Офтоп




 
Оклейка автомобиля пленкой становится все более популярной: количество таких машин в потоке растет, соответственно, множатся сервисы по оказанию этой услуги. Разбираемся в плюсах и минусах оклейки авто антигравийными (защищающими от мелких сколов) пленками - как виниловой (эконом-вариант), так и более современной и дорогой полиуретановой.



Главная задача защитной антигравийной пленки, как и следует из ее названия, - защита лакокрасочного покрытия от царапин, сколов и прочих "мелких неприятностей". Все пленки делятся на два основных вида: виниловые и полиуретановые. Виниловые пленки на рынке появились первыми: по своей структуре они ближе к пластику и могут изменять свой размер только при нагреве, затем затвердевают и становятся жесткими. Антигравийные полиуретановые пленки по своим свойствам, составу и характеристикам ближе к резине: могут значительно растягиваться без нагрева, но при этом принимать исходные размеры. Естественно, последняя быстро завоевала рынок.
 
Автомобиль, оклеенный прозрачным полиуретаном
Автомобиль, оклеенный прозрачным полиуретаном
 
Антигравийная полиуретановая пленка была разработана и впервые применена для нужд американской армии. Ее наносили на лопасти вертолетов во время операции "Буря в пустыне", так как иначе лопасти очень быстро изнашивались в "песчаном" воздухе Ближнего Востока.
Крупные производители виниловых пленок поняли преимущества полиуретана и начали применять его для оклейки автомобилей. Ведь изначально винил разрабатывался для рекламы, вывесок и всего того, что не подвержено агрессивному воздействию окружающей среды.
 
Почувствуйте разницу: кузов уже оклеен матовой виниловой пленкой, а бампер еще нет
Почувствуйте разницу: кузов уже оклеен матовой виниловой пленкой, а бампер еще нет

Принципиальная разница в том, что виниловая пленка, по сути, защищает только за счет толщины, а полиуретановая - своими свойствами. Зимой при низких температурах полиуретановые пленки не теряют своих защитных способностей, а вот виниловые "дубеют" еще больше, и порвать их не составляет никакого труда.
 
Результат зимней эксплуатации обычной виниловой пленки на капоте: трещины, вздутия и, как итог, отслоения привели к тому, что весной пленку пришлось снимать совсем...
Результат зимней эксплуатации обычной виниловой пленки на капоте: трещины, вздутия и, как итог, отслоения привели к тому, что весной пленку пришлось снимать совсем...


Винил или полиуретан?

В чем же отличия? Виниловая - обычная прозрачная пленка, толщиной в среднем около 100 микрон (0,1 мм), которая в основном используется для оклейки автомобилей. Она хорошо предохраняет от мелких царапин, веток, песка, повреждений при неаккуратной мойке. Недостатки - быстро выцветает при ярком солнце и желтеет под действием реагентов. Виниловая пленка может быть не только прозрачной, но и матовой, в этом случае она еще становится и элементом стиля. Правда, в случае царапины или небольшого скола придется переклеивать весь элемент (или мириться с недостатком эстетики).
 
Этот автомобиль только что оклеили матовой прозрачной виниловой пленкой
Этот автомобиль только что оклеили матовой прозрачной виниловой пленкой

Полиуретановая пленка (ее иногда еще называют просто уретановая) - достаточно прочная, толщиной обычно около 150 микрон (реже - до 300 микрон), хорошо противостоит крупным сколам, глубоким царапинам и для защиты автомобиля подходит лучше виниловой. К примеру, она хорошо защищает лакокрасочное покрытие от удара дверью соседнего автомобиля или тележкой в супермаркете. Полиуретан пропускает ультрафиолет, поэтому, чтобы сохранить единый тон окраски, не надо оклеивать весь автомобиль: оклеенные и незащищенные детали даже после нескольких лет эксплуатации по тону различаться не будут.
 
На автозаводах автомобили не красят в матовые цвета. Как правило, такие машины обтянуты соответствующими пленками
На автозаводах автомобили серийно не красят в матовые цвета. Как правило, матовые машины обтянуты соответствующими пленками

Но при этом полиуретановая пленка значительно дороже виниловой, ее стоимость (без работ по оклейке) раз в пять выше: если метр недорогой виниловой пленки обойдется в 21 доллар (хотя есть и более дорогие варианты), то полиуретановой - около 100 долларов.


Особенности разных пленок

Клеят пленку на специальный мыльный раствор. Как вариант за основу берут детский шампунь Johnson's Baby без щелочи, либо жидкость для мытья посуды Fairy. Некоторые оклейщики используют просто воду, но мыльный состав помогает пленке не залипать, чтобы в случае образования залома можно было без последствий поднять ее и заново прокатать.

Цены разных производителей немного колеблются, в пределах 10-15 процентов. Основных игроков на рынке полиуретановых пленок трое: 3М, Suntek и Hexis. 

Можно ли оклеить авто самостоятельно?

Непосвященному трудно поверить, что все эти складки пленки всего спустя час-полтора будут аккуратно разглажены...
Непосвященному трудно поверить, что все эти складки пленки всего спустя час-полтора будут аккуратно разглажены...

Теоретически это реально. Важно, чтобы в помещении была постоянная температура 20-23 градуса по Цельсию, отсутствовали сквозняки, грязь и пыль. При оклейке пленка снимается с подложки, которая защищает клеевой слой (по принципу похожа на двусторонний скотч), при этом образуется статическое электричество, которое мгновенно притягивает к себе микроскопические частички пыли.

Клеить пленку, что декоративную, что защитную, желательно на новый автомобиль. На машине, которая проехала даже 100 км, уже могут образоваться какие-то царапинки и сколы, и пленка сделает их более заметными. В отличие от виниловых пленок, полиуретановым требуется время для просушки автомобиля, обычно около 12 часов. 
 
 Так происходит процесс подготовки и оклейки автомобиля пленкой
 

Защищают ли декоративные пленки?

До сих пор речь шла о прозрачных защитных пленках. Но существуют еще два типа материала: цветные пленки, в том числе с различными эффектами (под кожу, под карбон, под дерево и так далее) и хромовые. Последние клеятся полусухим методом ("на бадягу") - мыльным раствором обрабатывается поверхность, и потом уже наносится пленка. Это связано с особенностью хромовой пленки, иначе при ее подрывании могут образоваться растяжки, голограммы, и весь кусок пленки придется выбросить. Цветные пленки так же, как и прозрачные, клеятся "на сухую", то есть на поверхности должен оставаться только тоненький слой мыльного состава и никакой воды.
 
Оклеить машину пленкой можно и самостоятельно, но для действительно качественной работы требуется специальный инструмент, навыки и опыт
Оклеить машину пленкой можно и самостоятельно, но для действительно качественной работы требуются специальный инструмент, навыки и опыт

Цветные и хромовые пленки тоже имеют защитную функцию, но за счет меньшей толщины (70-100 микрон) пробить ее проще. Однако есть серии цветных пленок, которые по толщине такие же, как защитные, - они так же эффективно защищают кузов, как и обычные, при этом еще и меняют внешний вид автомобиля. Но, как правило, людей, заказывающих цветные пленки, в первую очередь все же интересует внешний вид, а не защита.


Цена вопроса

Цена оклейки авто складывается из нескольких факторов:

1. Пленка и ее толщина, вид, цвет.
2. Тип автомобиля и его конструктивные особенности. Вот пример: BMW X6 и BMW X6M - машины, по сути, одинаковые, но имеют отличия, усложняющие оклейку (аэродинамический обвес, расширители колесных арок в цвет кузова и так далее).
3. Объем "арматурных" работ: сборка и разборка автомобиля. Есть машины, которые для оклейки нужно разобрать чуть ли не наполовину: снять бамперы, фары, накладки, молдинги и так далее.
Все, что можно снять, перед оклейкой пленкой снимается
Все, что можно снять, перед оклейкой пленкой снимается

Разброс цен будет достаточно большим. Так, например, оклейка виниловой пленкой кроссовера (вроде Mitsubishi ASX или Nissan Qashqai [^]) обойдется минимум в 950 долларов (срок службы не менее трех лет). Оклейка того же автомобиля полиуретаном со сроком службы не менее пяти лет будет в 1,5 раза дороже. В любом случае, эти цены носят примерный характер и обсуждаются с клиентом, учитывая особенности каждого автомобиля.
 
Края пленки необходимо заводить внутрь оклеиваемых элементов, иначе в процессе эксплуатации есть риск отслоения пленки
Края пленки необходимо заводить внутрь оклеиваемых элементов, иначе в процессе эксплуатации есть риск отслоения пленки

Оклеивать автомобиль полностью довольно дорого. И нередко люди наносят антигравийную пленку только на наиболее уязвимые элементы. Чаще всего - передний бампер, капот, передние крылья, иногда крышу и поверхность за дверными ручками.
 
Элементы сложной формы или труднодоступные участки требуют особо тщательного подхода к оклейке
Элементы сложной формы или труднодоступные участки требуют особо тщательного подхода к оклейке

Особых пожеланий по уходу за пленкой нет. Матовые нельзя полировать, а при посещении мойки надо предупредить сотрудников, что машина оклеена пленкой, чтобы близко не подносили пистолет-распылитель. Некоторые детали оклеиваются стык в стык, где пленка не заводится за деталь, и под некоторым углом и огромном давлении можно ее "задрать". Хотя, как говорят эксперты, такое возможно только при некачественной работе, обычно пленка клеится намертво, и просто так ее не отодрать. Срок эксплуатации большинства пленок не менее пяти лет. Чтобы пленка не пожелтела, необходимо машину не держать грязной длительное время.
 
Обычный желтый глянец и полиуретановая прозрачная пленка
Обычный желтый глянец и полиуретановая прозрачная пленка

 

Полиуретан и винил в сравнении
  Полиуретановая пленка Виниловая пленка
Защитные свойства Защита от мелких и крупных царапин, небольших камней и гравия. Эффективная защита кузова зимой от песка и мелкой щебенки. Сложно порвать даже острым предметом. При мелких кузовных контактах спасает от покраски. Защита только от мелких царапин за счет толщины пленки.
Физические свойства По характеристикам, скорее, напоминает резину, может сильно растягиваться и принимать исходные размеры. Эластична и упруга. Напоминает пластмассу или пластик. Менять форму и размеры может только при нагревании, затем быстро затвердевает и легко рвется руками. От удара может треснуть, легко режется.
Незаметность При качественной оклейке практически незаметна на кузове. Со временем при нормальной эксплуатации почти не желтеет и не мутнеет. Пленка малозаметна до тех пор, пока не начнет мутнеть и желтеть (примерно через год после оклейки).
Воздействие температуры На морозе почти не теряет защитных свойств. При низких температурах теряет защитные качества, легко трескается и рвется.
Разработка Разрабатывалась по заказу Минобороны США для защиты от песка и предотвращения быстрого износа лопастей вертолетов в пустынях. Разрабатывалась для всевозможных рекламных конструкций, на которые нет механического воздействия.
Ультрафиолет Полностью пропускает солнечный свет и ультрафиолет, так что машина выгорает равномерно, как это было бы без пленки. Не пропускает ультрафиолетовые лучи, защищает краску от выцветания.
Оклейка Требует просушки после оклейки, особенно зимой. Приклеивается очень быстро, почти мгновенно схватывается и не требует времени на просушку.
Полировка Царапины можно удалить посредством полировки или с помощью теплового воздействия. Полировка помогает, но в меньшей степени. Крупные царапины не исчезнут.
Снятие На автомобиле не остается следов клея. Местами может остаться засохший клей.
Срок службы Не менее 5 лет. Не менее 5 лет.
Стоимость 100 долларов/кв. м. 21 доллар/кв. м.
Производство Технология изготовления достаточно сложна, поэтому производится только крупными мировыми компаниями. Из-за своей дешевизны производится на множестве заводов разными производителями, качество неоднородное.

 

 

Что в итоге?

 

Полиуретановая пленка на сегодня - лучшая защита лакокрасочного покрытия от сколов, царапин и камней, однако и стоит она в 5 раз дороже, чем обыкновенный винил. Правда, в случае продажи затраты на оклейку автомобиля (особенно при интенсивной эксплуатации) могут окупиться, ведь кузов автомобиля будет "как новый".