102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  2. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  3. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  4. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  5. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  6. Что известно о «собственной ракете для „Полонеза“», которую создали в Беларуси
  7. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  8. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  9. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  10. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  11. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  12. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  13. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  14. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  15. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  16. В Минске продолжают судить врача БСМП и журналистку TUT.BY. Приговор огласят сегодня — в 16.00
  17. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  18. Получающих зарплату «в конвертах» планируют привлекать по «административке»
  19. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  20. Одних только опций — на 65 тысяч евро. В Минск привезли первый экземпляр Mercedes S-класс нового поколения
  21. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  22. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  23. Суд по делу «ноль промилле», новые задержания, планы по экстрадиции Тихановской. Что происходит 2 марта
  24. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  25. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  26. Минское «Динамо» начинает первый за четыре года плей-офф. Чего ждать от «зубров»
  27. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  28. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  29. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  30. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино


Антон Погорельский, /



Европа: Велета, Испания

В туристических справочниках битву за право называться "самой высокой дорогой Старого света" ведут множество перевалов в Альпах: пальму первенства оспаривают Франция, Швейцария, Австрия и Италия. Чаще других туристам рассказывают о пути на французскую гору Коль де ла Бонет высотой 2715 метров и об австрийском перевале Ötztaler Gletscherstraße (в переводе - Ледниковая дорога Эцталь). Перевал соединяет коммуну Зёльден с ледником Реттенбах на уровне 2830 метров.
 
фото: 20minutos.es

Между тем, по-настоящему высочайшая дорога Европы расположена совсем в другом месте - на юге Испании в провинции Гранада. Дорога ведет на пик Велета, возвышающийся на 3398 метров над уровнем моря. Велета входит в горную систему Сьерра-Невада и притягивает любителей экстремального спорта со всей страны. 36-километровый подъем на Велету останавливается на отметке в 2500 метров, где посетителей ждет вход на горнолыжную базу. Дальнейший подъем преграждает военная застава - испанские власти не спешат пускать гостей на вершину.

Вместе с лыжниками подъем на Велету облюбовали велосипедисты: дорога все чаще становится своеобразным "тестом на прочность" для любителей покорять горы на байках. При этом дорогу ни разу не включали в расписание культовой многодневки "Тур де Франс" - подъем чересчур сложен и крут для профессиональных велогонщиков.
 

Африка: Туллу-Димту, Эфиопия



Самые высокие дороги Африки сосредоточены на Эфиопском нагорье - родине эфиопского волка и горной ньялы. Обладая базовой высотой в два километра, нагорье представляет собой идеальный плацдарм для рывка в небеса: большинство здешних дорог начинаются на том уровне, где в Европе предпочитают вешать знаки "опасность схода лавины".

Пальма первенства принадлежит пути на гору Туллу-Димту высотой 4377 метров. Это вторая вершина Эфиопии - пик расположен в национальном парке "Горы Бале", ежегодно принимающем десятки тысяч туристов. Благодаря статусу природоохранной зоны проехать на Туллу-Димту за рулем собственного автомобиля нельзя - впрочем, никто не остановит вас от пешей прогулки и не запретит подсаживаться в машину к работникам заповедника.

Дорога на Туллу-Димту строго функциональна: путь упирается в башню ретранслятора, построенного недалеко от вершины. При желании можно устроиться на работу в управляющую компанию и регулярно ездить по самой высокой дороге Черного континента с инспекцией.

По соседству есть немало гор, но ни одна из них не может похвастать собственной дорогой: ближайшие грунтовки расположены на плато и в основном ведут в бывшую столицу провинции Бале - город Гоба.
 

Северная Америка: Гора Эванс, США



Малолюдная живописная дорога на гору Эванс - именно так переводится название Mount Evans Scenic Byway в американском штате Колорадо. Название говорит само за себя: здесь действительно сногсшибательные виды, а машины проезжают довольно редко. Красоты природы настолько впечатлили американцев, что Лесная служба США официально включила путь на гору Эванс в список самых живописных троп и дорог страны.

Полностью асфальтированная дорога забирается на высоту 4310 метров, всего 40 метров недотягивая до вершины горы Эванс: полная дистанция пути составляет 45 километров, а перепад высот достигает 2 тысяч 100 метров. Дорогу соорудили в начале ХХ века. Базовой целью было соединить два национальных парка между собой и с соседним Денвером: до строительства путникам требовались два дня пути на лошадях, чтобы перевалить горы. Прокладка дороги сократила время до двух часов.

Примечательно, что архитекторы с самого начала стремились интегрировать шоссе в местную экосистему: идейный вдохновитель дороги на Эванс Фредерик Ло Олмстед стремился по максимуму сохранить первозданную природу, а заодно показать американцам красоту Колорадо. В результате путники проезжают мимо 30 озер, множества горных вершин и бескрайних хвойных лесов.

Дорога открыта для автомобилей с конца мая до начала сентября: в это время лед на озерах оттаивает, а с гор перестают обрушиваться лавины. Проезд стоит 10 долларов - на эти деньги местные власти регулярно подновляют асфальт и следят за сохранностью местной фауны.
 

Южная Америка: Утурунку, Боливия



Южноамериканская пустыня Атакама - рай для любителей горных дорог и космических пейзажей. Благодаря большой высоте над уровнем моря, разреженному воздуху и малой облачности Атакама оказалась превосходным местом для наблюдений за космическими телами - и в конце прошлого века в пустыне построили несколько обсерваторий с самыми крупными телескопами в мире. Чтобы доставить оборудование как можно выше, потребовалось проложить дороги: так в Перу и Боливии появились высокогорные магистрали, по которым способны проехать внедорожники и даже грузовики.

Перегороженные заборами шоссе на высоте пяти с половиной километров - обычное дело для Южной Америки. Впрочем, мы говорим не о закрытых объектах, а о дорогах общего пользования, так что добро пожаловать на Утурунку - самый высокий вулкан юго-запада Боливии. Дорога с восьмиградусным уклоном поднимается на 5768 метров и завершается в ложбинке между двумя вершинами Утурунку - на 240 метров ниже основного пика.

Когда-то гравийная дорога вела в серную шахту, но сейчас добычу прекратили, а за состоянием грунта никто не следит: на дороге то и дело случаются оползни. По словам последних покорителей Утурунку, путь заблокирован на отметке в 5600 метров - впрочем, даже такая высота позволяет дороге удерживать рекорд высоты Южного полушария.

Отдельно отметим: дороги Атакамы то и дело пересекают минные поля, так что водителям стоит дважды подумать, прежде чем отправляться в путешествие.
 

Азия: Каракорум, Китай/Пакистан/Индия



Горная система Каракорум - место, где сосредоточены главные рекордсмены дорожного строительства. Именно здесь пролегает самая высокая многополосная международная магистраль в мире: Китай и Пакистан совместными усилиями строили асфальтовое шоссе на высоте 4693 метров с 1966 по 1986 год.

В этом же регионе расположены многочисленные перевалы индопакистанского региона Ладакх. Дороги Марсимик Ла, Сиа Ла, Гионг Ла и другие пролегают на высоте более пяти с половиной километров. Вычленить самую-самую не всегда реально: наиболее высокие перевалы находятся на спорной территории, то и дело переходящей от Пакистана к Индии и обратно - соответственно, на них постоянно дежурят военные патрули. Одно можно сказать наверняка: самопровозглашенная "высочайшая дорога в мире" Кхардунг Ла носит этот титул исключительно для туристов. Измерения, проведенные со спутников, доказали, что к северу от 5359-метровой индийской достопримечательности находятся несколько более высоких перевалов - впрочем, точное их число пока не определено. Судя по всему, наиболее высокие способны пробить отметку в 5700 метров.

Наконец, на юге Китая существует закрытая военная дорога Чанлун, построенная на высоте 5889 метров. Теоретически она является самой высокогорной дорогой на всем Земном шаре - правда, проверить эту гипотезу не представляется возможным ввиду скрытности китайской армии.Одно можно сказать с уверенностью: спор за звание самой высокой дороги на планете далек от завершения.

Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.

-15%
-30%
-9%
-70%
-40%
-25%
-10%
-30%
-10%