Поддержать TUT.BY
66 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  2. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  3. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  4. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  5. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  6. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  7. За восемь дней задержали более 500 человек: по БТ показали «социально-возрастной портрет» протестующих
  8. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  9. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  10. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  11. «Леха, выходи». В России на акциях в поддержку Навального рекордное число задержаний за 10 лет
  12. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  13. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  14. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  15. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  16. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  17. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  18. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  19. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Милиция сообщила о 100 задержанных в субботу в Минске
  20. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  21. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  22. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  23. Белорусские биатлонистки финишировали пятыми в эстафете
  24. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  25. Умер Ларри Кинг
  26. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  27. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  28. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  29. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  30. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?



 

Используя в разговоре привычные автомобильные термины – ДВС, "автомат", кондиционер, дисковые тормоза, ESP – мы даже не задумываемся об истории их возникновения.

Пожалуй, всем автомобилистам не помешало бы знать, когда и на каких автомобилях появились нововведения, которыми мы пользуемся каждый день.

Двигатель внутреннего сгорания

Foto: Wikipedia

Николаус Отто, построивший в 1878 году первый четырехтактный двигатель внутреннего сгорания (ДВС), несомненно дал большой толчок автомобилестроению. Однако не менее важным было и изобретение Карлом Бенцем в 1885 году автомобиля с ДВС.

Интересно, что первый одноцилиндровый ДВС его "Моторвагена" развивал меньше одной лошадиной силы.

Фары, стартер и зажигание

Foto: Wikipedia

Все эти совершенно привычные для современного автомобиля атрибуты появились больше века назад, в 1912 году, на одном и том же автомобиле – Cadillac Model 30 Self Starter. В его фарах стояли лампы уже с надежной вольфрамовой нитью.

Благодаря этой машине водители забыли об ацетилене и карбиде, о неэффективных лампах с угольной нитью накаливания и о "кривом стартере", использовавшемся для запуска двигателя раньше. Кроме того, есть мнение, что именно стартер "убил" зарождавшийся в то время рынок электромобилей.

Коробка передач

Foto: Publicitātes foto

24 декабря 1898 года Луи Рено принял вызов проехать на своем Voiturette вверх по крутой парижской улице Рю Лепик, что на Монмартре. Благодаря наличию коробки передач у него это получилось – и он тут же получил первые 12 заказов на свою "повозку".

Автоматическая коробка передач

Foto: Wikipedia

Неудивительно, что "автомат" изобрели американцы, живущие в стране прямых, как стрела, хайвеев. Первыми счастливцами в 1939 году стали покупатели модели Oldsmobile Custom 8 Cruiser, серийно оснащенной четырехступенчатой трансмиссией HydraMatic с гидромуфтой.

Барабанные тормоза, независимая подвеска, несущий кузов

Foto: Wikipedia

Как и в случае со стартером и фарами, все эти нововведения появились на одной машине, причем одновременно – это была Lancia Lambda.

На "Лямбде" впервые был использован несущий кузов, впервые применены барабанные тормоза на всех колесах, а также независимая подвеска передних колес. Всего было продано около 13 000 экземпляров Lancia Lambda.

Гидроусилитель руля

Foto: Publicitātes foto

В первой четверти XX века крутить "баранку" помогали только бицепсы – никаких усилителей предусмотрено не было. Позднее, в 30-х годах, появились сложные и шумные пневмосистемы, которые облегчали участь водителей, но особого комфорта не обеспечивали.

Лишь в 1951 году корпорация Chrysler приладила к своему огромному фешенебельному седану Chrysler Crown Imperial первый в мире гидроусилитель Hydraguide. В Европе ГУР впервые появился у французов, на модели Citroen DS 19 в 1954 году.

Дисковые тормоза

Foto: Publicitātes foto

Тот же самый Citroen DS 19, но четырьмя годами позже, в 1958-м, стал "пионером" еще в одной области: автомобилей с дисковыми тормозами.

На этом список нововведений DS 19 не заканчивался: у него был передний привод, отличная аэродинамика, гидропневматическая подвеска всех колес и руль с единственной спицей. Неудивительно, что в первый же день продаж Citroen получил 12 000 заявок на новую модель.

Указатели поворота

Foto: Publicitātes foto

Сначала роль "поворотников" выполняли специальные фонарики, потом механические указатели в виде стрелочек, указывающих направление движения, и лишь в 1925 году Эдгар Вальтц запатентовал современный и привычный всем "поворотник". Но появиться на серийных автомобилях ему было суждено только через 14 лет – после истечения срока патента. Первым автомобилем с указателями поворота стал Buick Roadmaster 1939 года.

Стеклоочистители

Foto: DELFI

Женский вклад в историю автомобильной безопасности – "дворники". Зимой 1903 года американка Мэри Андерсон, наблюдая за мучениями своего водителя в сильный снегопад (ему постоянно приходилось выбегать из машины и протирать стекло), не выдержала и придумала механический привод, который и запатентовала. В 1917 году "дворники" с электроприводом запатентовала еще одна женщина – Шарлотта Бриджвуд. Несколько лет ее изобретение пролежало на полке, пока в 1926 году его не присвоила себе фирма Bosch. В том же году электрические "щетки" появились одновременно на огромном количестве автомобилей разных марок.

Трехточечные ремни безопасности 

Foto: Wikipedia

Шведская компания Volvo едва ли не с момента своего появления уделяла огромное внимание безопасности своих автомобилей, совершенствую конструкцию кузова и систем безопасности, и проводя большое количество краш-тестов.

Несмотря на то, что ремни использовались человечеством в различных областях еще с конца позапрошлого века, именно Volvo принадлежит тот самый механизм, который сейчас спасает жизни многих людей при аварии – трехточечный ремень безопасности. Впервые это устройство появилось в 1959 году на автомобиле Volvo PV 544. До этого существовали простенькие двухточечные ремни, однако сравниться по эффективности со шведским изобретением они не могли.

Кондиционер 

Foto: Packard Twelve

Первый в мире автомобиль с кондиционером был представлен лишь в 1939 году на Автомобильной выставке в Чикаго. Это был Packard 12.

Стоимость опции составляла 274 доллара: в то время – более трети цены нового полноразмерного легкового автомобиля. Для включения кондиционера водитель должен был заглушить двигатель и вручную установить ремень на шкив компрессора. Помимо агрегатов, расположенных под капотом, сам "холодильник" занимал половину багажника и со своей задачей справлялся крайне неэффективно.

Навигационная система

Foto: Wikipedia

Первые навигационные приборы для автомобилей появились совсем недавно – около 30 лет назад. Новаторами стали японцы из фирмы Honda, предложив в качестве опции для своих моделей Accord и Vigor в 1981 году навигационную систему Electro Gyrocator, которая работала без GPS. И вообще без какой-либо привязке к спутникам.

Чтобы воспользоваться навигатором Honda, водителю нужно было взять специальную пластиковую карту местности и поместить курсор на место текущего положения, а дальше встроенный гироскоп определял направление перемещения автомобиля и его скорость, а "навигация" вычерчивала маршрут. Сложно. И очень дорого для того времени – четверть цены того же Аккорда.

Первая же встроенная навигация для автомобиля с GPS появилась в 1995 году на автомобиле Oldsmobile 88.

Подушки безопасности

Foto: Wikipedia

В 1967 году изобретатель из США Аллен Брид придумал шариковый сенсор для определения столкновения автомобиля, который стал ключевым элементом новой системы безопасности – надувных подушек.

Впервые она появилась на опытной партии автомобилей Ford Taunus в 1971 году. Первым же серийным автомобилем с подушками безопасности годом позже стало купе Oldsmobile Toronado. Но широкое распространение "подушки" получили только в середине 80-х годов.

Система стабилизации (ESP)

Foto: Publicitātes foto

Компания Bosch с начала 90-х готов пыталась заставить электронику исправлять ошибки водителя. Работы над созданием системы стабилизации (или системы курсовой устойчивости) привели к тому, что в 1995 году ESP впервые появилась на серийном автомобиле, которым стал самый шикарный седан из Штутгарта – Mercedes-Benz S 600 в монументальном кузове W140.

Антиблокировочная система (ABS)

Foto: Wikipedia

Первые попытки внедрения антиблокировочной системы на автомобилях были предприняты еще в 50-х годах, когда она уже активно использовалась как на железных дорогах, так и в авиации. Но первый автомобиль с АБС появился только в 1966 году – им стало британское полноприводное купе Jensen FF, которое стоило сумасшедших денег и в итоге разошлось по миру смехотворным тиражом в 320 штук.

-15%
-20%
-35%
-20%
-10%
-10%
-25%
-50%
-20%