Офтоп


Антон Погорельский, /



Европа: Велета, Испания

В туристических справочниках битву за право называться "самой высокой дорогой Старого света" ведут множество перевалов в Альпах: пальму первенства оспаривают Франция, Швейцария, Австрия и Италия. Чаще других туристам рассказывают о пути на французскую гору Коль де ла Бонет высотой 2715 метров и об австрийском перевале Ötztaler Gletscherstraße (в переводе - Ледниковая дорога Эцталь). Перевал соединяет коммуну Зёльден с ледником Реттенбах на уровне 2830 метров.
 
фото: 20minutos.es

Между тем, по-настоящему высочайшая дорога Европы расположена совсем в другом месте - на юге Испании в провинции Гранада. Дорога ведет на пик Велета, возвышающийся на 3398 метров над уровнем моря. Велета входит в горную систему Сьерра-Невада и притягивает любителей экстремального спорта со всей страны. 36-километровый подъем на Велету останавливается на отметке в 2500 метров, где посетителей ждет вход на горнолыжную базу. Дальнейший подъем преграждает военная застава - испанские власти не спешат пускать гостей на вершину.

Вместе с лыжниками подъем на Велету облюбовали велосипедисты: дорога все чаще становится своеобразным "тестом на прочность" для любителей покорять горы на байках. При этом дорогу ни разу не включали в расписание культовой многодневки "Тур де Франс" - подъем чересчур сложен и крут для профессиональных велогонщиков.
 

Африка: Туллу-Димту, Эфиопия



Самые высокие дороги Африки сосредоточены на Эфиопском нагорье - родине эфиопского волка и горной ньялы. Обладая базовой высотой в два километра, нагорье представляет собой идеальный плацдарм для рывка в небеса: большинство здешних дорог начинаются на том уровне, где в Европе предпочитают вешать знаки "опасность схода лавины".

Пальма первенства принадлежит пути на гору Туллу-Димту высотой 4377 метров. Это вторая вершина Эфиопии - пик расположен в национальном парке "Горы Бале", ежегодно принимающем десятки тысяч туристов. Благодаря статусу природоохранной зоны проехать на Туллу-Димту за рулем собственного автомобиля нельзя - впрочем, никто не остановит вас от пешей прогулки и не запретит подсаживаться в машину к работникам заповедника.

Дорога на Туллу-Димту строго функциональна: путь упирается в башню ретранслятора, построенного недалеко от вершины. При желании можно устроиться на работу в управляющую компанию и регулярно ездить по самой высокой дороге Черного континента с инспекцией.

По соседству есть немало гор, но ни одна из них не может похвастать собственной дорогой: ближайшие грунтовки расположены на плато и в основном ведут в бывшую столицу провинции Бале - город Гоба.
 

Северная Америка: Гора Эванс, США



Малолюдная живописная дорога на гору Эванс - именно так переводится название Mount Evans Scenic Byway в американском штате Колорадо. Название говорит само за себя: здесь действительно сногсшибательные виды, а машины проезжают довольно редко. Красоты природы настолько впечатлили американцев, что Лесная служба США официально включила путь на гору Эванс в список самых живописных троп и дорог страны.

Полностью асфальтированная дорога забирается на высоту 4310 метров, всего 40 метров недотягивая до вершины горы Эванс: полная дистанция пути составляет 45 километров, а перепад высот достигает 2 тысяч 100 метров. Дорогу соорудили в начале ХХ века. Базовой целью было соединить два национальных парка между собой и с соседним Денвером: до строительства путникам требовались два дня пути на лошадях, чтобы перевалить горы. Прокладка дороги сократила время до двух часов.

Примечательно, что архитекторы с самого начала стремились интегрировать шоссе в местную экосистему: идейный вдохновитель дороги на Эванс Фредерик Ло Олмстед стремился по максимуму сохранить первозданную природу, а заодно показать американцам красоту Колорадо. В результате путники проезжают мимо 30 озер, множества горных вершин и бескрайних хвойных лесов.

Дорога открыта для автомобилей с конца мая до начала сентября: в это время лед на озерах оттаивает, а с гор перестают обрушиваться лавины. Проезд стоит 10 долларов - на эти деньги местные власти регулярно подновляют асфальт и следят за сохранностью местной фауны.
 

Южная Америка: Утурунку, Боливия



Южноамериканская пустыня Атакама - рай для любителей горных дорог и космических пейзажей. Благодаря большой высоте над уровнем моря, разреженному воздуху и малой облачности Атакама оказалась превосходным местом для наблюдений за космическими телами - и в конце прошлого века в пустыне построили несколько обсерваторий с самыми крупными телескопами в мире. Чтобы доставить оборудование как можно выше, потребовалось проложить дороги: так в Перу и Боливии появились высокогорные магистрали, по которым способны проехать внедорожники и даже грузовики.

Перегороженные заборами шоссе на высоте пяти с половиной километров - обычное дело для Южной Америки. Впрочем, мы говорим не о закрытых объектах, а о дорогах общего пользования, так что добро пожаловать на Утурунку - самый высокий вулкан юго-запада Боливии. Дорога с восьмиградусным уклоном поднимается на 5768 метров и завершается в ложбинке между двумя вершинами Утурунку - на 240 метров ниже основного пика.

Когда-то гравийная дорога вела в серную шахту, но сейчас добычу прекратили, а за состоянием грунта никто не следит: на дороге то и дело случаются оползни. По словам последних покорителей Утурунку, путь заблокирован на отметке в 5600 метров - впрочем, даже такая высота позволяет дороге удерживать рекорд высоты Южного полушария.

Отдельно отметим: дороги Атакамы то и дело пересекают минные поля, так что водителям стоит дважды подумать, прежде чем отправляться в путешествие.
 

Азия: Каракорум, Китай/Пакистан/Индия



Горная система Каракорум - место, где сосредоточены главные рекордсмены дорожного строительства. Именно здесь пролегает самая высокая многополосная международная магистраль в мире: Китай и Пакистан совместными усилиями строили асфальтовое шоссе на высоте 4693 метров с 1966 по 1986 год.

В этом же регионе расположены многочисленные перевалы индопакистанского региона Ладакх. Дороги Марсимик Ла, Сиа Ла, Гионг Ла и другие пролегают на высоте более пяти с половиной километров. Вычленить самую-самую не всегда реально: наиболее высокие перевалы находятся на спорной территории, то и дело переходящей от Пакистана к Индии и обратно - соответственно, на них постоянно дежурят военные патрули. Одно можно сказать наверняка: самопровозглашенная "высочайшая дорога в мире" Кхардунг Ла носит этот титул исключительно для туристов. Измерения, проведенные со спутников, доказали, что к северу от 5359-метровой индийской достопримечательности находятся несколько более высоких перевалов - впрочем, точное их число пока не определено. Судя по всему, наиболее высокие способны пробить отметку в 5700 метров.

Наконец, на юге Китая существует закрытая военная дорога Чанлун, построенная на высоте 5889 метров. Теоретически она является самой высокогорной дорогой на всем Земном шаре - правда, проверить эту гипотезу не представляется возможным ввиду скрытности китайской армии.Одно можно сказать с уверенностью: спор за звание самой высокой дороги на планете далек от завершения.