано для более эффективного прохождения поворотов на треке.

За рулем вместо опытных пилотов сидят миниатюрные девушки. Так команды поступают из-за регламента, согласно которому масса прототипа с водителем не должна превышать 140 килограммов.



Заезды проходят в двух категориях. Первая – "Прототипы", где соревнуются транспортные средства, мало напоминающие автомобиль в привычном понимании. Благодаря обтекаемым формам прототипов во время прохождения трека значительно уменьшается лобовое сопротивление, что помогает сократить расход топлива. Многие из транспортных средств проходят тестирования в аэродинамической трубе.

Для максимального облегчения конструкции болида молодые инженеры используют детали из алюминия и карбона, а в последнее время популярностью стали пользоваться части из полимеров, отпечатанные на 3D-принтере. Средняя скорость болида – 25 км/ч, при этом для экономии топлива некоторые участки трассы пилоты проходят накатом с заглушенным двигателем.



Вторая категория - "Городские концепты". По сравнению с прототипами такие модели выглядят полноценными машинами. Минимальный вес городского концепта увеличен до 225 кг, а по габаритам они существенно превосходят модели, представленные в классе "Прототипы". Особое внимание отводится дизайну транспортных средств. Некоторые концепты напоминают уменьшенную копию спорткаров.

Особый интерес к концептам проявляют автомобильные компании, которые во время марафона часто обкатывают свои разработки. В прошлом году один из городских концептов по итогам соревнования получил регистрационный номер и смог доехать по дороге общего пользования из Роттердама в Эйдховен.

Чем можно заправлять прототипы



И прототипы, и городские концепты могут использовать один из семи видов источников энергии: бензин, дизель, этанол, сжиженный газ, водородные элементы, электрические аккумуляторные батареи и альтернативное топливо. Победители определяются отдельно в каждой категории. Наибольшей популярностью среди участников соревнований, как и год назад, пользовались бензиновые силовые установки.
"Ужесточение экологических стандартов, забота об окружающей природе, поиски альтернативных источником топлива – все это делает мероприятие все более актуальным и интересным с каждым годом, - рассказал корреспонденту Autonews.ru глава топливного подразделения Shell Вольфганг Варнеке. - Безусловно, не стоит ждать, что технологии, применяемые на этих автомобилях, найдут применение на серийных автомобилях в ближайшее время. Это соревнование - демонстрация технических решений и эффективного использования топлива в транспортных средствах".

По строгости проверки экомарафон ничем не уступает "Формуле-1", поэтому с первого раза контроль не удается пройти почти никому - работы в боксах не прекращаются ни днем, ни ночью. Молодые инженеры на ходу дорабатывают болиды, вносят последние коррективы и исправляют выявленные комиссией недочеты.

Вопрос безопасности



В своде правил экомарафона подробно расписаны все ограничения и запреты, а также требования к габаритам, весу, расположению узлов и деталей. Кроме этого, инженеры Shell проводят проверку тормозной и топливной систем, дизайна болида, обзорности, а также контроль угла поворота колес. Большое внимание уделяется безопасности пилота. Каждый болид в обязательном порядке оснащается огнетушителем, а конструкция машины должна позволять гонщику в случае внештатной ситуации покинуть транспортное средство за несколько секунд.
При проверке ремней безопасности гонщицу подвесили на специальной треноге - это французская команда проходит технический контроль. К счастью, ремни выдержали, однако из-за отсутствия огнеупорного покрытия на крышке моторного отсека команду отправили обратно в боксы для устранения недочета. Повышенные требования к безопасности не случайны: даже при небольшом столкновении на низкой скорости существует большая вероятность опрокидывания болида, а также его возгорания.



"Перед финишной линией некоторые машины просто подлетали, а задние колеса фактически отрывались от асфальта. Ощущения, конечно, не самые приятные", - поделился впечатлениями пилот итальянской команды.

Заезды болидов проходят на трассе городского типа в промышленном районе Роттердама Ахой. Длина трека составляет 1,6 км, а условия на трассе максимально приближены к дорогам общего пользования. Это и многочисленные ухабы, и резкие повороты.

Как определяют победителя



Всего участникам предоставили 4 попытки по 10 кругов. На финише замеряется количество потребляемого топлива, после чего специалисты Shell рассчитывают дистанцию, которую смог бы преодолеть болид, используя энергию, эквивалентную одному литру топлива. Для электрических транспортных средств вычисляется расстояние, которое они бы проехали на 1 кВт·ч энергии.
В этом году в экомарафоне Shell приняли участие 197 команд из 26 стран мира. Традиционно наибольшее количество участников делегировала Франция. Чуть меньше будущих инженеров прибыло из Германии. Россию на состязании в Роттердаме представляла одна команда - МАДИ.



В прошлом году россияне смогли выйти на трек, однако там их прототип столкнулся с транспортным средством из Нигерии. В итоге по правилам соревнований дисквалифицированы были обе команды. Автодорожники уже третий раз участвуют в экомарафоне в категории прототипов. В 2013 году болид россиян не смог пройти процедуры технического регламента, а инженеры довольствовались призом за упорство и решительность и наградой в полторы тысячи евро.

К роттердамскому марафону болид МАДИ был существенно модифицирован. От старого автомобиля остался только корпус, а все остальные детали и узлы были заменены либо подвергнуты серьезной доработке. Болид получил углепластиковую раму и новое рулевое управление, а снаряженная масса автомобиля была снижена на 6 килограммов.



Проведенные работы положительным образом сказались на итоговом результате россиян. Команда МАДИ с успехом прошла техническую квалификацию, а в заезде бензиновых прототипов заняла 30 место (всего в данной категории соревновалось 63 болида). Прототип смог проехать 231 км на 1 литре топлива.

"Для нас это очень хороший результат. Мы смогли прервать череду неудач, которые нас преследовали два года перед этим, - прокомментировал гонку капитан команды МАДИ Андрей Сотсков. - Уже сейчас у нас есть ряд идей, как еще усовершенствовать машину к следующему марафону. Это применение совершенно новых керамических подшипников, использование особых велосипедных осей и втулок собственной разработки. Ну и, конечно, это борьба с весом. На данный момент масса прототипа составляет 48 килограммов. Думаю, в дальнейшем мы сможем еще больше облегчить автомобиль благодаря применению углепластика. Также есть определенные мысли по модернизации двигателя. Эти заезды показали, что нам явно надо больше мощности при разгоне".



На состязаниях в Роттердаме было зафиксировано сразу три новых рекорда, два из которых стали абсолютными за всю историю экомарафонов. Невероятных результатов добилась французская команды Microjoule La Joliverie. Их прототип, используя компримированный природный газ, на одном литре топлива может проехать 2551,8 км - эта цифра приблизительно равна расстоянию от Роттердама до Москвы. В категории "Городские концепты" лучший результат этого года также принадлежит французам. Автомобиль с нестандартным дизайном лицея Louis Delage на 1 л бензина преодолел 517,3 км, что является новым рекордом трассы в Роттердаме.

Самый умный прототип



"Технические инновации" - номинация экомарафона, которую всегда отличает повышенное внимание специалистов. Наиболее продвинутой машиной нынешних соревнований был признан прототип команды Vector Ecoteam. Молодые инженеры оснастили свой электрокар специальной компьютерной системой, которая в процессе гонки следит за скоростью и характеристиками машины и регулирует их для максимально низкого расхода энергии.
В следующем году экомарафон Shell пройдет в Лондоне. По прогнозам организаторов, количество команд за год вырастет в несколько раз. Помимо спортивного интереса, экомарафон - это хорошая возможность для студентов найти работу в крупнейших энергетических и автомобильных компаниях. Студенты МАДИ признаются, что хотят через год попробовать силы в новом для себя классе "Городские концепты".
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Фото: Shell
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-20%
-15%
-34%
-20%
-10%
-99%
-40%
-10%
0059018