Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Даже по московским меркам это элитное жилье». «А-100» презентовала квартал у площади Победы
  2. Жителя Минского района оштрафовали на 870 рублей за красно-белые жалюзи
  3. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  4. Авария на теплосетях в Московском районе Минска: жители без горячей воды и тепла, занятия в школах отменили
  5. Алимбекова заняла восьмое место в индивидуальной гонке на этапе КМ по биатлону
  6. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события
  7. У меня в венах тромбы? Сосудистый хирург отвечает на шесть частых вопросов
  8. «Мы уже неделю „на осадном положении“». Как жителей минских многоэтажек обходит милиция
  9. Где жили и отдыхали руководители Беларуси до Лукашенко
  10. «Танцевала, показывая, что ей все сойдет с рук». В суде по делу о надписях на щитах выступил военнослужащий
  11. «Перевернуть страницу» нельзя, психика так не работает". Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  12. Совещание у Лукашенко и «дело Бабарико» в Верховном суде. Что происходит в Беларуси 21 января
  13. Лукашенко заинтересовался пеллетами для отопления домов. Что это и сколько стоит?
  14. Доценту из ПГУ после 15 суток ареста дали еще столько же. Оба раза — по 23.34
  15. Уже год в столице работает музей Lego, но знают о нем не все. Взглянули на коллекцию минчан
  16. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  17. Беларусь хотела повысить тариф на транзит российской нефти на 25%, но вышло гораздо меньше
  18. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  19. «Пуля повредила мой спинной мозг». История тренера по кроссфиту на коляске
  20. Заправки для электрокаров стали платными. Пользователи жалуются, но вовсе не на цены
  21. Лукашенко о госинвестпрограмме: Удивляет потеря отдельными членами правительства реалий, в которых мы живем
  22. Посмотрели, на сколько за год подорожал один и тот же набор товаров. Разница в цене удивляет
  23. «Около двух месяцев нигде не участвую». Борисовчанки утверждают: их судили за акции, где их не было
  24. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  25. «Прозревают люди уже после стройки». Архитектор — о выборе проекта дома и цене строительства
  26. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  27. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  28. Ультрамарафонец из Витебска установил табличку у истока Витьбы. Вы знаете, где это?
  29. Стали известны планы по строительству жилья на 2021 год. Что, где и сколько?
  30. ЕС: Санкции в отношении Беларуси пока не дали никакого эффекта


Дмитрий Радзивон, фото автора,

Располагается веломастерская в Гомеле в одном из двориков по улице Интернациональной и занимает площадь обычного гаража. Узнать это место несложно хотя бы по большому скоплению велосипедистов: кто-то из клиентов принимает работу мастера, кому-то предстоит вернуться домой на общественном транспорте. Сейчас гаражом заведует мастер Игнат Плотницкий. Он и провел небольшую экскурсию по своим владениям.

Фото: Дмитрий Радзивон

"Многие перед поездкой в мастерскую пытаются всячески замаскировать свою причастность к поломке"

- У нас есть инструменты практически для всех велосипедов, - сказал Игнат, указывая на стенд с аккуратно развешанными гаечными ключами, плоскогубцами и прочей необходимой для ремонтного дела утварью. - Стоят они дорого, потому что американского производства. Штаты вообще считаются родиной горного велосипеда: ну и, соответственно, там производят более надежные детали и инструменты. Например, американская выжимка цепи будет стоить около 300 тысяч рублей. А тайваньской за 50 тысяч хватит раза на два: для наших объемов работы совсем неподходящий вариант.

Фото: Дмитрий Радзивон

Чаще всего в мастерскую приходят клиенты с пробитыми колесами. Здесь им объясняют, что с такой поломкой можно справиться самостоятельно, но они все равно предпочитают обратиться за помощью. Многие уверены, что пробитое колесо - это гарантийный случай. К слову, подкачка колес и смазка цепи не будет стоить денег: любой человек может приехать и самостоятельно обслужить свой велосипед.

На шкафу лежит гора использованных покрышек. Как оказалось, работники мастерской собирают все это добро для нужд спортшколы. Рядом на полках хранятся старые запчасти. Детали, которые были заменены на новые, по умолчанию остаются в мастерской. Но если кто-то хочет забрать все с собой, проблем нет: запчасти вам вернут по первому требованию. Для того чтобы чинить велосипед было удобно, к стенкам гаража прикреплено несколько стоек.

 Фото: Дмитрий Радзивон Фото: Дмитрий Радзивон Фото: Дмитрий Радзивон

В продолжение разговора о гарантийных случаях Игнат рассказывает:

"Механическое повреждение по вине покупателя определить довольно легко: видна потертость, деталь надломана в определенном направлении. Впоследствии мы делаем вывод, что переключатель, к примеру, сломался не самостоятельно. Многие перед поездкой в мастерскую пытаются всячески замаскировать свою причастность к поломке".

И тут же дает несколько полезных советов:

"Нельзя мыть велосипед под сильным напором воды: иначе грязь будет забивать механизмы, что ускорит износ некоторых деталей. По этой же причине нельзя обильно смазывать цепь, можно лишь слегка увлажнить".

Фото: Дмитрий Радзивон

Зачастую клиенты просят заменить деталь, но не знают, что вслед за ней придется менять и другие. Например, новая цепь может проскакивать на старых звездочках. Пожалуй, вторая по популярности проблема после пробитых колес - это настройка переключения скоростей. Не все продавцы могут правильно отрегулировать велосипед при продаже, что часто приводит к быстрому износу деталей.

"Надеюсь, белорусы поймут, что велосипед - это не только альтернатива машине, когда тебя прав лишили, но и здоровый образ жизни"

Когда через годик-другой после покупки велосипед начинает барахлить, его владелец осознает смысл слова "техобслуживание". Общее ТО в этой мастерской обойдется в 150 тысяч рублей. В сумму включена при необходимости замена простейших механизмов, типа тормозных колодок. Нужно только купить расходные материалы.

Фото: Дмитрий Радзивон

- Кто аккуратнее ездит: парни или девушки? - интересуюсь у мастера.

- Девушки. Но эта аккуратность не всегда оправдана. Девушки часто боятся переключать скорости на велосипеде, что приводит к поломкам. Вообще, на наших дорогах эта разница нивелируется: нет специальных мест для катания, много бордюров. Хочется, чтобы велосипедное движение со временем развивалось. Лично у меня есть машина, мотоцикл и велосипед, поэтому я знаю, что зачастую на расстояние до 20 километров велосипед - самое быстрое средство передвижения. Ну и для здоровья полезнее.

Возле выхода из гаража несколько велосипедов ожидают своих хозяев. На одном из них проблемы с колесом. Однако под заказ на специальном станке здесь могут собрать любое колесо.

Большинство клиентов приезжают на бюджетных велосипедах, стоимость которых колеблется в районе 300 долларов. Игнату его американский Cannondale обошелся в два раза дороже. Он уверен, что качественное дешевым быть не может, поэтому лучше один раз отжалеть хорошую сумму, чем стать постоянным посетителем мастерских.

Фото: Дмитрий Радзивон

- Большинство велосипедов, которые к нам попадают, куплены на рынке, - рассказал он. - Самые популярные: Stels, Smart, McKenzy. Появилась марка под названием Fulh, которая пытается копировать японские Fuji. Есть китайские модели, на которых наклеено по восемь наклеек Super, по десять с надписью Shimano. Хотя от известной японской компании там, может, лишь одна гаечка будет. И то не факт. Используют громкие имена, делают красочные велосипеды за небольшую цену, но их качество будет сильно хромать. Новичок не определит, стоит запчасть 500 долларов или копейки. Вообще, хороший велосипед будет стоить около 7 миллионов рублей.

- Для многих покупателей цена как раз в приоритете…

- Согласен. В таком случае не нужно требовать от своей покупки запредельных характеристик. Иногда клиенты говорят: "Купил за 5 миллионов дорогой велосипед, а передний амортизатор не очень хорошего качества". Нужно понимать, что "вилка" нормального уровня обойдется примерно в 300 долларов. И конечно, ее не установят на велосипед стоимостью 300 долларов!

Фото: Дмитрий Радзивон

Фасад мастерской украшен афишами и постерами, среди которых висит лист А4 с предложением поставить свой двухколесный транспорт на специальный учет. В последнее время проблема велосипедных краж актуальна и в Гомеле.

- У нас иногда тоже сотрудники милиции интересуются, не проходил ли через мастерскую тот или иной велосипед, - говорит собеседник. - Чтобы защитить свой велосипед от угона, нужно пристегивать его через два колеса и раму, а также по возможности оставлять под камерами видеонаблюдения. Я неоднократно слышал о GPS-трекерах, благодаря которым можно отследить передвижение угнанного транспорта, однако напрямую с этим устройством никогда не работал.

Фото: Дмитрий Радзивон

Игнат уверен, что сейчас Гомель захлестнула мода на велосипеды:

"Во многих европейских странах такой способ передвижения стал частью повседневной жизни. Надеюсь, и белорусы поймут, что велосипед - это не только альтернатива машине, когда тебя прав лишили, но и здоровый образ жизни".
-40%
-20%
-10%
-35%
-15%
-21%
-50%