• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС



 

6 января исполнилось ровно 55 лет с того момента, как с конвейера Горьковского автомобильного завода сошел первый экземпляр люкс-седана ГАЗ-13 "Чайка". Один из самых красивых автомобилей в истории СССР дал прекрасный повод вспомнить еще несколько серийных автомобилей Страны Советов, за которые не нужно было краснеть ни тогда, ни сейчас.

ЗИС-5


~ 1933-1958 ~ 

Нужды военного времени привели к появлению упрощенной модификации ЗИС-5В с деревянной кабиной, одной фарой, тормозами только на задних колесах и угловатыми крыльями

Однако во время войны и сразу после нее бензин был в дефиците, поэтому на ЗИСе, как и на других заводах, выпустили газогенераторную версию своей машины. Топливом служили обычные поленья, которых в России всегда было в достатке Нужды военного времени привели к появлению упрощенной модификации ЗИС-5В с деревянной кабиной, одной фарой, тормозами только на задних колесах и угловатыми крыльями


Поставь знаменитого "Захара" рядом с американским грузовиком Autocar Dispatch SA, и в голову сразу лезет привычное: "И этот слизали". Слизали, конечно, но… не совсем. Во-первых, американские машинокомплекты, положившие начало грузовику, поставлялись в СССР совершенно легально. А главное, инженеры, создававшие ЗИС-5, сумели заметно упростить и удешевить заокеанскую конструкцию без существенных потерь в потребительских качествах. Именно это и сыграло решающую роль в героической судьбе "трехтонки".

В годы Великой Отечественной войны ЗИС-5 уже выглядел устаревшим, однако простота и безотказность грузовика сделали его фигурой чуть ли не былинного масштаба. За надежность при самой жестокой эксплуатации ЗИС-5 любили все. Даже немцы, привыкшие к грузовым "Опелям" и "Мерседесам", охотно использовали трофейные "Захары", искренне восхищаясь неприхотливостью русской техники.

ГАЗ-М20 "Победа"


~ 1946-1958 ~

ГАЗ М20 - редкий советский автомобиль, который не следовал трендам, а сам их задавал

Кабрио-седан на базе "Победы" - символ нехватки в стране стали, а вовсе не красивой жизни Полноприводный ГАЗ М72 появился в результате скрещивания кузова "Победы" и агрегатов ГАЗ-69. Всего с 1955 по 1958 год было выпущено 4677 машин


Первая послевоенная легковушка СССР и, возможно, одна из самых знаменитых. Разработка "Победы" началась еще в 1943-м, когда до победы оставалось долгих два года. Это была действительно передовая разработка: один из первых в мире понтонных (то есть с интегрированными в боковины крыльями) кузовов, актуальная несущая силовая структура. Не говоря уже о диковинных для советских машин поворотниках, стеклочистителях с электроприводом и радиоприемнике в салоне.

Появившийся в 1946-м, ГАЗ-М20 – современный, красивый и передовой – стал символом советского триумфа в самой кровопролитной из войн. И хотя качество первых экземпляров хромало (за что, к слову, главный конструктор автомобиля Андрей Липгарт получил выговор с самого верха), "Победа" навсегда осталась в памяти народа легендарным автомобилем.

ГАЗ-12 ЗИМ


~ 1950-1960 ~

ЗИМ лишился рамы вовсе не из-за желания горьковчан быть впереди планеты всей. Просто на "ГАЗе" не было достаточно мощного мотора, а отказ от рамы позволял уменьшить массу автомобиля

Отказ от рамы привел к тому, что кузову отчаянно не хватало жесткости. Поэтому, кстати, версия кабриолет так и осталась проектом Пусть формально ЗИМ не был лимузином (перегородка между водителем и пассажиром отсутствовала), но простор на заднем сиденье был самым что ни на есть "лимузиновским" До появления микроавтобусов РАФ именно ГАЗ-12 исполнял роль маршрутных такси… …и карет скорой помощи. С появлением "Волги"-универсала ГАЗ-22 представительские автомобили в СССР перестали выполнять столь экзотические для них функции


Даже попав в опалу, Андрей Липгарт продолжил работать и стал крестным отцом еще одной знаковой советской машины. ЗИМ уникален хотя бы тем, что это первый в мире шестиместный легковой автомобиль с тремя рядами сидений и несущей конструкцией кузова. Возможно, это звучит так же громко, как "занял первое место в своем классе", но, тем не менее, заслуг машины не умаляет.

Седан длиной пять с половиной метров получился удачным во всех смыслах. У ЗИМа была солидная внешность (с явным вкраплением "кадиллаковских" мотивов), довольно высокий уровень комфорта (печка с подводом воздуха к задним сиденьям, трехдиапазонное радио и завидная плавность хода), а также неожиданная… близость к народу. Дело в том, что ГАЗ-12 стал первым и, как позже выяснится, единственным советским автомобилем высшего класса, который предлагался к продаже в частные руки. Правда, стоил ЗИМ почти в три раза дороже "Победы", но это, как говорится, уже другой вопрос.

ГАЗ-69


~ 1951-1972 ~

"Козлик" в версии с тремя дверьми отличался боковым расположением запасного колеса, из-за чего водительская дверь была еще и пассажирской

В кузове трехдверного ГАЗ-69 помещался расчет артиллерийского орудия, а сам внедорожник мог буксировать пушку-"сорокопятку" Пятидверная версия отличалась одинаковыми дверьми, задним расположением "запаски" и элегантным силуэтом


Если предшественника "козлика" – армейский ГАЗ-67 – еще можно можно считать развитием конструкции "лендлизовского" Willys MA/MB, то 69-й – совсем другая тема.

Разработку легкого выносливого внедорожника под условным, но весьма живописным обозначением "Труженик" начали сразу после войны. Конструктивно машина получилась скорее традиционная – мощная лонжеронная рама, балки-мосты по кругу, великолепные характеристики геометрической проходимости. По долинам и по грязи "шестьдесят-девятый" ездил ничуть не хуже хваленых "ленд-роверов" и "джипов". Важнее, что "козлик", более чем на половину созданный из узлов и агрегатов других "газонов", вышел простым в обслуживании и феноменально ремонтопригодным. К тому же в свое время ГАЗ-69 активно шел на экспорт [^].

ГАЗ-21 "Волга"


~ 1956-1970 ~

Непробиваемая подвеска, великолепная проходимость, огромный багажник, просторный салон. Мечта, а не машина!

Вторая серия, она же "акулья пасть". Именно так выглядел изначальный прототип "Волги", забракованный маршалом Георгием Жуковым на госприемке. Машина стояла на конвейере с 1959 по 1962 годы. Общий тираж - 140 000 седанов ГАЗ-21 третьей серии выпускался с 1962 по 1970 годы. Всего было выпущено более 470 000 машин, получивших прозвище "китовый ус" за множество вертикальных прорезей в решетке радиатора. Увы, эта машина была уже без оленя на капоте Универсал ГАЗ-22 в свободную продажу не поступал. Советские автолюбители могли лишь надеяться на покупку списанной с предприятий подержанной машины


С этой машиной все просто. Не любить "волжанку" решительно невозможно, хотя никакой сенсацией в автомобильном мире она не стала. По сути основательно переработанная "Победа", "Волга" даже для своего времени была набором стандартных технических решений. Главной инновацией 21-й должна была стать автоматическая коробка передач, которой на ГАЗе планировали оснащать все машины, однако эта идея разбилась о твердь советских реалий. Хорошего масла для "автоматов" в СССР было не сыскать, а специалистов по их ремонту не было и подавно.

Зато по части харизмы "Волга", нарисованная Львом Еремеевым, заткнула за пояс и Ford Mainline, на который она походила своими ныне бессмертными обводами, и, конечно, все отечественные легковушки эпохи. Чего стоит только фигурка оленя на капоте!

ГАЗ-13 "Чайка"


~ 1959-1981 ~


Красота – страшная сила. Пусть даже красота эта с сильнейшим американским акцентом. Глупо отрицать, что музой для дизайнеров "Чайки" (среди них был и создатель "Волги" ГАЗ-21 Лев Еремеев) стали заокеанские аналоги. Вернее, один вполне конкретный аналог – невероятно элегантный, но при этом жутко несчастливый Packard Caribbean/Patrician. Машина, ставшая последней в истории знаменитой американской фирмы, без существенных изменений перекочевала на кульманы газовских инженеров, после чего стала легендой в Советском Союзе.

Американизмами пронизана не только внешность "Чайки". Вместо прогрессивной "зимовской" несущей конструкции ГАЗ-13 получил раму, а рядную шестерку под капотом заменил 5,5-литровый 195-сильный V8 от… бронетранcпортера БРДМ-2. Плюс, конечно, автомат, плюшевые сиденья, гидроусилитель руля и даже электростеклоподъемники.

Красавицу "Чайку" не предлагали к продаже простым смертным. ГАЗ-13 стал эксклюзивным транспортом советских чиновников разного калибра. Зато обычные граждане, провожая кортеж черных "Чаек", могли с гордостью за страну подумать: "Эх, ведь можем, ежели захотим!".

Москвич-408


~ 1964-1975 ~

За годы производства 408/412 примерил массу разнообразных решеток радиатора и вариантов фар головного света. Перед вами, пожалуй, один из самых классических вариантов

Женщина за рулем? Управление 408-м не представляло особых сложностей! Красивый, но такой тесный. "Москвичи" третьего поколения критиковали за высокий пол багажника и тесноту на заднем диване. Впрочем, популярности это не мешало


Автомобиль, ознаменовавший собой короткую золотую эпоху АЗЛК. История "Москвичей", начавшаяся с условно-лицензионных версий "Опель-Кадет", продолжилась более современной, но так похожей на Ford Anglia моделью 403. И только затем на вершину производственной цепочки взгромоздился элегантный, современный и ни у кого в общем-то не "слизанный" 408-й.

Выпуск этого милого седана стартовал в сентябре 1964-го. Достаточно взглянуть на тогдашних европейских одноклассников "Москвича", чтобы сразу проникнуться к машине уважением и симпатией. Кроме шуток, Opel Kadett A, Volkswagen typ 3 или Renault 8 на фоне советского автомобиля смотрелись довольно бледно. И именно 408-й проложил советским легковушкам тропинку на рынки не только Восточной, но и Западной Европы.

Эта модель, как и созданная на ее базе 412-я, успешно продавалась во Франции, Бельгии, Великобритании и в Скандинавских странах. В лучшие годы за границу уплывало свыше 50 процентов всех выпущенных на АЗЛК автомобилей! Жаль, что вся дальнейшая история завода на Волгоградском проспекте в Москве – лишь стремительное движение по наклонной плоскости.

Белаз-540


~ 1967 – настоящее время ~

Производство карьерных самосвалов в Жодино началось в 1958 году. До этого подобные машины выпускал МАЗ

27-тонный Белаз-540 стал первой самостоятельной моделью завода. Производство началось в 1961 году За всю историю завода было построено 140 000 машин. Белаз - крупнейший производитель карьерных самосвалов в мире!


На этом месте, в принципе, мог бы оказаться любой карьерный самосвал Белорусского автозавода. Многотонные исполины поражают воображение даже на фотографиях, а уж увидеть такого гиганта живьем – и вовсе незабываемо.

За полвека славной биографии предприятие из белорусского местечка Жодино выпустило свыше 150 тысяч грузовиков-монстров – значительно больше, чем американский Caterpillar, еще один авторитет в области крупногабаритного самосвалостроения.

"Белазы" разбирали престижные призы на международных специализированных выставках еще в советское время, а сегодня завод в Жодино является одним из главных добытчиков иностранной валюты для Беларуси, выпуская полтора десятка моделей грузоподъемностью от 30 до 450 тонн.

ВАЗ-2121


~ 1977 – настоящее время ~

С момента своего появления "Нива" была одной из самых популярных отечественных машин на экспортных рынках

Несмотря на то, что управление "Нивой" требует недюжинной силы, машина пользовалась устойчивым спросом у женщин, ведь она дарила настоящую свободу передвижения Большую погрузочную высоту багажника уменьшили в ходе обновления в середине 90-х. Увы, к тому времени сама конструкция "Нивы" безнадежно устарела "Нива" - единственный советский автомобиль, продававшийся в Японии


Многие патриоты из числа неравнодушных к автомобилям уверены – жанр легковых машин повышенной проходимости (или, проще говоря, комфортабельных внедорожников) придумали в СССР. В качестве аргумента часто приводят ГАЗ-72 – задранную "Победу" с приводом 4x4, что неизбежно порождает ожесточенные споры.

Оставаясь от них в стороне, заметим, что первым в мире компактным комфортабельным вездеходом имеет честь считаться ВАЗ-2121 "Нива". Соединив в едином форм-факторе легковую управляемость и комфорт, отличную проходимость, постоянный полный привод и несущую конструкцию кузова, "Нива" еще в 1970-х показала, какими будут внедорожники следующих 20-30 лет.

Не хотелось бы устраивать хит-парад в хит-параде, но возможно именно ВАЗ-2121 справедливо считать самым удачным советским автомобилем в истории. И годы, не властные над машиной, это лишь подтверждают.

ВАЗ-2108


~ 1984-2003 ~ 

Трехдверный кузов, передний привод, мощный мотор, - "восьмерка" казалась настоящим спорткаром

От Porsche у ВАЗ-2108 не только аэродинамика, но и дверные ручки. Точно такие же устанавливались, например, на модель 924


Еще один автомобиль, стыдно за который ВАЗу может быть только по одной-единственной причине: на конвейере "зубило" во всех его версиях простояло аж тридцать лет! Слишком много даже для культового автомобиля: сборка "Самар" прекратилась лишь в конце 2013 года.

Вообще же оригинальная "восьмерка" – прорыв для своего времени. Первая отечественная переднеприводная машина для начала 1980-х – это вызов общественным устоям. Смелый агрессивный дизайн, нетрадиционный для СССР двухобъемный кузов типа хэтчбек, а главное – инженерия высокой пробы. То, что в создании автомобиля принимали участие специалисты Porsche – отнюдь не красивая сказочка маркетингового отдела. В музейных запасниках немецкой фирмы хранится одна из первых серийных "восьмерок" (бежевый колер, коричневый салон): как свидетельство сопричастности к рождению русского "Спутника", ставшего затем "Самарой".

С 1984 года "АвтоВАЗ" сумел продать более 5,2 миллиона экземпляров "Самары". Из них 70 процентов пришлось на машины первого поколения. "Самары" продавались не только в России, но и на экспортных рынках. А в девяностых сборку особой версии пятидверки наладили даже в Финляндии на заводе Valmet. 

Хотите обсудить новости с друзьями? Поделитесь материалом в любимой соцсети и присоединяйтесь к нашим группам в "ВКонтакте", Facebook и Twitter. Нам есть что рассказать и чем удивить.ь полностью:  https://auto.tut.by/news/video/380091.htm

 

-25%
-30%
-70%
-50%
-10%
-10%
-20%
-80%
-20%
-20%
0062442