Дополнительные десять единиц профиля превращают "легковые" шины популярного типоразмера в кроссоверные. Как правило, для подобного размера производители создают отдельный модельный ряд шин. Участие в этом тесте шин приняли восемь комплектов универсальных шин, которые годятся для езды по асфальту, гравию и траве, а некоторые даже имеют маркировку M+S.



Тест шин данного кроссоверного размера был затеян из-за (а может, и благодаря) появления в модельном ряду "Белшины" соответствующей покрышки, называемой индексом "Бел-220". Протектор данной покрышки выглядит достаточно зубасто. С соответствующими изменениями он заимствован у всесезонной шины (к такой категории ее относит каталог на сайте производителя) "Бел-99" (205/65 R15). Однако на кроссоверной 220-й модели обозначения M+S мы не обнаружили. Зато увидели ее на других шинах, которым выпала возможность выступить с "Белшиной" в одном сравнительном тесте. Остальные шины подбирались из самых доступных категорий: просто комфортные кроссоверные шины для дорог, не относящиеся к альтернативной категории UHP ("ультравысокопроизводительных"). В типоразмере 215/65 R16 компания Michelin предлагает две покрышки, одна из которых заточена под бездорожье, зато вторая – Latitude Tour HP – идеально нам подходит. У Nokian в данном типоразмере и вовсе одна модель – Nokian Hakka Blue SUV – которая запущена в продажу как раз в сезоне 2015 года. У Continental выбор кроссоверных шин шире, но нам удалось найти и купить для тестов комплект 4x4 Contact. За компанию Continental в нашем тесте выступили шины марки Barum (которая с 1995 года входит в ее состав). Это безальтернативные Bravuris 4x4. А также Matador (с 2007 года 51% чешского шинного производителя принадлежит компании Continental) с новой и единственной предлагаемой MP 82 Conquerra 2. Также наш выбор пал на довольно распространенную модель от Hankook – DynaPro HP. И наконец-то мы добрались до широко представленной в Беларуси марки Lassa, в модельном ряду которой для этого теста нам подошли шины Competus H/L. Маркировку M+S среди перечисленных выше имеют шины Barum, Matador, Continental, Hankook и Lassa. Однако, судя по информации с сайтов данных шинных производителей, все эти покрышки относятся именно к летним, об их всесезонном предназначении никто из производителей не упоминает. И мы в свою очередь не советуем эксплуатировать их на своих кроссоверах круглый год.
 

Мокрый асфальт



Торможения являются приоритетными испытаниями в наших сравнительных тестах – эти маневры по силам каждому водителю и способны повлиять на исход небезопасной дорожной ситуации или снизить тяжесть последствий ДТП. Безопасные тормозные пути (со скорости 80 км/ч) для кроссовера обеспечили шины Nokian, Matador и Michelin. Плохо показали себя шины Lassa и совсем неважно – покрышки "Белшина" и Hankook.

Безопасную и предсказуемую управляемость на виражах мокрой дороги обеспечивают шины Nokian, Matador, Barum и Michelin. Подробности о субъективных оценках сцепных свойств всех испытанных шин читайте в соответствующей таблице.

В тесте на сопротивление аквапланированию снова лидируют шины Nokian и Barum, а компанию им составила и отечественная "Белшина" – довольно "открытый" протектор с обилием канавок ожидаемо хорошо справляется с отводом воды. 

Надежность управления автомобилем на мокром асфальте
Оценка
Шина
Комментарий
10
Nokian
Hakka Blue SUV
Очень хорошее, с большим запасом, сцепление с мокрым асфальтом. Коррекции траекторий не требуются. При превышении сцепных свойств начинается небольшой снос, который можно прекратить "кивком" руля или легким сбросом газа: тогда машина моментально возвращается на траекторию.
9
Matador
Conquerra 2 MP 82
Очень хорошее, с запасом, сцепление с мокрым асфальтом, минимальные сносы, точные отклики на действия рулем.
8
Barum
Bravuris 4x4
Хорошее сцепление с мокрым асфальтом, безопасная и азартная управляемость с минимальными прогнозируемыми сносами, которые можно корректировать газом или тормозом.
7
Hankook
DynaPro HP
Хорошее сцепление с мокрым асфальтом, вполне безопасная управляемость, но невысокая точность реакция на повороты руля.
7
Michelin
Latitude Tour HP
Хорошее сцепление с мокрым асфальтом, безопасная управляемость со склонностью к легким сносам. Коррекция удается только сбросом газа.
6
Continental
4x4 Contact
Посредственное сцепление с мокрым асфальтом.
Безопасное поведение с четкой склонностью к сносам. Вялые реакции на корректирующие действия.
5
"Белшина
Бел-220"
Плохое сцепление с мокрым асфальтом, глубокие сносы передней оси. При контрсмещении машина уходит в занос. Невысокая безопасность управления.
4
Lassa
Competus H/L
Плохое торможение и разгон на мокром асфальте, нестабильное поведение в поворотах с сильной тенденцией к непрогнозируемым и глубоким заносам. Задняя ось постоянно теряет сцепление. Небезопасное поведение.
 

Сухой асфальт



Тест на длину тормозного пути на сухом асфальте удивил тем, что ни одна из покрышек не смогла остановить тестовый VW Tiguan меньше, чем за 40 метров. Нормальный тормозной путь для этого автомобиля составляет 36-38 метров. Лучший (но все же не самый оптимистичный) результат показали шины Nokian. На покрышках Barum тестовый VW Tiguan останавливался на 2 метра позже. В конце рейтинга данного теста оказались "Белшина" и Lassa.

При объективной оценке управляемости на сухом асфальте лучшее время показали шины Nokian, но проще всего вести кроссовер по трассе (на грани сцепных свойств) можно было на комплекте шин Barum, а также Michelin.

Надежность управления автомобилем на сухом асфальте
Оценка
Шина
Комментарий
10
Barum
Bravuris 4x4
Безопасная стабильная и очень нейтральная управляемость, высокие сцепные свойства с асфальтом. Максимальная простота управления автомобилем.
9
Michelin
Latitude Tour HP
Безопасная управляемость, очень высокие сцепные свойства с асфальтом, передняя ось долго и надежно придерживается траектории. На грани срыва при сбросе газа машина ловко заправляется в поворот.
8
Hankook
DynaPro HP
Безопасная управляемость, высокие сцепные свойства с асфальтом, небольшие сносы при переборе со скоростью.
8
Nokian
Hakka Blue SUV
Безопасная управляемость, высокие сцепные свойства с асфальтом, но сносы получаются немного затяжные и корректируются только сбросом газа.
7
Matador
Conquerra 2 MP 82
Безопасная управляемость, высокие сцепные свойства с асфальтом, но сносы возникают довольно резко. При сбросе газа возможны заносы.
7
Continental
4x4 Contact
Безопасная управляемость, но реакции автомобиля размазанные: сносы возникают рано, отклики на руль замедленные.
7
Lassa
Competus H/L
Безопасная управляемость, высокие сцепные свойства с асфальтом, но реакции на руль немного размазанные и сносы возникают рано.
6
"Белшина
Бел-220"
Вполне безопасная управляемость, но сцепные свойства средние. При переборе со скоростью начинается сильный затяжной снос.

 

Гравий



Кроссоверу шины нужны не только для того, чтобы кататься по асфальту. Они должны выручить его и на других покрытиях: песке, гравии и траве. К сожалению, буквально два испытательных полигона в мире располагают площадками для испытания покрышек не на асфальте и финский полигон, где состоялся данный тест, к ним не относится. Тем не менее мы поставили себе задачу выяснить характеристики кроссоверных шин и, немного поимпровизировав, получили кое-какие результаты. Да, разница в характеристиках между лучшей и худшей шиной получилась небольшой, но некоторые выводы сделать можно. Например, VW Tiguan увереннее всего стартует на отечественной "Белшине" и тормозит с этими шинами на гравии тоже хорошо. Любопытен дисбаланс качеств шин Lassa: цепкость при разгоне хорошая, но тормозной путь получается самым длинным.


 

Шум и комфорт

В этом тесте мы оценивали шум от качения покрышек внутри салона и плавность хода на разнокалиберных неровностях, на скорости 60 и 90 км/ч. Субъективные мнения об этих характеристиках шин собирали три человека, находящиеся в тестовой машине. Оценки выставлялись по 10-балльной шкале. Среди кроссоверных покрышек мы нашли ту, которая показалась нам и тихой, и комфортной на обоих скоростях. Ну а в целом все шины в этом тесте довольно неплохи. Стоит прокомментировать одинаковую оценку шин Nokian Hakka Blue SUV и "Белшина Бел-220". Финская покрышка тихая и приятная для слуха, но обеспечивает самый жесткий и хлесткий ход по всем неровностям. Шина отечественного производителя наоборот довольно мягко катит по любым неровностям, но издает ощутимый и малоприятный гул на ровной дороге.

Оценка
Марка и модель шины
60 км/ч
90 км/ч
9
Michelin
Latitude Tour HP
Минимальный шум, не громче двигателя, на абразивном асфальте – приглушенный шорох. Мягкий ход на мелких дорожных неровностях, на крупных – довольно жесткий.
Тихий шелест покрышек, шум на абразивном асфальте минимальный. Очень плавный ход по неровностям всех "калибров": ни шлепков, ни тряски, ни гулкости.
8,5
Continental
4x4 Contact
Минимальный шум, не громче двигателя. Неровности передаются толчками на руль и кузов.
Шум качения минимальный, на абразивном асфальте слегка более отчетливый, но все равно тише остальных шумов. Увеличилась плавность хода по неровностям, шлепки по ним минимальны.
8
Barum
Bravuris 4x4
Минимальный шум на гладком асфальте, но на абразивном – легкий "трубный" шум. Очень мягкий ход по мелким неровностям. Более крупные неровности отдают в кузов гулкими шлепками.
Легкий шелест качения, на абразивном асфальте – низкий шум. Мягкий и одинаково бесшумный ход по всем неровностям.
8
Matador
Conquerra 2 MP 82
Минимальный шум, но мелкие дорожные неровности отрабатываются жестко и гулко. Шлепки о крупные дорожные неровности мягкие, но громкие.
Шум качения едва заметен, не ощущается разница между гладким и абразивным асфальтом. Шлепки по стыкам и неровностям стали еще тише и мягче.
7
Lassa
Competus H/L
Хорошо различимый "твердый" шум на гладком асфальте, "шорох" на абразивном. Умеренные удары на крупных неровностях.
Низкий "басовитый" шум качения, на абразивном асфальте – приглушенный гул. Неровности ощущаются, но ударов и пинков не производят.
7
Hankook
DynaPro HP
Шум невысокий. Довольно мягкое прохождение дорожных неровностей.
Шум качения не выделяется на общем фоне аэродинамических шумов. Мягкое нешумное прохождение дорожных неровностей.
6
"Белшина
Бел-220"
Шум качения перерастает в неприятный гул. Мягкий ход по стыкам, неровности совершенно не вызывают тряски.
Хорошая плавность хода, но шум неприятный. Свист на гладком асфальте, гул на абразивном. На средних неровностях шины будто подпрыгивают, но мелкие неровности почти незаметны.
6
Nokian
Hakka Blue SUV
Легкий шум на абразивном асфальте. Жесткий ход по неровностям: шины "бабахают", удары неприятно отдают в руль.
Шум невысокий. Стыки на дороге ощущаются менее жестко, но все еще с хлесткими и шумными шлепками.

(Таблица увеличивается при клике)

 Место 1

 Nokian  
+ лучший уровень сцепления на мокром асфальте
+ лучший уровень сцепления на сухом асфальте
+ безопасная управляемость
+ невысокий шум
+ лучшая устойчивость к аквапланированию

- жесткий ход
 Hakka Blue SUV
 Итоговая оценка  589,6
 Индекс нагрузки  102 V XL
 Вес покрышки  11,24 кг
 Коэффициент износостойкости*  500
 Глубина протектора  7,95 мм
 Страна изготовления  Финляндия
 Минимальная цена, бел. руб.**  1 410 000

 Место 2

 Barum  
+ хороший уровень сцепления на сухом асфальте
+ безопасная управляемость
+ хорошая плавность хода
+ невысокий шум

- средний тормозной путь на мокром асфальте
 Bravuris 4x4
 Итоговая оценка  567,2
 Индекс нагрузки  98 H
 Вес покрышки  9,87 кг
 Коэффициент износостойкости*  420
 Глубина протектора  8,9 мм
 Страна изготовления  Португалия
 Минимальная цена, бел. руб.**  1 725 000
  

 Место 3

 Michelin  
+ самый плавный и тихий ход
+ безопасная управляемость
+ хороший уровень сцепления на сухом асфальте
+ хороший уровень сцепления на мокром асфальте

- малый уровень сцепления на гравии
 Latitude Tour HP
 Итоговая оценка  561,9
 Индекс нагрузки  98 H
 Вес покрышки  12,13 кг
 Коэффициент износостойкости*  440
 Глубина протектора  8,0 мм
 Страна изготовления  Италия
 Минимальная цена, бел. руб.**  1 487 000
 

 Место 4

 Matador  
+ безопасная управляемость
+ хороший уровень сцепления на сухом асфальте
+ хороший уровень сцепления на мокром асфальте

- средняя устойчивость к аквапланированию
- средний тормозной путь на сухом асфальте
 Conquerra 2 MP 82
 Итоговая оценка  559,3
 Индекс нагрузки  98 H
 Вес покрышки  10,23 кг
 Коэффициент износостойкости*  280
 Глубина протектора  8,25 мм
 Страна изготовления  Португалия
 Минимальная цена, бел. руб.**  1 270 000
 

 Место 5

 Continental  
+ безопасная управляемость
+ плавный и тихий ход
+ хороший уровень сцепления на гравии

- малая устойчивость к аквапланированию
- средний тормозной путь на сухом асфальте
- средний тормозной путь на мокром асфальте
 4x4 Contact
 Итоговая оценка  550,0
 Индекс нагрузки  98 H
 Вес покрышки  8,5 кг
 Коэффициент износостойкости*  360
 Глубина протектора  8,12 мм
 Страна изготовления  Словакия
 Минимальная цена, бел. руб.**  1 815 000
 

 Место 6

 Hankook  
+ невысокая цена

- малая устойчивость к аквапланированию
- средний тормозной путь на сухом асфальте
- длинный тормозной путь на мокром асфальте
DynaPro HP
 Итоговая оценка  542,9
 Индекс нагрузки  102 T
 Вес покрышки  12,55 кг
 Коэффициент износостойкости*  -
 Глубина протектора  8,4 мм
 Страна изготовления  Корея
 Минимальная цена, бел. руб.**
 
 950 000
 

 Место 7

 "Белшина Бел-220"  
+ минимальная цена
+ хороший уровень сцепления на гравии
+ хорошая устойчивость к аквапланированию

- самый громкий шум при качении
- небезопасная управляемость
- длинный тормозной путь на сухом асфальте
- длинный тормозной путь на мокром асфальте
 Итоговая оценка  539,0
 Индекс нагрузки  98 H
 Вес покрышки  12,58 кг
 Коэффициент износостойкости*  180
 Глубина протектора  8,4 мм
 Страна изготовления  Беларусь
 Минимальная цена, бел. руб.**  565 000
 

 Место 8

 Lassa  
- небезопасная управляемость
- длинный тормозной путь на сухом асфальте
- длинный тормозной путь на мокром асфальте
- шум
 Competus H/L
 Итоговая оценка  524,7
 Индекс нагрузки  98 H
 Вес покрышки  11,94 кг
 Коэффициент износостойкости*  -
 Глубина протектора  8,25 мм
 Страна изготовления  Турция
 Минимальная цена, бел. руб.**  1 147 000
 
*отмечен на боковине (Treadwear)
**в рознице на 12.03.2015

-50%
-50%
-10%
-20%
-15%
-99%
-20%