Поддержать TUT.BY
62 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Стали известны планы по строительству жилья на 2021 год. Что, где и сколько?
  2. Фазель: «Лукашенко говорил о том, что стоит поменять конституцию страны, провести новые выборы»
  3. Вот где в городе продают самые вкусные суши (нашептали фудблогеры)
  4. Российские дизайнеры назвали 19 антитрендов. Сделали разбор с белорусским экспертом
  5. «Прозревают люди уже после стройки». Архитектор — о выборе проекта дома и цене строительства
  6. Лукашенко о госинвестпрограмме: Удивляет потеря отдельными членами правительства реалий, в которых мы живем
  7. У США новый президент: Джозеф Байден официально вступил в должность
  8. «Мы уже неделю „на осадном положении“». Как жителей минских многоэтажек обходит милиция
  9. Где жили и отдыхали руководители Беларуси до Лукашенко
  10. Посмотрели, на сколько за год подорожал один и тот же набор товаров. Разница в цене удивляет
  11. У меня в венах тромбы? Сосудистый хирург отвечает на шесть частых вопросов
  12. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  13. Из-за резкого потепления в Беларуси на четверг объявили оранжевый уровень опасности
  14. В Беларуси делают полуколичественные тесты на антитела к коронавирусу. Объясняем, что это такое
  15. «Беларуськалий»: с работников сняты дисциплинарные взыскания, уволенные могут быть приняты обратно
  16. Белорусы вошли в список проектов, за «которыми нужно следить в 2021 году». Вот какие это стартапы
  17. Лукашенко заинтересовался пеллетами для отопления домов. Что это и сколько стоит?
  18. Генпрокуратура передала в Верховный суд дело против Бабарико и других топ-менеджеров Белгазпромбанка
  19. Наши читатели задали еще 19 вопросов Лукашенко, которых точно не будет на гостелевидении
  20. Ультрамарафонец из Витебска установил табличку у истока Витьбы. Вы знаете, где это?
  21. «Хотели дать понять, что с людьми так нельзя». Пятерых мужчин судят за поврежденное авто семьи милиционера
  22. Что происходит с TUT.BY? Отвечаем на назревшие вопросы
  23. Уже год в столице работает музей Lego, но знают о нем не все. Взглянули на коллекцию минчан
  24. «Танцевала, показывая, что ей все сойдет с рук». В суде по делу о надписях на щитах выступил военнослужащий
  25. «Не чувствовал, что вокруг наркоманы». В Бресте первых 10 человек судят по большому делу о хороводе на перекрестке
  26. Совещание у Лукашенко и «дело Бабарико» в Верховном суде. Что происходит в Беларуси 21 января
  27. Заправки для электрокаров стали платными. Пользователи жалуются, но вовсе не на цены
  28. Представитель Беларуси приглашен на инаугурацию Байдена
  29. «Как-то в гробу зазвонил мобильный». История Юли, которая работает распорядителем похорон
  30. «Пуля повредила мой спинной мозг». История тренера по кроссфиту на коляске


Это слово из пяти букв мы употребляем часто, ведь седан - самый популярный у нас тип кузова. Но происхождение термина остается загадкой. Трудно даже понять, из какого языка приехало это слово - немцы, к примеру, называют тот же тип кузова "лимузином". А у французов вообще есть одноименный город!
 

Так откуда же взялось слово "седан"?

 
По одной из версий, оно появилось на юге Италии - так называли паланкины, эдакие носилки премиум-класса. Самые простые из них напоминали кресло с двумя прибитыми к нему ручками, самые навороченные выглядели как небольшого размера карета без колес и лошадей. В любом случае пассажир внутри сидел ("сидеть" по-итальянски будет sedere) на кресле (а "кресло" будет sede) - вот и примитивное транспортное средство со временем приобрело "сидячее" название.
 
По одной из версий паланкин "приехал" в Европу из Южной Америки, где испанцы подсмотрели идею у племен инков, по другой - его придумали в Азии. Такой "вид транспорта", кстати, до сих пор пользуется популярностью во время свадебных церемоний в Китае
  
Кареты, кстати, были помянуты не зря. Когда их стали делать все в большем и в большем количестве, то наряду с роскошными многоместными экипажами появились и очень компактные, на одного-двух человек. Внешне они напоминали поставленный на колеса паланкин-седан - неудивительно, что и слово "седан" прилипло к каретам с коротким и высоким кузовом характерной формы.
  
Отсюда до автомобиля оставался один-единственный шаг. И сделал его в 1899 году Луи Рено - один из основателей одноименной французской фирмы. Его жене надоело то поднимать, то опускать складной верх семейного Renault Type B - и Луи установил на имеющееся шасси короткий и высокий кузов, превратив таким образом автомобиль в самоходный седан. Правда, у нас язык бы не поднялся назвать этот Type B седаном: две двери, один ряд сидений... Но тогда под седаном понимали просто закрытый автомобиль - это уже потом началась вакханалия купе, универсалов и хэтчбеков...
 
Кузов Renault Type B - первого автомобиля с жесткой крышей - по форме действительно очень похож на "кузов" паланкина
 
  
Официально Луи Рено свой Type B седаном не называл - да и другие автопроизводители не использовали этот термин до 1911 года, когда имя Sedan получила новая модель забытой сейчас американской марки Speedwell. Дверей у той машины по-прежнему было две, а вот мест - уже четыре. Именно после появления Speedwell Sedan слово "седан" начало постепенно принимать привычное нам значение: автомобиль с жесткой крышей, опирающейся на три стойки, с двумя или более рядами полноценных сидений и изолированным от салона багажным отсеком. Впрочем, до появления знакомого трехобъемного силуэта прошло еще 20 лет. Ведь поначалу багаж складывали в отдельный кофр, эдакий огромный чемодан, крепившийся к кузову или непосредственно на раму. И только в начале тридцатых годов отделение для багажа "переехало" внутрь кузова: считается, что первым "настоящим" седаном стал кузов, который лондонская фирма Barker разработала в 1930 году для установки на шасси Rolls-Royce Phantom II Continental.
 
Представители Rolls-Royce сами рекомендовали своим клиентам заказывать уникальные кузова именно у фирмы Barker, чьи дизайнеры стали автором первого "настоящего" седана
 
Представители Rolls-Royce сами рекомендовали своим клиентам заказывать уникальные кузова именно у фирмы Barker, чьи дизайнеры стали автором первого "настоящего" седана.
  
Интересно, что во многих странах слово "седан" - в отличие от нас - так толком и не прижилось. Например, англичане предпочитают называть этот тип кузова словом saloon, а в Германии даже недорогой седан вроде Renault Logan [^] будет упомянут в объявлении о продаже как limousine!
 
Впрочем, независимо от названия именно "трехобъемник" с отдельным багажником многие годы является самым популярным кузовом легкового автомобиля. Со временем у него появились экзотические родственники вроде хардтопа (тот же седан, но без центральной стойки) или фастбека (который покатой линией крыши напоминает хэтчбек, но по-прежнему имеет изолированный от салона багажник). А фанаты автомобилей могут теперь часы проводить в спорах о том, насколько корректно употреблять термины "двухдверный седан" и "четырехдверное купе"...
 
Сегодня бюджетный автомобиль - это, как правило, именно седан
 
Кстати, знатоки истории и географии наверняка поинтересуются, не имеет ли слово "седан" отношения к городу Седан, под которым лет 150 назад состоялась ключевая битва франко-прусской войны. Французы тогда с треском проиграли - и кое-кто утверждает, что именно по этой причине они предпочитают обозначать кузов седан словом "берлин". Действительно, существует версия, что в 19 веке именно сделанные в Седане кареты считались лучшими, из-за чего со временем любую карету стали называть "седаном". Но большинство исследователей считают эту версию притянутой за уши, а схожесть слова "седан" с именем города объясняют простым совпадением.
-40%
-50%
-23%
-30%
-20%
-25%
-20%
-7%
-20%
-30%
-20%