Владимир Воложинский,


 
В начале ХХ века с появлением нового средства передвижения приобрели популярность автопробеги и гонки на автомобилях. И не удивительно – недавно изобретенные "самодвижущиеся повозки", работающие на двигателях внутреннего сгорания, требовали всесторонних испытаний.

Парк имевшихся машин состоял из моделей разных производителей и разных годов выпуска. Состязания позволяли выявить их слабые и сильные стороны, расход топлива и смазок, надежность в эксплуатации, износоустойчивость шин, а также определить целесообразность использования в тех или иных целях.

Кроме того, выставки, автопробеги и первые автомобильные соревнования привлекали всеобщее внимание к новому транспортному средству, способствовали его внедрению в повседневную жизнь и совершенствованию, что, в свою очередь, вело к ускоренному развитию автомобильной промышленности в мире.

Маршруты автопробегов неоднократно проходили и по территории нынешней Беларуси.
 
Рекламный плакат Международной автомобильной выставки в Москве
Рекламный плакат Международной автомобильной выставки в Москве.
 

Самый бешеный пробег

Один из первых автопробегов в Российской империи состоялся в 1907 г. по маршруту Москва - Петербург.
 
Участники пробега в автомобиле "Фиат" у финиша. Автомобильный пробег Москва-Петербург. 1907 г.
Участники пробега в автомобиле Fiat у финиша. Автомобильный пробег Москва - Петербург, 1907 г.
Участник автомобильного пробега Москва-Петербург. 1907 г.
Участник автомобильного пробега Москва - Петербург, 1907 г.

В следующем году состоялся автомобильный пробег в обратном направлении: Санкт-Петербург - Москва. Журнал Automobil-Welt писал: "Это был самый бешеный пробег в истории автомобильного спорта. Проехали 686 километров по дорогам, местами бывшим в чудовищном состоянии, которые Виктор Эмери (француз) на своем Benz Grand Prix сумел преодолеть за потрясающее время в 8 часов и 30 минут, что дает среднюю скорость 80 километров в час".
 
Участники автопробега на трассе и у стен Кремля.

На следующий год этот рекорд скорости был побит. В августе 1909 года состоялись автогонки на дистанцию 1177 км по маршруту Санкт-Петербург - Рига и обратно. В нем участвовало 23 автомобиля из Италии, Франции, США и России ("Руссо-Балт"). Первым финишировал Франсуа Донье, который прошел всю дистанцию за "ходовое время" 13 часов 1 мин (90,5 км/час).
 
Пробег Петербург – Рига – Петербург, 1909 г.
Пробег Петербург – Рига – Петербург, 1909 г.
 
С течением времени маршруты автопробегов усложнялись, их протяженность увеличивалась.
 

На "Кубок царя"

В июне 1910 года по территории Беларуси проходил международный автопробег на Императорский приз по маршруту: Санкт-Петербург - Псков - Витебск - Могилев - Киев - Гомель - Рославль - Москва - Тверь - Новгород - Санкт-Петербург на дистанцию 3000 верст (3200 км). Иностранцы прозвали эти соревнования La Coupe du Tzar - "Кубок царя". В пробеге участвовало 46 автомобилей. Среди участников были титулованные особы: княгиня С. Долгорукая, барон Н. Корф, граф А. Бобринский, граф В. Всеволожский, принц Мюрат, А. Эфрон, редактор журнала "Автомобилист" А. Нагель.
 
Княгиня Долгорукая на автомобиле "Делоне-Бельвиль" 18 л.с. Рядом с ней сидит ее муж, князь Сергей Александрович Долгорукий. 1910 год
Княгиня Долгорукая на автомобиле "Делоне-Бельвиль", 18 л. с. Рядом с ней сидит ее муж, князь Сергей Александрович Долгорукий, 1910 г.
Стоянка в Гомеле во время автопробега на "Кубок царя"
Стоянка в Гомеле во время автопробега на "Кубок царя".

30 июня в Царском Селе финишировали 32 экипажа. Кубок царя получил немецкий экипаж Вилли Пеги, который на Mercedes прошел всю дистанцию без штрафных очков и в дополнительных скоростных состязаниях показал лучшее время.

В одной из российских публикаций 1910 года можно было прочесть: "Потребность быстрого передвижения - отличительная черта делового человека. Англичанин, так же как и американец, в продолжение шести дней недели смотрит на автомобиль как на орудие труда. У нас же до сих пор принято смотреть на него как на удовольствие. Выставка и автопробег 1910 года сыграли заметную роль в изменении отношения к автомобилю в России".
 

Они не думали, что русские дороги так плохи

4-28 июля 1911 года состоялся первый пробег грузовых и санитарных автомобилей Военного министерства по маршруту Петербург - Москва - Петербург, проведенный Учебной автомобильной ротой (командир подполковник П. И. Секретев).

Газеты писали: "В июле 1911 года жители городишек и деревень вблизи дороги Москва - Петербург стали свидетелями непривычного в провинции зрелища. С ревом и дымом, подпрыгивая на неровностях, мимо них мчались грузовики самых разнообразных марок. Один, второй... десятый... Это был пробег, устроенный Управлением военных сообщений, чтобы выявить наиболее пригодный для армии тип грузовика. С этой целью у лучших европейских фирм приобрели 14 автомобилей. Кроме того, в пробеге участвовали две легковые и две санитарные машины. Маршрут был выбран такой: Петербург - Москва - Петербург - Нарва - Альт - Изенгоф - Петербург. Общая его протяженность составляла 1500 верст. Машины, увы, показали себя не с лучшей стороны. Представители известных зарубежных фирм оправдывались: они-де не думали, что русские дороги так плохи...".
 
Император Николай II со свитой наблюдает за приезжающими грузовиками – участниками автопробега - на Дворцовой набережной у Троицкого моста. 
 
Смотр автомобилей после пробега.


Самый крупный в дореволюционной России автопробег

Почти через год, утром 6 июня (24 мая по старому стилю) 1912 года, на Марсовом поле в Петербурге был дан старт еще одному автопробегу Военного ведомства. На этот раз соревновались санитарные и легковые автомобили. Цель пробега - проверка подготовки водителей и определение марок автомобилей, наиболее подходящих для штабной службы. Пробег проходил по маршруту: Санкт-Петербург - Псков - Двинск - Ковно - Гродно - Белосток - Барановичи - Минск - Смоленск – Москва - Санкт-Петербург (2725 верст, из них 1028 верст составляли грунтовые дороги).

Начальником пробега был назначен командир Первой учебной автомобильной роты подполковник Петр Иванович Секретев. Общее руководство пробегом осуществлял начальник Отдела военных сообщений генерал-лейтенант Добрышин.


Экзамен держали легковые машины ведущих европейских производителей: Mercedes, Ford, Fiat, Opel. Кроме того, стартовали "Лаурин-Клементы" (предки "Шкод"), французские "Шарроны", британские "Нэпиры", российские "Руссо-Балты"... Солидный 60-сильный швейцарский "Пип" был оборудован под передвижную мастерскую. Вне зачета шли грузовики с запчастями и инструментом, санитарный фургон и цистерна с бензином на шасси "Уайта" (White).

Перед стартом. Бензовоз "Уайт"(White) и фургон "Форд-Т" (Ford-T), перевозивший запасы масла.
Перед стартом. Бензовоз "Уайт" (White) и фургон "Форд-Т" (Ford-T), перевозивший запасы масла.
 
Маршрут пробега был составлен с тем расчетом, чтобы он включал все типы дорог российской империи - от шоссированных и мощенных булыжником до пыльного губернского тракта и граничащего с бездорожьем грязного сельского проселка.
 
Автомобиль "Уайт" под № 29 в грязевом плену грунтовых дорог на участке Минск-Орша. 2 июня 1912 г.
Автомобиль "Уайт" под № 29 в грязевом плену грунтовых дорог на участке Минск - Орша, 2 июня 1912 г.
 
В отчете 1912 года сохранились свидетельства того, какое впечатление на людей производила военная автоколонна: "Представители города выразили удовольствие, что в первый раз видят автомобили, сумевшие преодолеть бездорожье; этот факт заставит население смотреть на этот род передвижения не как на забаву, а как на новое завоевание техники… В 20 верстах от Орши, в деревне Савино, крестьяне вышли из домов с образами и хлебом-солью".

Ежедневно комиссия - в состав нее входили инженеры, артиллеристы, представители санитарной и интендантской служб - составляла подробнейшие доклады о состоянии дорог, поломках машин, скрупулезно учитывала пробитые камеры, расход бензина и масла. Кроме автомобилей, испытывали на выносливость и прочность шины и камеры нескольких производителей, в их числе российские "Проводник", масло "Товарищества Бр. Нобель" и "Вакуум Ойл Компани".


В городах пробег встречали местные гарнизоны и земские власти, предоставлявшие участникам пищу, кров и техническую помощь. Публика неизменно с интересом осматривала автомобили, в некоторых местах бывшие еще малоизвестной диковинкой. Так что конкурс имел еще и просветительское значение.
 
Встреча участников автопробега Петербург-Москва в г. Барановичи, 1912 г.
Встреча участников автопробега Петербург - Москва в г. Барановичи, 1912 г.
Стоянка автомобилей – участников автопробега Барановичи, 1912 г.
Стоянка автомобилей - участников автопробега. Барановичи, 1912 г.
 
После Барановичей кортеж направился в Минск. "Недавно через наш город проследовали участники пробега легких автомобилей военного ведомства из Новогрудка через Минск в Борисовский уезд. В пробеге автомобилей принимает участие начальник Минской губернии, действительный статский советник Я. Е. Эрдели. В 6 часов 40 минут (31 мая) на горизонте показался первый автомобиль, на котором следовал главный руководитель пробега, генерал-лейтенант Добрышин. Всего прибыло 40 автомобилей (на старте было 45)".

 
 
Испытательный пробег финишировал 11 июня в Петербурге. В тот же день в Петергофе состоялся высочайший смотр участников рейда. Фронт автомобилей и их экипажей был выстроен напротив дачи "Александрия".
 
Высочайший смотр по завершении пробега штабных и санитарных автомобилей Военного ведомства, 1912 г.

Опыт, полученный как при организации, так и при проведении пробега, оказал немалое влияние на дальнейшую эксплуатацию и содержание легковых автомобилей в армии. Кроме того, этот знаменательный рейд сыграл важную роль в деле популяризации автотранспорта в России. Конкурс-пробег 1912 года относится к числу выдающихся как по количеству автомашин, принявших в нем участие, так и по тому резонансу, который он вызвал в автомобильном мире.

Позже развитие автомобилизма и автоспорта прервали мировая война, революция, интервенция и гражданская война.
-30%
-50%
-10%
-20%
-20%
-50%
-10%
-21%
-25%
-15%
-38%