Оклейка автомобиля пленкой становится все более популярной: количество таких машин в потоке растет, соответственно, множатся сервисы по оказанию этой услуги. Разбираемся в плюсах и минусах оклейки авто антигравийными (защищающими от мелких сколов) пленками - как виниловой (эконом-вариант), так и более современной и дорогой полиуретановой.

Главная задача защитной антигравийной пленки, как и следует из ее названия, - защита лакокрасочного покрытия от царапин, сколов и прочих "мелких неприятностей". Все пленки делятся на два основных вида: виниловые и полиуретановые. Виниловые пленки на рынке появились первыми: по своей структуре они ближе к пластику и могут изменять свой размер только при нагреве, затем затвердевают и становятся жесткими. Антигравийные полиуретановые пленки по своим свойствам, составу и характеристикам ближе к резине: могут значительно растягиваться без нагрева, но при этом принимать исходные размеры. Естественно, последняя быстро завоевала рынок.

Главная задача защитной антигравийной пленки, как и следует из ее названия, - защита лакокрасочного покрытия от царапин, сколов и прочих "мелких неприятностей". Все пленки делятся на два основных вида: виниловые и полиуретановые. Виниловые пленки на рынке появились первыми: по своей структуре они ближе к пластику и могут изменять свой размер только при нагреве, затем затвердевают и становятся жесткими. Антигравийные полиуретановые пленки по своим свойствам, составу и характеристикам ближе к резине: могут значительно растягиваться без нагрева, но при этом принимать исходные размеры. Естественно, последняя быстро завоевала рынок.
![]() |
Автомобиль, оклеенный прозрачным полиуретаном
|
Антигравийная полиуретановая пленка была разработана и впервые применена для нужд американской армии. Ее наносили на лопасти вертолетов во время операции "Буря в пустыне", так как иначе лопасти очень быстро изнашивались в "песчаном" воздухе Ближнего Востока.
Крупные производители виниловых пленок поняли преимущества полиуретана и начали применять его для оклейки автомобилей. Ведь изначально винил разрабатывался для рекламы, вывесок и всего того, что не подвержено агрессивному воздействию окружающей среды.
![]() |
Почувствуйте разницу: кузов уже оклеен матовой виниловой пленкой, а бампер еще нет
|
Принципиальная разница в том, что виниловая пленка, по сути, защищает только за счет толщины, а полиуретановая - своими свойствами. Зимой при низких температурах полиуретановые пленки не теряют своих защитных способностей, а вот виниловые "дубеют" еще больше, и порвать их не составляет никакого труда.
![]() |
Результат зимней эксплуатации обычной виниловой пленки на капоте: трещины, вздутия и, как итог, отслоения привели к тому, что весной пленку пришлось снимать совсем...
|
Винил или полиуретан?
В чем же отличия? Виниловая - обычная прозрачная пленка, толщиной в среднем около 100 микрон (0,1 мм), которая в основном используется для оклейки автомобилей. Она хорошо предохраняет от мелких царапин, веток, песка, повреждений при неаккуратной мойке. Недостатки - быстро выцветает при ярком солнце и желтеет под действием реагентов. Виниловая пленка может быть не только прозрачной, но и матовой, в этом случае она еще становится и элементом стиля. Правда, в случае царапины или небольшого скола придется переклеивать весь элемент (или мириться с недостатком эстетики).
![]() |
Этот автомобиль только что оклеили матовой прозрачной виниловой пленкой
|
Полиуретановая пленка (ее иногда еще называют просто уретановая) - достаточно прочная, толщиной обычно около 150 микрон (реже - до 300 микрон), хорошо противостоит крупным сколам, глубоким царапинам и для защиты автомобиля подходит лучше виниловой. К примеру, она хорошо защищает лакокрасочное покрытие от удара дверью соседнего автомобиля или тележкой в супермаркете. Полиуретан пропускает ультрафиолет, поэтому, чтобы сохранить единый тон окраски, не надо оклеивать весь автомобиль: оклеенные и незащищенные детали даже после нескольких лет эксплуатации по тону различаться не будут.
![]() |
На автозаводах автомобили серийно не красят в матовые цвета. Как правило, матовые машины обтянуты соответствующими пленками
|
Но при этом полиуретановая пленка значительно дороже виниловой, ее стоимость (без работ по оклейке) раз в пять выше: если метр недорогой виниловой пленки обойдется в 21 доллар (хотя есть и более дорогие варианты), то полиуретановой - около 100 долларов.
Особенности разных пленок

Цены разных производителей немного колеблются, в пределах 10-15 процентов. Основных игроков на рынке полиуретановых пленок трое: 3М, Suntek и Hexis.
Можно ли оклеить авто самостоятельно?
![]() |
Непосвященному трудно поверить, что все эти складки пленки всего спустя час-полтора будут аккуратно разглажены...
|
Теоретически это реально. Важно, чтобы в помещении была постоянная температура 20-23 градуса по Цельсию, отсутствовали сквозняки, грязь и пыль. При оклейке пленка снимается с подложки, которая защищает клеевой слой (по принципу похожа на двусторонний скотч), при этом образуется статическое электричество, которое мгновенно притягивает к себе микроскопические частички пыли.
Клеить пленку, что декоративную, что защитную, желательно на новый автомобиль. На машине, которая проехала даже 100 км, уже могут образоваться какие-то царапинки и сколы, и пленка сделает их более заметными. В отличие от виниловых пленок, полиуретановым требуется время для просушки автомобиля, обычно около 12 часов.
![]() |
![]() |
![]() |
Так происходит процесс подготовки и оклейки автомобиля пленкой |
Защищают ли декоративные пленки?
До сих пор речь шла о прозрачных защитных пленках. Но существуют еще два типа материала: цветные пленки, в том числе с различными эффектами (под кожу, под карбон, под дерево и так далее) и хромовые. Последние клеятся полусухим методом ("на бадягу") - мыльным раствором обрабатывается поверхность, и потом уже наносится пленка. Это связано с особенностью хромовой пленки, иначе при ее подрывании могут образоваться растяжки, голограммы, и весь кусок пленки придется выбросить. Цветные пленки так же, как и прозрачные, клеятся "на сухую", то есть на поверхности должен оставаться только тоненький слой мыльного состава и никакой воды.
![]() |
Оклеить машину пленкой можно и самостоятельно, но для действительно качественной работы требуются специальный инструмент, навыки и опыт
|
Цветные и хромовые пленки тоже имеют защитную функцию, но за счет меньшей толщины (70-100 микрон) пробить ее проще. Однако есть серии цветных пленок, которые по толщине такие же, как защитные, - они так же эффективно защищают кузов, как и обычные, при этом еще и меняют внешний вид автомобиля. Но, как правило, людей, заказывающих цветные пленки, в первую очередь все же интересует внешний вид, а не защита.
Цена вопроса
Цена оклейки авто складывается из нескольких факторов:
1. Пленка и ее толщина, вид, цвет.
2. Тип автомобиля и его конструктивные особенности. Вот пример: BMW X6 и BMW X6M - машины, по сути, одинаковые, но имеют отличия, усложняющие оклейку (аэродинамический обвес, расширители колесных арок в цвет кузова и так далее).
3. Объем "арматурных" работ: сборка и разборка автомобиля. Есть машины, которые для оклейки нужно разобрать чуть ли не наполовину: снять бамперы, фары, накладки, молдинги и так далее.
![]() |
Все, что можно снять, перед оклейкой пленкой снимается
|
Разброс цен будет достаточно большим. Так, например, оклейка виниловой пленкой кроссовера (вроде Mitsubishi ASX или Nissan Qashqai [^]) обойдется минимум в 950 долларов (срок службы не менее трех лет). Оклейка того же автомобиля полиуретаном со сроком службы не менее пяти лет будет в 1,5 раза дороже. В любом случае, эти цены носят примерный характер и обсуждаются с клиентом, учитывая особенности каждого автомобиля.
![]() |
Края пленки необходимо заводить внутрь оклеиваемых элементов, иначе в процессе эксплуатации есть риск отслоения пленки
|
Оклеивать автомобиль полностью довольно дорого. И нередко люди наносят антигравийную пленку только на наиболее уязвимые элементы. Чаще всего - передний бампер, капот, передние крылья, иногда крышу и поверхность за дверными ручками.
![]() |
Элементы сложной формы или труднодоступные участки требуют особо тщательного подхода к оклейке
|
Особых пожеланий по уходу за пленкой нет. Матовые нельзя полировать, а при посещении мойки надо предупредить сотрудников, что машина оклеена пленкой, чтобы близко не подносили пистолет-распылитель. Некоторые детали оклеиваются стык в стык, где пленка не заводится за деталь, и под некоторым углом и огромном давлении можно ее "задрать". Хотя, как говорят эксперты, такое возможно только при некачественной работе, обычно пленка клеится намертво, и просто так ее не отодрать. Срок эксплуатации большинства пленок не менее пяти лет. Чтобы пленка не пожелтела, необходимо машину не держать грязной длительное время.
![]() |
Обычный желтый глянец и полиуретановая прозрачная пленка
|
Полиуретан и винил в сравнении | ||
---|---|---|
Полиуретановая пленка | Виниловая пленка | |
Защитные свойства | Защита от мелких и крупных царапин, небольших камней и гравия. Эффективная защита кузова зимой от песка и мелкой щебенки. Сложно порвать даже острым предметом. При мелких кузовных контактах спасает от покраски. | Защита только от мелких царапин за счет толщины пленки. |
Физические свойства | По характеристикам, скорее, напоминает резину, может сильно растягиваться и принимать исходные размеры. Эластична и упруга. | Напоминает пластмассу или пластик. Менять форму и размеры может только при нагревании, затем быстро затвердевает и легко рвется руками. От удара может треснуть, легко режется. |
Незаметность | При качественной оклейке практически незаметна на кузове. Со временем при нормальной эксплуатации почти не желтеет и не мутнеет. | Пленка малозаметна до тех пор, пока не начнет мутнеть и желтеть (примерно через год после оклейки). |
Воздействие температуры | На морозе почти не теряет защитных свойств. | При низких температурах теряет защитные качества, легко трескается и рвется. |
Разработка | Разрабатывалась по заказу Минобороны США для защиты от песка и предотвращения быстрого износа лопастей вертолетов в пустынях. | Разрабатывалась для всевозможных рекламных конструкций, на которые нет механического воздействия. |
Ультрафиолет | Полностью пропускает солнечный свет и ультрафиолет, так что машина выгорает равномерно, как это было бы без пленки. | Не пропускает ультрафиолетовые лучи, защищает краску от выцветания. |
Оклейка | Требует просушки после оклейки, особенно зимой. | Приклеивается очень быстро, почти мгновенно схватывается и не требует времени на просушку. |
Полировка | Царапины можно удалить посредством полировки или с помощью теплового воздействия. | Полировка помогает, но в меньшей степени. Крупные царапины не исчезнут. |
Снятие | На автомобиле не остается следов клея. | Местами может остаться засохший клей. |
Срок службы | Не менее 5 лет. | Не менее 5 лет. |
Стоимость | 100 долларов/кв. м. | 21 доллар/кв. м. |
Производство | Технология изготовления достаточно сложна, поэтому производится только крупными мировыми компаниями. | Из-за своей дешевизны производится на множестве заводов разными производителями, качество неоднородное. |
Что в итоге?
Полиуретановая пленка на сегодня - лучшая защита лакокрасочного покрытия от сколов, царапин и камней, однако и стоит она в 5 раз дороже, чем обыкновенный винил. Правда, в случае продажи затраты на оклейку автомобиля (особенно при интенсивной эксплуатации) могут окупиться, ведь кузов автомобиля будет "как новый".


Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.