• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Офтоп


/

Автомобильный транспорт возник в конце XIХ века, но до конца Первой мировой войны (1914-1918) оставался, главным образом, экзотическим видом передвижения, кое-где дополняя, но с течением времени постепенно и уверенно заменяя гужевой транспорт. Начиная же с 20-х годов ХХ века автомобильный транспорт начал конкурировать с железными дорогами и внутренним водным транспортом. 

 

 

Конка на Губернаторской улице в губернском Минске. Фото нач. ХХ в.

 

 

 
Модные в Европе механические телеги — "Моторвагены" (Motorwagen) в конце XIX в. стали появляться и на просторах Российской империи. Первый автомобиль Россия увидела осенью 1891 г. в Одессе. Это был двухместный "Панар-Левассор". В 1895 г. первая "самобеглая коляска" появилась в Санкт-Петербурге, а в 1899 г. - в Москве.
 

В Беларуси первый автомобиль появился в 1895 г. По распоряжению Министра путей сообщения М.И. Хилкова для Ковенского округа путей сообщения был куплен французский легковой автомобиль "Панар-Левассор" (Panhard-Levassor). Это был первый казённый самоход в России.


 

Белорусские бизнесмены вскоре поняли, что механический экипаж годится не только для престижных поездок и романтических прогулок. Некоторые из них взялись за организацию общественного транспорта. Предприимчивые граждане стали теснить извозчиков, предлагая стального коня для перевозки пассажиров – так появилось первое минское такси.
 
Первым минским таксистом считают мещанина Ивана Федорова. В 1906 г. (кстати, на год раньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге) он получил разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Первый выход шестиместного "Мерседеса" на улицы Минска состоялся 20 августа. Эта поездка закончилась аварией, причем один из пассажиров погиб. После этого инцидента городские власти на целых шесть лет запретили использовать автомобиль для коммерческой перевозки пассажиров.
 
Но технический прогресс было уже не остановить. В 1911 г. газета "Минский голос" сообщала, что по Захарьевской и Губернаторской улицам проехал шикарный авто с четырьмя ездоками - в нем ехали спортсмены-автомобилисты во главе с директором завода "Текстиль" Людвигом Поссельтом. Автопробег по маршруту Рига — Минск они совершали на "Опеле" с двигателем 50 лошадиных сил. В том же году в Минске появился первый автомобиль скорой помощи. 24 мая 1911-го, когда в городе совершал показательные полеты авиатор Уточкин, состоялся дебютный выезд санитарного авто. Машина принадлежала Общине сестер милосердия Красного Креста. В ней несли дежурство врач и две сестры милосердия.
 
Появление каждого нового автомобиля на улицах городов, в том числе и для губернского Минска, было событием, а езда на автомобилях считалась "признаком хорошего тона". Газета "Минский голос" в 1912 г. писала: "В Минске появился еще один автомобиль, купленный по случаю в Берлине местными жителями г. Неусыхиным и г. Циперовичем. Это автомобиль фирмы "Мерседес" (Mercedes) в 30 л. с. Из Берлина он прибыл в Минск по грунтовым и шоссейным дорогам".

 

Одна из первых легковых машин - "Мерседес" (Mercedes),35 л. с., 1901 г.

 

 

В октябре 1912 г. инженер Свентицкий получил разрешение заниматься таксомоторными перевозками на своем автомобиле "Оверленд" (Overland). 29 декабря 1912 года газета "Минский голос" сообщила: "С 1 января наступающего 1913 года по городу начнет курсировать для перевозки пассажиров принадлежащий г-ну Арамовичу автомобиль "Ford" под № 2. Стоянка там же, где № 1 - у городского сквера".

 

 

Первая стоянка такси в Минске находилась у входа в Александровский сквер.

 

 

С 1909 г. начинается движение общественного транспорта на территории Беларуси. Бобруйский купец Ф. Некрич вместе с почетным гражданином Слуцка И. Эттингером приобрели три автобуса немецкого производства и организовали перевозки пассажиров по маршрутам Слуцк - Старые Дороги и Слуцк - Ляховичи, протяжённость которых составляла 51 и 78 км соответственно.

 

 

Слуцк. Автобусы фирмы "НАГ" (N.A.G.,) Германия.

 

 

 
В 1910 г. первые машины связали Минск с Брестом, Слуцком, Бобруйском, Белостоком и Барановичами. "Минский листок" оставил их красочное описание: "Автобус являет собой вагон фургонного типа, громоздкий и поставленный на четыре колеса. Он разделен на две половины, в передней части восемь мест для пассажиров 1 класса, в задней - помещаются пассажиры 2 класса и, наконец, на крыше под открытым небом пассажиры 3 класса и багаж".

Грузовые автомобили стали появляться немного позднее. Первый грузовой автомобиль появился в Минске на обойной фабрике Канторовича в 1911 г.

 

Один из первых грузовых автомобилей марки "Бенц" (Benz).

 

 
Для Минска, так же, как и для северной столицы, были верны стихи Осипа Мандельштама:

"Летит в туман моторов вереница.
Самолюбивый, скромный пешеход,
Чудак Евгений, бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянёт".
("Петербургские строки ", О. Мандельштам).

 
Автомобильная прогулка в Комаровский лес, 1916 г.
 
Настоящий автомобильный бум в Минске случился с началом Первой мировой войны. Столько техники узкие минские улочки еще не видали. Город наводнили военные и санитарные авто. "Все городские лошади были до смерти напуганы ревом моторов и выхлопами". К тому же выросло число минчан, имеющих свое личное авто. В городе работало шесть автомобилей такси, был свой автопарк и у знаменитой гостиницы "Европа".

 

Автомобили в Минске на пересечении улиц Захарьевской и Богодельной (ныне - пр. Независимости и ул. Комсомольской). 1918 г.

 

 
В начале ХХ в. популярными были автопробеги и гонки на автомобилях. Парк машин состоял из моделей разных производителей. Состязания позволяли выявить их слабые и сильные стороны, расход топлива и смазок, надежность в эксплуатации и др. В 1910 г. по территории Беларуси проходил международный автопробег на Императорский приз по маршруту: Санкт-Петербург – Псков – Витебск – Могилев – Киев – Гомель – Рославль – Москва – Тверь – Новгород – Санкт-Петербург на дистанцию 3000 верст (3200 км). Иностранцы прозвали эти соревнования "La Coupe du Tzar" - "Кубок Царя".
 
В мае 1912 г. через Минск прошел самый крупный в дореволюционной России автопробег по маршруту: Санкт-Петербург - Псков - Двинск - Ковно -Гродно - Белосток - Барановичи - Минск - Смоленск - Москва.

"Недавно через наш город (Минск) проследовали участники пробега легких автомобилей военного ведомства из Новогрудка через Минск в Борисовский уезд. В пробеге автомобилей принимает участие начальник Минской губернии, действительный статский советник Я.Е. Эрдели. В 6 часов 40 минут (31 мая) на горизонте показался первый автомобиль, на котором следовал главный руководитель пробега, генерал-лейтенант Добрышин. Всего прибыло 40 автомобилей (на старте было 45)".
 
А 22 октября 1914 года в Минске произошло знаменательное событие. Его жители могли наблюдать автомобильный кортеж, организованный по поводу приезда императора России Николая II. Вереница машин торжественно проследовала от Брестского вокзала по улицам Московской, Захарьевской, Губернаторской к Дому губернатора на Соборной площади. На первой ехал губернатор Гирс, на второй - Николай II, далее - автомобили царской свиты. Вдоль маршрута стояли толпы людей, которые затаив дыхание смотрели и на императора, и на непривычный парад машин.
 
В 1928 г. в БССР было всего 184 автомобиля, из них грузовых – 47, легковых – 72, автобусов – 40, специальных – 25 и 82 мотоцикла, что составляло -1% от общего автотранспортного парка СССР (16 426 штук). На 1 октября 1929 г. в БССР стояло на учете 237 автомобилей и 113 мотоциклов. На 1 октября 1930 г. в БССР парк авто вырос до 511 автомашин. А в 1931 г. по плану СНК БССР автомобильный парк должен был пополниться еще 3500 автомашинами. 

 

 

Автомобиль АМО Ф-15 - первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно московским заводом. Был разработан на базе итальянского грузовика FIAT, грузоподъемность – до 1,5 тонны. Впоследствии АМО стал базой для различных модификаций — автобуса и пожарной машины, часть его деталей перешла на трехтонные грузовики. Активно использовался в народном хозяйстве республики.

Однако рост числа автомобилей сдерживался финансовыми трудностями молодого государства, недостатком кадров, отсутствием дорог, нехваткой запчастей, дефицитом бензина. Помните, как в "Золотом теленке"? "Блестящий финиш, задуманный Адамом Казимировичем, не удался из-за нехватки бензина. Машина позорно остановилась посреди улицы, не дойдя ста метров до кафедры, увитой хвойными гирляндами в честь отважных автомобилистов".
 

 

 

В довоенном Минске автомобилей было не так уж мало. Авто имели автохозяйства, партийные и советские организации, военное и милицейское ведомство, высшие партийные работники, члены правительства, некоторые заслуженные деятели науки и культуры, как, например, писатель Якуб Колас.
 

Перед Великой Отечественной войной автомобильная промышленность СССР набрала высокие темпы развития. Людям старшего поколения памятны юркие "эмки", элегантные ЗИСы, послушные "газики", "вездепроходные" полуторки ГАЗ-АА.
 

Автомобиль "Эмка" - М-1 на ул. Карла Маркса.

 

У дома Красной Армии. Легковой автомобиль ГАЗ-А, 1930-е.

 

 

ГАЗ-АА - легендарная полуторка – массовый грузовик 1930 – 40-х годов на ул. Максима Горького. 1936 г.

 

 

Автомобиль все полнее внедрялся в повседневную жизнь города и деревни. "И тут жители Луганска впервые поняли преимущество механического транспорта перед гужевым. Машина забренчала всеми своими частями и быстро унеслась, увозя от справедливого наказания четырех правонарушителей" (Ильф и Петров "Золотой теленок").

 

 

После войны в первую очередь возводили ул. Советскую – будущий пр. Сталина (ныне – пр. Независимости) как главную транспортную артерию города.
 

Дорожные работы на ул. Советской – будущем пр. Сталина.

Долгое время его пропускная способность была не востребована.

 

Путепровод с редкими машинами через ж/д пути от пл. Ленина (Независимости) на ул. Московскую. Фото нач. 1960-х.

 

 

Пересечение пр. Ленина (ныне – пр. Независимости) и ул. Козлова. Фото 1952 г.


Не только главная магистраль города пустовала, но и другие улицы были полупустыми.

 

 

 

Ул. Кирова. Троллейбус МТБ-82Д, 1950-е


 

 

 

 

Переулок Молочный. Автомобиль – "Победа", 1950-е

 

 

 

Авто на ул. Московской. Фото 1954 г.

 

 

"Победа" на ул. Островского (Раковской), начало 1960-х. Фото Иванова Н.А.

 

 

Утро в городе. У магазина "Подкова" на перекрестке ул. Свердлова и Кирова.

 

 

Автобус ЛАЗ на пл. Победы, 1962 г.

 

 
Улицы города регулярно мыли – поливали водой из специальных машин, оборудованных цистернами.

 

Возле гастронома "Подкова" на пересечении улиц Кирова и Свердлова. 1950-е.

 

 

1960-е.

 

 

Обильные дожди в городе вызывали наводнения.
 

Затопление ул. Немига. На пересечении Немиги и Островского (Раковской). Фото первой половины 1960-х. Иванов Н.А.
 
В 1970 году Волжский автомобильный завод выпустил первый народный автомобиль "Жигули". 

 

"Жигули" ВАЗ-21011. 

 

 
Это событие стало своеобразным стимулом развития всей инфраструктуры: строительство дорог, СТО, объектов придорожного сервиса: бензозаправок, автомоек, кафе и др.
 

Автобус

Днем рождения минского автобуса стало 23 октября 1924 года. Тогда на улицы вышло шесть машин. К весне 1925 г., после того как из Москвы прибыли новые "Форды", в городе было 11 автобусов.

Автобусы середины 20-х по понятным причинам были исключительно импортными - советских тогда попросту не было. По улицам Минска ходили английские "Лейланды", американские "Форды", итальянские "ФИАТы", германские "МАНы", французские "Рено", австрийские "Штайеры". Все это были небольшие машины, рассчитанные на 20-40 пассажиров. В день каждый такой автобус успевал сделать 10-12 рейсов и перевезти примерно 700 человек.
 
В конце 20-х в Минск начали поступать первые отечественные автобусы -12-местные московские АМО-Ф15, а в 1931-м - более вместительные (от 27 до 35 мест, были варианты) ярославские Я-6.

 

Городской автобус Я-6 выпуска 1929-1932 гг.

 

 

Стоянка автобусов на пл. Якуба Коласа. 1950-е. На переднем плане автобусы модели ЗИС-155.

 

 

ЗИС-155 на фоне здания КГБ БССР, середина 1950-х.

 

 

На менее оживленных маршрутах в это же время начинают работать автобусы на шасси грузовика ГАЗ-51 - сперва ПАЗ-651, а с конца 50-х - и КАвЗ-651. Они различались между собой только тем, что выпускались разными заводами - Павловским и Курганским. Новые "пазики", ПАЗ-652, уже имели вагонную компоновку и вышли на городские маршруты в конце 50-х.

 

 

Автобусная станция на площади Свободы, конец 1950-х. Слева - автобус ПАЗ-651. Два других - ЗИС-155. Фото Иванова Н.А.

 

 

Слева – автобус ЗИС-155, затем – трамвай серии Х/М. Пл. Якуба Коласа. Начало 1950-х. 


В 1959 г. в Минск начали поступать новые городские автобусы ЗИЛ-158, сменившие ЗИС-155. Но массовыми для нашего города они не стали, хотя их выпуск (под маркой ЛиАЗ-158В) продолжался больше десяти лет. Так произошло потому, что Минский автобусный парк отдал предпочтение другой машине - ЛАЗ-695 разных модификаций.

 

 

 

Справа - автобус ЛАЗ-695Е. Фото не ранее лета 1962 г.

 

 

 

Стоянка автобусов на Привокзальной площади.

 

 

Трамвай

 

13 октября 1929 г. состоялся пуск минского трамвая. "Трамвай был на то время чрезвычайно радостной новостью. О нем говорили как о чем-то необычном, как о чуде", - вспоминают старожилы.

 

У пассажирского вокзала проложили разворотное кольцо. Трамвайный вагон серии Х.

 

 

На момент открытия трамвайное сообщение было организовано по двум маршрутам: "Товарная станция" — Комаровка", проходя по улицам Московской, Советской (пр. Независимости) до Комаровки (пл. Я.Коласа). На маршруте было организовано 13 остановок — 9 постоянных и 4 по требованию.

Второй маршрут: "Вокзал — площадь Свободы" проходил от железнодорожного вокзала по ул. Ленинградской и Свердлова, Советской и ул. Ленина, включал 3 остановки, 2 из них постоянные.
 

Минский трамвай на новом мосту по ул. Бакунина, специально построенном для трамвайного движения. Первые рельсы на мосту были уложены 30 августа 1928 г. Осень 1929 г.

 

Регулирование дорожного движения на перекрестке Советской и Ленинской. 1930-е гг.

 

 

Возведение одной из 11-этажных башен на Привокзальной площади. 1947-1952 гг. Модернизированные трамваи серии Х/М с прицепными вагонами. "Х/М" эксплуатировались в столице вплоть до 1965 г.

 

 

Трамваи серии ХМ, нач. 1960-х. Привокзальная площадь.

 

 

Случалось и такое:
 

Столкновение грузового ГАЗа ("будки") с трамваем серии КТМ-1 на пл. Я.Коласа. 1970-е.

 

Трамвайная сцепка КТМ-1/КТП-1 на перекрестке Ленинского проспекта и ул. Варвашени (Козлова). Май 1974 г.

 

 

Троллейбус

Первый троллейбус в Минске вышел на городской маршрут 19 сентября 1952 г. Это был троллейбус модели МТБ-82Д (с дюралевым кузовом). В первый день по маршруту № 1: "Железнодорожный вокзал - Круглая площадь" курсировали пять машин.
 

Первый троллейбус Минска - МТБ-82Д на маршруте "Вокзал - Круглая площадь".


В феврале 1953 г. первый маршрут был продлен до парка им. Челюскинцев, в1955 г. - до обсерватории.

 

 

Маршрут № 1 "Вокзал - Парк Челюскинцев", троллейбус серии МТБ-82Д, 1954 г.

 

 

 

МТБ-82Д в районе пл. Якуба Коласа.

 

 

Бульвар по ул. Комсомольской. Середина 1950-х г.

 

 

Привокзальная площадь, 1948-50 гг.

 

 

Привокзальная площадь, справа – такси "Победа" - ГАЗ М-20. Стоянка пассажирских и грузовых такси. Фото Иванова Н.А., конец 1950-х - нач. 1960-х.

 

 

 

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-20%
-12%
-80%
-50%
-20%
-10%
-10%
-35%
0060566