Борис Кудревич,

Евгений Белоусов, директор по развитию Taxify в Восточной Европе
Рынок мобильных приложений для такси переживает стремительное развитие. Буквально за несколько лет небольшие стартапы, создавшие программы для поиска и вызова такси, превратились в быстрорастущие компании с внушительной капитализацией. Постепенно такие сервисы начали появляться и в Беларуси. IT.TUT.BY пообщался с представителем эстонского сервиса Taxify, планирующего прийти в нашу страну.


 Расскажите об истории вашего стартапа.

Компания появилась в 2013 году в Эстонии. Поскольку на тот момент конкурентов на рынке не было, мы до конца не понимали, насколько популярна будет услуга заказа такси через мобильное приложение. В этом плане мысли о развитии за пределами Эстонии были всегда, но перед тем как предпринимать такие попытки, мы хотели убедиться, что наша модель работает в Эстонии. 

В самом начале компания ориентировалась исключительно на частных водителей такси, но в конечном счете пришло понимание того, что эффективней будет работать напрямую с такси-компаниями. Для этого пришлось переделать бизнес-модель – помимо мобильного приложения Taxify для водителей, мы стали предлагать компаниям программный комплекс, включая автоматизированную диспетчерскую систему, интегрированную с водительским приложением, и административную панель, которые вкупе c диспетчерской системой помогают такси-компаниям оптимизировать работу своего автопарка.

В какой-то момент появилась идея привлечь средства под рекламу, и Taxify заинтересовались инвесторы из разных организаций, включая Skype. При этом так получилось, что в деньгах, которые мы привлекли на первом этапе (порядка 70 000 евро) под рекламу в Эстонии, не было большой необходимости – сарафанное радио сделало свое дело, и количество клиентов, использующих наше приложение, стало прогрессивно расти без особых инвестиций в рекламу. На фоне такого успеха мы решили заняться расширением бизнеса за границу.



– В каких странах вы уже присутствуете? 

Эстония, Латвия, Литва и Финляндия.

– Почему вы решили прийти в Беларусь?

В данный момент мы расширяемся в Скандинавии и в Восточной Европе. В Беларуси, несмотря на специфичность индустрии такси, мы видим большой потенциал, поскольку здесь: а) нет серьезных конкурентов; б) смартфоны и мобильный интернет пользуются большим спросом; в) практически все заказывают такси через диспетчерскую, и многие просто не подозревают о возможности удобного и быстрого заказа такси через мобильное приложение на телефоне.

– Какие отличия Беларуси от Эстонии вы заметили в сфере такси?

Основное отличие рынка такси в Беларуси заключается в том, что здесь рынок, по сути, разделен между тремя крупными диспетчерскими, с которыми работает большинство "перевозчиков", которые, в свою очередь, выступают в роли компаний, агрегирующих водителей такси с собственной машиной.

Если сравнивать Беларусь с Прибалтикой, то, во-первых, как таковые перевозчики в Прибалтике неактуальны – водители такси идут работать напрямую в такси-компанию со своей диспетчерской. Во-вторых, в Прибалтике у многих такси-компаний есть свой автопарк (под который они привлекают водителей), что в Беларуси является редкостью.

Я не совсем понимаю нежелание белорусских перевозчиков конкурировать с устоявшимися диспетчерскими, организовывать свою собственную диспетчерскую службу и принимать заказы напрямую от клиентов, тем более когда современные интернет-технологии дают возможность это реализовать без значительных затрат.

– У вас есть статистика соотношения заказов такси через привычные контактные телефоны и через мобильные приложения?

Такая статистика, конечно же, зависит от многих факторов, но если взять, к примеру, Таллин, то за первые 8 месяцев примерно 40% заказов компаний, которые стали с нами сотрудничать, теперь приходится на мобильное приложение. За следующие 2 года мы ожидаем увеличения этого показателя до 80%.

– С какой мобильной операционной системы приходит больше всего вызовов?

На данный момент половина наших пользователей пользуется приложением Taxify под iOS, и половина заказов приходится на Android-смартфоны.

– Каким набором функций должна обладать мобильная программа для поиска и вызова такси?

В первую очередь, для того чтобы приложение пользовалось популярностью, в системе должно быть достаточное количество водителей, которые могли бы отвечать на вызовы клиентов.

Во-вторых, сам процесс заказа такси через мобильное приложение должен быть быстрым – фактически 2 клика.

В-третьих, в отличие от звонка в диспетчерскую при заказе машины через мобильное приложение клиенту должен быть дан выбор среди ближайших свободных водителей. То есть клиент должен знать, какая машина какой такси-компании за ним приедет.

Наконец, немаловажным является наличие в мобильном приложении возможности со стороны клиента наблюдать за тем, как приближается заказанная машина в точку посадки. 

– Как вы считаете, какими станут мобильные приложения для такси через 5 лет?

Мы не ожидаем каких-либо серьезных изменений в мобильных приложениях. Там сложно что-либо поменять или добавить. Однако в технологическом плане мы ожидаем, что некоторая часть пользователей начнет заказывать такси через умные часы, популярность которых стремительно растет во всем мире.
-20%
-15%
-20%
-20%
-70%
-40%
-22%
-15%