Дмитрий Панов,


 
Кто говорит, что мотор-шоу для дальнобойщиков - это скучно? Не верьте. Экспонаты и технологии крупнейшей международной выставки коммерческого транспорта в Ганновере могут быть интересны далеко не только тем, чья профессиональная деятельность связана с рынком грузовиков и спецтехники. И фантастических инноваций там не меньше, чем показали в Париже. О некоторых и наиболее интересных из них - в обзоре корреспондента Autonews.ru, побывавшего на автосалоне.

Немало внимания посетителей привлек кемпер Mercedes-Benz Zetros с колесной формулой 4х4, который ранее выпускался трехосным. Фактически эта машина по своей компоновке и ходовым качествам - настоящий экспедиционный автомобиль, как те, что используются в труднодоступных местах, например, при геологоразведке, и готовы для покорения самого серьезного бездорожья. Автомобиль с длиной 8,4 метра и 430-сантиметровым клиренсом оснащен 326-сильным 7,2-литровым дизельным двигателем с макс. крутящим моментом 1300 Нм, блокировками мостов, пониженными передачами и различными вспомогательными вездеходными режимами, и в том числе, позволяет водителю не выходя из кабины сбрасывать давление в шинах. В общем, на таком авто можно с уверенностью отправляться в любую глушь кормить комаров. Которые могут оказаться единственным неудобством, потому что Zetros располагает комфортабельным жилым отсеком со спальней, душем, туалетом, гостиной и кухней. Для увеличения внутреннего пространства кэмпер во время стоянки расширяется с обеих сторон на полметра. Цена модели может сильно варьироваться в зависимости от уровня внутренней отделки. Модель, показанная в Ганновере, стоит в Германии около 800 тыс. евро. Да, этих денег хватит на покупку Ferrari и еще на то, чтоб с роскошью провести время на Лазурном берегу. Но каждому свое.



Концерн Volkswagen провел в Ганновере мировую премьеру концепта нового поколения Т-серии, получившего имя Tristar. Как известно, модели Т-серии используются не только для дел, но и для отдыха и развлечений. Концепт Tristar представляет собой пикап, но он не имеет хард-топа, который сегодня так популярен в России среди владельцев Light Truck. Вместо него у Tristar есть дополнительный багажный отсек, расположенный под грузовой платформой, который легко выдвигается вручную и защищен от воды и пыли. У платформы также открываются все борта, и на нее можно устанавливать приспособления для транспортировки различного оборудования, и в том числе - для кайт-серфинга. У концепта есть и еще один багажник, тоже в виде ящика, позади водительской двери. Салон автомобиля представляет собой довольно вместительное двухместное пространство, приспособленное как для работы, так и для отдыха. Оно оснащено поворачивающимися комфортными креслами, столом, в который интегрирован планшет, гарнитурой для проведения видеоконференций, имеет кофемашину. Разумеется, Tristar демонстрирует также и будущее направление развития дизайна Т-серии, новое, шестое поколение (Т6) которой будет показано в следующем году.


Судя по представленным в Ганновере технологиям, не за горами то время, когда водитель дальнемагистрального грузовика, или, как часто его называют в России, дальнобойщик, будет держать в руках планшетный компьютер не реже, чем руль, а его кабина станет приспособленной больше для отдыха и интеллектуального труда, чем для физической работы.

Так, производитель трансмиссий и других различных автокомпонентов ZF планирует в ближайшие годы серийно оснащать грузовики системой, которая позволит значительно облегчить подъезд на фуре к складским хабам. Действует эта система так. За 15 минут до прибытия фуры вся важная о ней и ее грузе информация передается посредством специально разработанной для этого телематической платформы (Openmatics telematics platform) в складской центр диспетчеру, чтобы тот определил место разгрузки. После прибытия грузовика к складу водитель может начать отдыхать. Развернуть и подать фуру к хабу сможет и диспетчер. Для этого ему не потребуется самому совершать точно выверенные повороты руля. Передвигать 25-метровый грузовик с прицепом можно, не садясь в него, стоя рядом и водя пальцем по планшету, связанным с системой автономного управления. В ее основе сервопривод, воздействующий на рулевой механизм, камеры и датчики, определяющие местоположения машины, и новейшая электроприводная система ZF TraXon Hybrid automatic transmission system со 120-киловаттным электромотором. Система использует энергию аккумулятора. Максимальная скорость грузовика при маневрировании возле хаба - 4 км/ч. В Ганновере эта технология была представлена в действии с использованием небольших макетных 20-килограммовых фур. Подсоединение такой микро-фуры к макету хаба совершается всего в несколько маневров. Из настоящих больших грузовых машин данная технология сейчас испытывается на MAN.


Хотя среди любителей ZF больше известна именно как производитель узлов трансмиссий и подвесок, эта компания тесно сотрудничает с крупнейшим производителем автоэлектроники Bosch. Более того, ZF сейчас находится в процессе покупки американского поставщика автокомпонентов, специализирующегося на системах безопасности, - TRW. Отраслевые эксперты уже отметили, что это поглощение сделает ZF одним из крупнейших игроков автокомпонентной отрасли в мире и значительно упрочит ее позиции в сегменте систем автономного управления – одного из основных направлений развития современного автопрома. Причем применение автопилотов на тяжелом грузовом транспорте может получить гораздо более широкое распространение, чем на легковом. В отличие от легковых автомобилей фуры передвигаются преимущественно по прямым автомагистралям и совершают гораздо меньше маневров, что сравнимо с железнодорожными поездами, на которых уже давно используются автопилоты.

Один вид интерьера кабины концептуального тягача Mercedes Future Truck 2025, премьера которого прошла в Ганновере, говорит о том, что производитель стремится свести физическую работу водителя к минимуму, и грузовик будет ехать сам. Впрочем, как говорят в Mercedes, систему "Highway Pilot", установленную на концепте, уже можно использовать на реальных скоростях и в условиях реального трафика. Технология базируется на системах безопасности и электронных ассистентах водителю, таких, как адаптивный круиз-контроль, контроль слепых зон, слежение за полосой разметки, которые уже не новы для серийных легковых автомобилей. В Mercedes считают, что внедрение автопилотов на грузовиках - дело ближайших десяти лет.


Вместе с тем эксперты говорят, что начало использования автономного управления на серийных машинах сейчас во многом зависит от готовности к этому законодательной базы, уровня дорожной инфраструктуры и социальной ответственности граждан. Как рассказал Autonews.ru вице-президент по инновационным разработкам в Nissan Митсухико Ямашита, система требует качественный, ровный асфальт и четкую разметку полос. Но кроме этого инженер отметил - еще очень важно, чтобы водители уважали правила дорожного движения. "В развивающихся странах нередко бывает очень сложно предугадать действия водителя", - напомнил японец.

Для коммерческого транспорта важным показателем являются расходы на его содержание, поэтому экономия топлива здесь едва ли не первостепенный показатель. Вариации с электродвигателями можно было встретить в Ганновере, как и на выставках легкового транспорта, на стенде почти каждой марки. Например, Volvo провела премьеру Electric Hybrid - дизель-электрического городского автобуса с возможностью зарядки от внешнего источника. Шведская компания также объявила, что в кооперации с другими участниками рынка ведет разработку городского автобуса к июню 2015 года. Однако, как мы знаем, аккумуляторы имеют пока еще недостаточно высокие характеристики и не способны составить полноценную замену традиционным ДВС при поездках на длинные расстояния.



Ганновер показал, что сегодня многие производители большегрузов активно развивают технологии двигателей, использующих природный газ. Известно, что это топливо значительно дешевле дизеля. В MAN говорят, что газозаправочная сеть будет развиваться и что в 2016 году компания начнет выпускать тяжелые грузовики, работающие на сжатом природном газе (CNG), расходы на который на 20-35% меньше, чем на дизель. На выставке MAN представил прототип TGM CNG с полной массой 18 тонн. Машина имеет 280-сильный 6,9-литровый мотор с макс. крутящим моментом 1150 Нм, сопоставимым с тягой дизеля. По заявлению производителя, 18-тонная машина может проехать на 140 кг сжатого газа около 700 км по автобану или 400 км в смешанном режиме. По данным другой компании, Iveco, ее 18-тонный Stralis может проехать с 510-литровым баком, но уже сжиженного природного газа (LNG), более 750 км.

На выставке было представлено немало и грузовиков прошлых поколений. Указывая на них, топ-менеджеры того или иного бренда нередко говорят, что эти машины хорошо отражают ДНК, который унаследовали их последующие модели вплоть до современных. На самом же деле, сравнивая старое и новое, думаешь только о том, как далеко шагнули технологии за какие-то пару десятков лет. И в будущем мы будем смотреть на нынешние концепты так же, как сейчас на эти модели грузовиков из прошлого.

 

 

-27%
-25%
-15%
-35%
-30%
-20%
-50%
-50%
-20%
-10%
-20%