148 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  2. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  3. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  4. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  5. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  6. За сутки в стране 1384 новых случая COVID-19 и 10 смертей
  7. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  8. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  9. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  10. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  11. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  12. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  13. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  14. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»
  15. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  16. Брестское «Динамо» сенсационно обыграло в Жодино «Торпедо-БелАЗ». Клуб из Бреста пока не знает поражений
  17. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  18. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  19. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  20. Власти взялись за лопаты и грабли. Кто и где трудился на субботнике
  21. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  22. В стране — большой субботник. Куда пойдут деньги, что с коронавирусом и куда в Минске идти за лопатами
  23. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  24. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  25. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  26. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  27. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  28. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  29. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  30. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться


Это слово из пяти букв мы употребляем часто, ведь седан - самый популярный у нас тип кузова. Но происхождение термина остается загадкой. Трудно даже понять, из какого языка приехало это слово - немцы, к примеру, называют тот же тип кузова "лимузином". А у французов вообще есть одноименный город!
 

Так откуда же взялось слово "седан"?

 
По одной из версий, оно появилось на юге Италии - так называли паланкины, эдакие носилки премиум-класса. Самые простые из них напоминали кресло с двумя прибитыми к нему ручками, самые навороченные выглядели как небольшого размера карета без колес и лошадей. В любом случае пассажир внутри сидел ("сидеть" по-итальянски будет sedere) на кресле (а "кресло" будет sede) - вот и примитивное транспортное средство со временем приобрело "сидячее" название.
 
По одной из версий паланкин "приехал" в Европу из Южной Америки, где испанцы подсмотрели идею у племен инков, по другой - его придумали в Азии. Такой "вид транспорта", кстати, до сих пор пользуется популярностью во время свадебных церемоний в Китае
  
Кареты, кстати, были помянуты не зря. Когда их стали делать все в большем и в большем количестве, то наряду с роскошными многоместными экипажами появились и очень компактные, на одного-двух человек. Внешне они напоминали поставленный на колеса паланкин-седан - неудивительно, что и слово "седан" прилипло к каретам с коротким и высоким кузовом характерной формы.
  
Отсюда до автомобиля оставался один-единственный шаг. И сделал его в 1899 году Луи Рено - один из основателей одноименной французской фирмы. Его жене надоело то поднимать, то опускать складной верх семейного Renault Type B - и Луи установил на имеющееся шасси короткий и высокий кузов, превратив таким образом автомобиль в самоходный седан. Правда, у нас язык бы не поднялся назвать этот Type B седаном: две двери, один ряд сидений... Но тогда под седаном понимали просто закрытый автомобиль - это уже потом началась вакханалия купе, универсалов и хэтчбеков...
 
Кузов Renault Type B - первого автомобиля с жесткой крышей - по форме действительно очень похож на "кузов" паланкина
 
  
Официально Луи Рено свой Type B седаном не называл - да и другие автопроизводители не использовали этот термин до 1911 года, когда имя Sedan получила новая модель забытой сейчас американской марки Speedwell. Дверей у той машины по-прежнему было две, а вот мест - уже четыре. Именно после появления Speedwell Sedan слово "седан" начало постепенно принимать привычное нам значение: автомобиль с жесткой крышей, опирающейся на три стойки, с двумя или более рядами полноценных сидений и изолированным от салона багажным отсеком. Впрочем, до появления знакомого трехобъемного силуэта прошло еще 20 лет. Ведь поначалу багаж складывали в отдельный кофр, эдакий огромный чемодан, крепившийся к кузову или непосредственно на раму. И только в начале тридцатых годов отделение для багажа "переехало" внутрь кузова: считается, что первым "настоящим" седаном стал кузов, который лондонская фирма Barker разработала в 1930 году для установки на шасси Rolls-Royce Phantom II Continental.
 
Представители Rolls-Royce сами рекомендовали своим клиентам заказывать уникальные кузова именно у фирмы Barker, чьи дизайнеры стали автором первого "настоящего" седана
 
Представители Rolls-Royce сами рекомендовали своим клиентам заказывать уникальные кузова именно у фирмы Barker, чьи дизайнеры стали автором первого "настоящего" седана.
  
Интересно, что во многих странах слово "седан" - в отличие от нас - так толком и не прижилось. Например, англичане предпочитают называть этот тип кузова словом saloon, а в Германии даже недорогой седан вроде Renault Logan [^] будет упомянут в объявлении о продаже как limousine!
 
Впрочем, независимо от названия именно "трехобъемник" с отдельным багажником многие годы является самым популярным кузовом легкового автомобиля. Со временем у него появились экзотические родственники вроде хардтопа (тот же седан, но без центральной стойки) или фастбека (который покатой линией крыши напоминает хэтчбек, но по-прежнему имеет изолированный от салона багажник). А фанаты автомобилей могут теперь часы проводить в спорах о том, насколько корректно употреблять термины "двухдверный седан" и "четырехдверное купе"...
 
Сегодня бюджетный автомобиль - это, как правило, именно седан
 
Кстати, знатоки истории и географии наверняка поинтересуются, не имеет ли слово "седан" отношения к городу Седан, под которым лет 150 назад состоялась ключевая битва франко-прусской войны. Французы тогда с треском проиграли - и кое-кто утверждает, что именно по этой причине они предпочитают обозначать кузов седан словом "берлин". Действительно, существует версия, что в 19 веке именно сделанные в Седане кареты считались лучшими, из-за чего со временем любую карету стали называть "седаном". Но большинство исследователей считают эту версию притянутой за уши, а схожесть слова "седан" с именем города объясняют простым совпадением.

Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.

-10%
-20%
-50%
-10%
-10%
-20%
-10%