Автор портала drom.ru, который уже 3 года занимается тестированием автомобильных видеорегистраторов, делится своими "опытными" наблюдениями, которые помогут автовладельцам определиться с выбором регистратора. 

 

Классификация применений

Начать нужно с вопроса: зачем вообще видеорегистратор нужен? Ответ, при всей его очевидности, многовариантен. И модель видеорегистратора, идеально подходящая под одни задачи, с иными может справляться хуже. Или не справляться вовсе - как повезет.


 
Первое и главное: видеорегистратор - это средство видеофиксации положения автомобилей в момент ДТП. Такая фиксация снимает многие вопросы по виновности сторон и служит вполне убедительным аргументом при общении с ГАИ и следователями. Особенно это актуально в сложных авариях со множеством участников, где выявить всю причинно-следственную цепочку по фактическим признакам (месторасположение, тормозные пути и пр.) почти невозможно. Тем более если устные показания участников расходятся. Такое бывает, когда, например, от одного удара происходит несколько "отскоков" и заведомо "невиновные" автомобили разлетаются в стороны по замысловатым траекториям.
 
Однако видеорегистратор оказывается плохим помощником в ситуациях, когда само ДТП не попало в поле зрения объектива и идентифицируется только по косвенным признакам: резкому ускорению или смещению автомобиля-жертвы. Такое случается при наездах сзади или в бок. В этом случае реконструировать события посредством видеозаписи, сделанной по ходу движения, намного сложнее. Следовательно, безусловным преимуществом видеорегистратора является наличие дополнительных камер или возможности их подключения.
 
Дорога, кроме аварий, преподносит и другие неприятные сюрпризы: разного рода "подставы" и "разводы". Такой криминал, как известно, зиждется на умелом создании иллюзии чужой вины. Видеорегистратор поможет разобраться в ситуации объективно, отсекая предположение о собственной ошибке, к тому же видеозапись момента ДТП отрезвит и "подставлял". Но, опять же, для этого видеорегистратор должен иметь "круговое зрение", ведь большинство имитированных или намеренных столкновений совершаются отнюдь не перед капотом автомобиля-жертвы - за исключением совсем уж тупой "подставы", когда впереди стоящий автомобиль намеренно начинает двигаться на вас задним ходом.

Регистратор может защитить и от несправедливых обвинений со стороны сотрудников ГАИ - например, в нарушении, которого не было. Видеорегистратор, особенно если он способен "привязывать" видеосъемку к карте местности (с помощью встроенного GPS-приемника), поможет восстановить справедливость в суде, ведь он записывает и дорожные знаки, и разметку, и скорость автомобиля.

Запись разговора с инспектором через водительское окно - тоже одна из форм противодействия произволу и хамству. Но для этого нужно, чтобы видеорегистратор имел такое крепление, которое позволяет быстро переориентировать объектив в нужном направлении. Или, опять же, дополнительную камеру, изначально ориентированную на левую сторону. А вот дополнительных микрофонов не требуется - встроенный в основной блок, как правило, обладает достаточной чувствительностью.
 
И последнее: видеорегистратор как средство записи чужих аварий - таких тысячи на youtube. Но запись чужого ДТП может носить и прикладной характер - помощь ближнему. Думаю, отдать копию своей видеозаписи тому, кто в аварии не виновен, - человеческий долг каждого владельца видеорегистратора.
 
Итак, с целями разобрались. Уже вырисовывается предпочтительный набор параметров видеорегистратора. Теперь давайте выделим те элементы общей картинки, которые регистратор обязан записывать разборчиво и однозначно.
 
В первую очередь это номера автомобилей: по ним, равно как по марке и цвету, происходит идентификация ТС. Далее - дорожные знаки, разметка (или ее отсутствие), сигналы светофора. И лица: инспекторов ДПС или участников ДТП. Это тот минимум, который оправдывает само применение регистратора. Согласитесь, если вас задели по касательной и смылись - ни цвет, ни марка машины не помогут в розыске, только номерной знак. Следовательно, качество "картинки" для видеорегистратора первостепенно.
 
Давайте посмотрим, чем оно определяется.

 

Конструктивные особенности

 
Современный видеорегистратор - штука простая, если не сказать примитивная. Это такая урезанная камера-"мыльница", не имеющая зум-объектива и многих фотографических функций, но умеющая записывать видео по круговому циклу (короткими фрагментами). Соответственно, видеорегистратор конструктивно повторяет "мыльницы", с поправкой, разумеется, на более скромную цену.



Один из самых "уязвимых" с точки зрения качества элемент - объектив. Они здесь, как правило, жесткофокусные (с постоянным фокусным расстоянием), "нацеленные" на бесконечность. С одной стороны, это сильно упрощает конструкцию и избавляет от капризов автофокуса (вспомните, как ведет себя обычная видеокамера в условиях автоматической следящей съемки), с другой - повышает требования к качеству оптики. А вот с ней — полный швах. Как правило, тут используются модели объективов, перекочевавшие из наружных систем видеонаблюдения: простейшие двух-трехлинзовые, с минимальной светосилой и чудовищно низкой разрешающей способностью. И дело даже не в материале, из которого изготовлены линзы, — хорошие пластиковые (поликарбонатные) элементы не уступают стеклянным. Дело в качестве обработки, точнее, в почти полном ее отсутствии - это цельнолитые линзы, нешлифованные, с большой оптической неоднородностью и неизбежным ухудшением качества изображения по краям. К тому же вспомните, какого размера бывают объективы в регистраторах. Такие же "пуговицы" ставят в дешевых смартфонах. Кроме того, поликарбонат со временем мутнеет и нестоек к высоким температурам, в жару на лобовом стекле он запросто может "поплыть".
 
В общем, при прочих равных характеристиках качеству объектива следует отдать максимальное значение. Обращаем внимание на диаметр (чем крупнее передняя линза – тем лучше) и наличие тонкой радужной пленки (ее можно увидеть, если посмотреть на линзу сбоку) просветляющего покрытия. Стеклянные или гибридные объективы в автомобильных видеорегистраторах - редкость, если увидите такой, считайте, повезло.
 
Светочувствительные матрицы видеорегистраторов, как правило, сделаны по CMOS-технологии. В последнее время получили распространение двухмегапиксельные FullHD-матрицы разрешением 1920х1080 пикселей, прижившиеся в компактных фотокамерах бог знает сколько лет тому назад. А ведь в ходу еще и HD-разрешение с пикселизацией 1280х720!
 
Очевидно, чем больше разрешение матрицы, тем лучше картинка. Но есть нюансы. Ведь речь идет не о фотоснимке, а о потоковом видео, где кроме разрешения качество определяет еще и кадровая частота. Так вот, для того чтобы битрейт был более-менее приемлем для скромного видеопроцессора видеорегистратора, кадровую частоту при FullHD ограничивают 30 кад/сек. При HD уже можно обработать 50-60 кад/сек. Это значит, что картинка будет более плавной, и выше вероятность сделать резкий стоп-кадр именно в нужном месте. Кроме того, матрицы более низкого разрешения имеют, при прочих равных, более широкий динамический диапазон — свойство, критичное для съемки в темное время суток, с большим перепадом освещенности.
 
Физическое FullHD-разрешение порой подменяется программным - это называется интерполяцией. Проще говоря, берется дешевая матрица низкого разрешения, а недостающие пиксели дорисовываются исходя из набора алгоритмов построения интерполяций. Качество картинки при этом не сильно улучшается, более того, может и вообще ухудшиться. Но производители потирают руки: несложными средствами вам сделали FullHD - к количеству пикселей не придерется даже самый дотошный счетовод!

FullHD-разрешение в регистраторе - это хорошо, когда частота кадров не опускается ниже 30; угол обзора по горизонтали составляет не менее 100 градусов; оно получено физическим, а не программным методом (без применения интерполяции).



А вот видеорегистраторы с более низким, чем HD, разрешением, к использованию вообще непригодны, детальность картинки там получается недостаточной. Но помните, что плохой объектив от FullHD не оставит камня на камне: это будет не картинка, а набор пикселей, количественно безупречный, а качественно - никуда не годный. И если в HD-регистраторе будет нормальный объектив, а в FullHD - размером с булавочную головку, то лучше выбрать первый.
 
Стоит упомянуть и про светодиодную подсветку, которую продавцы очень любят выдавать за достоинство. Хотя это в значительной степени "маркетинговая" функция - кто-то однажды сделал, теперь все вынуждены повторять, чтоб не отстать от конкурентов.
 
Подсветка бывает двух типов: инфракрасная и в видимом свете. Но много ли света дадут 4-6 хиленьких светодиодиков? Очень мало. Во всяком случае, фары автомобиля светят многократно ярче. А вот если фары выключены и вокруг совсем темно… Понимаете? Светодиоды способны хоть что-то подсветить только перед неподвижно стоящим автомобилем! Изначально никто и не скрывал, что такая подсветка нужна для так называемого "ночного режима", когда регистратор включается на запись, распознав движение в поле зрения объектива. Смысла в таком режиме тоже немного: автомобиль угнать он не помешает, а видеорегистратор, оставленный в салоне на ночь, выступит дополнительным соблазном для автоворов.
 
На самом деле, ИК-подсветка "бьет" максимум на метр-полтора, белые светодиоды - чуть дальше. Номера впереди стоящей машины различить можно, но не более. Как отягчающее обстоятельство — отражение излучения светодиодов от стекла с перенаправлением их в объектив, что дает характерные блики, паразитную засветку или вуаль на изображении. Так что LED-подсветку лучше сразу отключить.
 

От конструкции к компоновке

Компоновочная схема традиционного видеорегистратора - моноблок. То есть в одном корпусе находятся оптика, электроника, аккумулятор, дисплей и элементы пользовательского интерфейса. Но одной камеры для полноценной регистрации всего происходящего недостаточно, поэтому появились конструкции с дополнительными видеоглазками. На прилагаемой картинке обозначены все основные компоновочные схемы, построенные на базе моноблока.

 
Как видно, вся фантазия разработчиков крутится вокруг традиционного видеорегистратора, которому всякими ухищрениями пытаются добавить "угла обзора". Но путь этот порочен: работа с двумя FullHD-камерами требует удвоения вычислительных ресурсов, что противоречит идеологии "дешевого прибора". Строго говоря, сделать видеорегистратор с любым количеством FullHD-камер - совершенно не проблема с точки зрения техники. Но они будут дороги, неудобны (толстые кабели!) и не найдут должного спроса. На рынке сейчас почти нет моделей, где дополнительные камеры дают столь же качественную картинку, что и основная.
 
Еще одно препятствие - трудность передачи массивных цифровых потоков на значительные расстояния. Чтобы выносная камера реализовала FullHD, к регистратору ее придется подключать довольно толстым кабелем. И все равно в условиях автомобиля помехи и искажения будут весьма велики. Поэтому так мало полноценных разнесенных моделей видеорегистраторов, а те, что есть, работают с низким разрешением и стоят довольно дорого.

Еще одна компоновочная особенность - способ крепления видеорегистратора. До сих пор мы рассматривали базовый вариант - крепление на присоске. Но есть некоторое количество моделей, которые можно установить почти стационарно, на двустороннем скотче (липучке). Чтобы такие регистраторы не привлекали внимание автоворов, их делают минимального размера, а устанавливать рекомендуют на верхнюю кромку стекла, на самую границу зоны работы стеклоочистителей. Естественно, такой видеорегистратор много удобнее съемного, но, опять же, есть нюансы: в предельно маленьком корпусе не остается места для дисплея, поэтому правильная ориентация объектива и настройка параметров сопряжены с некоторыми трудностями. Но на помощь уже приходит Wi-Fi, передающий видео с камеры видеорегистратора на смартфон.
 
Известны модели видеорегистраторов на "липучке" и с дисплеем, но они довольно крупные, и оставлять их на ночь в машине откровенно рискованно.
 
Существует класс креплений с присоской на стекло, но подразумевающих быстрое снятие самого видеорегистратора с кронштейна. Оговорюсь: условно быстрое, так как на практике эта операция оказывается сложнее, чем просто снятие присоски - причем вне зависимости от типа разъема (шариковый шарнир или миникредл (кронштейн с защелкой). Все равно усилия приходится прилагать такие, что присоска часто отрывается сама. Однако существование таких креплений делает возможным подведение питания не к видеорегистратору, а к кронштейну, а регистратор просто "ложится" на контактную группу. Таким же образом в некоторых конструкциях подключается и внешняя камера. В этом случае неудобство крепления/снятия компенсируется отсутствием необходимости возиться с проводами.

 
И еще деталь: чем длиннее кронштейн и чем больше в нем разнообразных регуляторов и шарниров, тем он... хуже! Да, настроить его можно ювелирно, но на плохой дороге будет работать правило рычага. Проще говоря, такой кронштейн будет передавать вибрации на видеорегистратор, и дрожание это будет заметно на изображении. Еще печальнее со звуком: низкочастотные вибрации, фильтруемые человеческим ухом как паразитные, запишутся встроенным микрофоном и превратят аудиодорожку в акустический ад.

 

Полезное и бесполезное

Теперь мы подошли к самому интересному - функциональности, хотя при оценке качества регистратора набор функций играет третьестепенную роль. Помним, что главное - аппаратное качество на уровне основных комплектующих: объектив, матрица, видеопроцессор, аккумулятор. Часто, например, производителем заявляется встроенная АКБ, но на поверку оказывается, что в автономном режиме регистратор работает всего несколько секунд, которых дай бог чтобы хватило на финализацию файла. Какой же емкости там стоит батарея? Да никакой! Нет там аккумулятора, просто ионистор, он дешевле раз в десять. Так что аппаратная честность - прежде всего, а запрограммировать можно почти любые функции. Кстати, некоторые производители так и поступают, выпуская новые прошивки для старых моделей, расширяющие функционал.
 
В таблице автор попытался разложить функции видеорегистраторов на три категории. Это не полный список, он намеренно секвестирован до самого интересного.
 
 
Полезные
Условно полезные
Бесполезные
Возможность поворота ВР по горизонтали
 
+
 
Разъем питания на кронштейне
 
+
 
Наличие дисплея
+
 
 
Возможность отключения/складывания дисплея
+
 
 
Наличие АКБ
+
 
 
AV-выход
 
 
+
HDMI-выход
 
 
+
Наличие индикации отсутствия/неисправности карты памяти
+
 
 
Встроенный приемник GPS
 
+
 
Наличие индикации приема GPS
 
+
 
Впечатывание GPS-координат в поле видеоролика
 
+
 
Впечатывание в кадр номера автомобиля
 
+
 
Наличие индикации режима записи
+
 
 
Изображение высокого разрешения методом интерполяции
 
 
+
Ручная регулировка цветового баланса
 
 
+
Автоматическая настройка цветового баланса
+
 
 
Ручное переключение на ночной режим
 
 
+
Автоматическое переключение на ночной режим
+
 
 
G-сенсор (датчик удара и ускорения)
+
 
 
Автоматическое создание нестираемого аварийного файла
+
 
 
Принудительное создание нестираемого аварийного файла
+
 
 
Датчик движения (ночной режим)
 
 
+
IR-LED-подсветка
 
 
+
LED-подсветка
 
 
+
Режим веб-камеры
 
 
+
Автоматическое отключение
+
 
 
Режим фотосъемки
 
+
 
Наличие встроенной памяти
+
 
 
Wi-Fi/Bluetooth
+
 
 
Предупреждение о камерах контроля скорости
+
 
 
Предупреждение о превышении скорости
+
 
 
Разрешение Super FullHD
 
+
 
 
Это - исключительно взгляд автора, считающего, что если какую-то функцию не использует большинство владельцев, то она лишняя.

 

Ближайшее будущее



Исходя из вышеизложенного, можно подобрать более-менее пригодный к использованию видеорегистратор из тех, что представлены на рынке. Но все равно это будет аппарат "каменного века", отставший от прогресса лет эдак на десять. Возможности современной микроэлектроники неизмеримо превышают уровень того, что мы видим на прилавках.
 
По хорошему же, видеорегистратор должен устанавливаться стационарно (быть несъемным и незаметным), иметь несколько видеокамер и подключаться к датчику скорости автомобиля по CAN-шине. Это нужно для того, чтобы иметь железное алиби в случае обвинения в нарушении скоростного режима: что бы там ни намерил радар, водитель обязан ориентироваться только на показания исправного бортового спидометра. Встроенный и интегрированный видеорегистратор будет настоящим "черным ящиком". Почему автопроизводители не предлагают столь полезную вещь даже в качестве опции - загадка. Но когда-нибудь это, безусловно, произойдет, и неудобные и несовершенные видеорегистраторы образца 2013 года мы будем вспоминать с улыбкой.
-80%
-10%
-30%
-20%
-15%
-15%
-25%
-30%
-10%