• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Офтоп


В истории советского автопрома было множество автомобилей, которые могли бы стать поводом для гордости, но до конвейера так и не добрались - начальство не одобрило или попросту не хватило ресурсов на их производство. Какие они - самые известные советские прототипы, незаслуженно канувшие в лету?

Современные образцы работы российских автомобильных конструкторов все реже убирают в "долгий ящик" - с развитием потребительского рынка перспективные прототипы все чаще попадают на конвейер. Одним из последних автомобилей, который добрался до непосредственного производства, стал хетчбэк на базе сверхпопулярной модели Lada Granta [^].
 
Однако многим отечественным автомобилям так и не было суждено добраться до покупателей.



Последним советским лимузином для первых лиц страны стал ЗИЛ-4102. Информации о машине сохранилось немного. По некоторым данным, автомобиль разрабатывался по заказу Михаила Горбачева, но итоговая машина ему не понравилась, и проект был свернут. Было изготовлено всего два экземпляра автомобиля, один из которых утерян. Известно, что в качестве образца для новой разработки был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit 1985 года, но машина получилась своеобразной.

Данный лимузин стал первым автомобилем для первых лиц страны, не использующим рамную компоновку. Для разработки машины с использованием несущего кузова инженерам ЗИЛа пришлось приложить массу усилий, чтобы ликвидировать вибрацию кузова. Получившаяся машина была примерно на 50 см длиннее тогдашней "Волги" и на 500 кг тяжелее более привычного лимузина ЗИЛ-41041.

На машине стоял старый мотор V8 объемом 7,6 литра. С таким агрегатом машина могла разогнаться до "сотни" за 10,5 секунды - показатель неплохой, во многом связанный с отказом от рамной компоновки. Внутреннее оснащение машины обладало массой электроники наподобие проигрывателя компакт-дисков, а также электроприводов сидений и стеклоподъемников. Такое оснащение удивило бы советского человека, но для западных автомобильных компаний оно уже было нормой. Салон машины был выполнен из белой замши и кожи.

АЗЛК-2150
АЗЛК-2150

Массовым советским внедорожником могла стать не "Нива", а проект АЗЛК-2150. Компактный автомобиль повышенной проходимости был впервые спроектирован еще в 1960-х, но из-за отсутствия интереса властей проект был законсервирован. Новая версия машины была сконструирована в 1973 году для госзаказа, который впоследствии достался "вазовскому" внедорожнику.

Стилистически автомобиль напоминал Jeep Willys и Toyota Land Cruiser первого поколения. Советский внедорожник по сути был построен с использованием узлов и агрегатов седана "Москвич-2140", который готовился к выходу. На машине стоял двигатель от "Москвича-412" мощностью 75 л. с., с которым внедорожник разгонялся до 105 км/ч. 2150 был изготовлен лишь в двух экземплярах.

В отличие от "Нивы" автомобиль был построен на раме с применением типичных для серьезного внедорожника решений - неразрезные мосты и рессоры в подвеске. Тем не менее победа в госзаказе досталась "Ниве" - машина получила более компромиссную с точки зрения проходимости, но наиболее комфортабельную и конкурентоспособную конструкцию. Военные заинтересовались АЗЛК-2150, но заявленный заказ на 60 тыс. машин так и не получил "зеленый свет".

ИЖ-14
ИЖ-14

Еще одним соперником "Нивы" стал ИЖ-14. Как и "вазовский" внедорожник, машина обладала несущим кузовом. Машины также обладали схожим экстерьером, больше не напоминающим военные внедорожники середины XX века. ИЖ-14 был технически унифицирован с "Москвичом-412", но для машины разрабатывалась специальная подвеска - торсионная задняя и "макферсон" спереди.

Машина использовала двигатель от "Москвича-412", как и уже упомянутый АЗЛК-2150. Тем не менее ижевский внедорожник мог ехать чуть быстрее - максимальная скорость составляла 120 км/ч.

Машину не успели довести до ума к окончанию конкурса, поэтому конкурировать с АЗЛК-2150 и "Нивой" она не смогла. Разработки ИЖ-14 не нашли никакого применения, и проект канул в Лету.

"ВАЗ X"

В минувшем году "АвтоВАЗ" продемонстрировал концепт-кар Lada X-Ray, который дает представление о том, как в будущем будут выглядеть автомобили марки. Буква X и ранее использовалась для обозначения моделей компании.

В 1990 году в прессе "засветился" опытный образец "ВАЗ X" - семиместный минивэн с весьма смелым футуристичным дизайном. К сожалению, о технической части машины не известно ничего.
 
Стилистически машина напоминает концептуальный минивэн Pontiac Trans-Sport, продемонстрированный в 1986 году. Речь идет именно о прототипе - серийная версия этого автомобиля получила несколько другой облик, но стремительный силуэт с заостренной передней частью у автомобиля остался.

ЗИС 101А Спорт
ЗИС 101А Спорт

Одним из немногих спортивных автомобилей в Советском Союзе был "ЗИС-Спорт". Двухместный родстер был создан на базе лимузина ЗИС-101 в 1939 году. Авторами проекта стали несколько молодых конструкторов, которые разработали машину по собственной инициативе.

Автомобиль имел двигатель V8 объемом 6 литров, который развивал мощность 141 л. с. Автомобиль должен был разгоняться до 180 км/ч, но на испытаниях машина смогла набрать скорость лишь чуть более 160 км/ч. Тем не менее автомобиль имел несколько сильных технических решений для страны в то время - стабилизатор поперечной устойчивости и новаторскую для автопрома СССР конструкцию коробки передач.
 
Автомобиль был представлен на суд Сталина и Кагановича, те похвалили спорткар, но в условиях конца 1930-х проект не мог получить дальнейший ход. Во время войны единственный экземпляр "ЗИС-Спорт" был утерян.

ЛуАЗ-1301
ЛуАЗ-1301

Еще одним легким советским внедорожником должен был стать "ЛуАЗ-1301" Луцкого автозавода, к тому времени долго производившего миниатюрный утилитарный вездеход - модель 969М.

Первая версия автомобиля была показана в 1984 году. Она представляла собой шасси уже зарекомендовавшего себя 969М с новым, современным кузовом из пластика, который ставился на стальной каркас. В 1990 году был показан доработанный вариант - машина получила независимую подвеску с пневматическими элементами, которые позволяли менять высоту посадки. В качестве двигателя использовался мотор от ЗАЗ "Таврия".
 
Получившийся автомобиль отдаленно напоминал японские миниатюрные внедорожники того времени наподобие Suzuki Samurai. Автомобиль можно было в любое время переделать в пикап - задние панели легко снимались. По неизвестным причинам проект так и не был реализован.
 
В 2002 году "ЛуАЗ-1301" вновь напомнил о себе - машина получила слегка доработанный экстерьер и новый двигатель. Тем не менее новая версия машины также до конвейера не добралась - руководство завода не смогло найти ресурсов для выпуска вполне перспективного для своего времени автомобиля.

НАМИ-013
НАМИ-013

Авангардный "вагончик" НАМИ-013 был создан в конце 1940-х годов. Автомобиль обладал поистине революционными для советского автопрома дизайном и рядом технических решений. На время появления машина, по сути, не имела аналогов в мире.

Мотор машины был расположен сзади, он работал в паре с разработанной в НАМИ автоматической коробкой передач. Изначально планировалось использовать на машине специально разработанный оппозитный двигатель, но позже пришлось использовать мотор от "Победы". При весе в почти две тонны машина имела всего лишь 63-сильный мотор, что сказывалось на динамике. Автомобиль имел независимую подвеску всех четырех колес, которые, кстати, не имели дисков - они были монолитом связаны с тормозными барабанами.
 
За время разработки машину несколько раз серьезно перерабатывали как внутри, так и внешне. Тем не менее глава НАМИ лично запретил развивать проект, что привело к его закрытию.

ВАЗ-2103 Porsche
ВАЗ-2103 Porsche

Компания Porsche в 1970-е и 1980-е годы неоднократно сотрудничала с представителями советского автопрома - о роли немцев в разработке "ВАЗ-2108" в последние годы часто упоминают в СМИ.

Еще одной коллаборацией Porsche и "ВАЗа" стала заказанная советской стороной модернизация модели 2103. В тот момент компания имела собственный вариант обновленной модели, который получил индекс 2106 и стал еще известнее первоначальной модели, но решение в его пользу еще не было принято.
 
В 1976 году компания Porsche представила свое видение "ВАЗ-2103" - машина лишилась большей части хромированных деталей экстерьера и получила новое оформление передней части с пластиковой решеткой. Из этого же материала были сделаны бамперы машины, которые получили окраску в цвет кузова. Тем не менее на "ВАЗе" этот вариант не встретил одобрения, и ввиду дешевизны существующего проекта 2106 разработки немцев не пошли в серию.



Если бы история развивалась иначе, у советских граждан было бы свое купе класса GT - соответствующая разработка создавалась на базе "Москвича". Машина была создана под влиянием доступных европейских спортивных автомобилей 1960-х годов наподобие британских машин Triumph.

Купе-кабриолет "Москвич-408 Турист" было создано в 1964 году. Машина конструировалась на основе серийного 408-го, но имела двигатель, оснащенный экспериментальной системой впрыска топлива под электронным управлением.

Машина по сути имела конструкцию "хардтоп" - жесткая съемная крыша, отсутствие центральных стоек. "Турист" оснащался дополнительной Х-образной поперечиной на днище, которая обеспечивала нужный уровень жесткости кузову без крыши.
 
Заводу не хватило ресурсов, которые по большей части уходили на выпуск обычного "Москвича-408", и проект был свернут.



Еще за несколько лет после запуска в производство "копейки" ВАЗ уже всерьез рассматривал возможность выпуска новаторского переднеприводного компакт-кара, но планам суждено было сбыться только десять лет спустя.

Проект ВАЗ-Э1101 представлял собой прототип малолитражного автомобиля с приводом на передние колеса, поперечным расположением двигателя и первой в Союзе подвеской типа "Макферсон". В ранних предпроектных версиях машина напоминала британский Mini Cooper. Сами сотрудники предприятия прозвали проект "Чебурашка".
 
Мотор машин был разработан советскими специалистами и имел объем 0,9 литра - отдача достигала 50 л. с. Для Э1101 также была создана новая четырехступенчатая коробка передач.
 
По мере развития проект неоднократно модифицировался и дорабатывался - третья версия Э1101 была направлена на украинский ЗАЗ и стала прообразом "Таврии", но в оригинальном исполнении машина до конвейера не добралась. 
-50%
-10%
-15%
-50%
-15%
-50%
-10%
-20%
-50%
0061640