Активный участник московского байкерского движения, блогер Кирилл "msado" Готовцев проанализировал различные дорожные ситуации, связанные с движением мотоциклов по проезжей части городских улиц, и пришел к выводу: ездить между рядами безопаснее всего. "Даже если это вам не нравится. Между вашим недовольством и своей жизнью я выбираю жизнь".

- Вне всякого сомнения, в значимой части ДТП с мотоциклами виноваты сами мотоциклисты. И вне всякого сомнения некоторые укоренившиеся методы передвижения мотоцикла в городе нервируют некоторую часть автомобилистов. Особенно тех, кого во время обучения не приучили постоянно пользоваться зеркалами для постоянного мониторинга дорожной ситуации.

Обсуждать, кто кому что должен, довольно бессмысленно, потому что мгновенно возникают непримиримые сторонники противоположных мнений. Я хочу показать несколько схем, которые наглядно демонстрируют, что если мотоциклисты начнут ездить по-другому, то количество ДТП резко увеличится - причем в основном за счет "вины" автомобилистов. Вину я сознательно поместил в кавычки, потому что по правилам в ДТП будут виноваты они, а по жизни, в общем-то, никто, уж если совсем честно.

Мотоцикл едет в середине своей полосы




Зелеными полосками обозначена зона, начиная с которой водитель любой из зеленых машин внезапно выяснит, что в "дырке", в которую он решил перестроиться, оказывается, кто-то есть. Причем мы все понимаем, что он перестраивается туда с существенным ускорением, чтобы синяя машина, которую он опережает, не успела закрыть "дырку".

На практике это довольно распространенная вещь: в условного мотоциклиста, который решил немного проехать в полосе отдохнуть, в Москве так перестраиваются 3-4 раза в день. При этом, если он едет в середине полосы, в него могут перестроиться как справа, так и слева, а то и с обеих сторон одновременно - у него не останется возможности для маневра. При этом только в такой ситуации мотоциклист не нарушает ПДД.

Поэтому обычно он едет по-другому.

Движение в правой колее. Почти аналогично можно ехать и в левой.




Теперь мотоциклиста видит хотя бы один соседний ряд. В нашем случае - правый. Байкер продолжает быть уязвим слева, причем зона, из которой его видно, еще больше сократилась. В любом случае, это передвижение более безопасно, нежели первый способ, так как оно позволяет направить все внимание только на левую зону. И все равно это достаточно опасно.

Как эту ситуацию сделать более безопасной? Исключить перестроение с левой стороны.

 

Передвижение в правой колее крайнего левого ряда




Эту схему можно считать условно безопасной. Условно - потому что на самом деле мы все знаем, что обгон по "встречке" встречается - причем коли уж встречается, то с максимальным ускорением автомобиля, резко и внезапно. И шансы на ДТП в нем близки к 100%.

И наконец - схема движения, прямо не запрещенная ПДД, однако нервирующая автомобилистов и являющаяся наиболее частым аргументом в разговорах о несоблюдении правил мотоциклистами.

Движение между машинами/рядами




Да, действительно, боковой интервал между мотоциклом и автомобилем меньше привычных. Это понятно: только погрешность в измерении интервала между автомобилями с водительского места измеряется в 10-20 см, а тут вся дистанция 30-40 см. Но! Для мотоциклиста погрешность такого измерения - порядка 3-5 см. У него границы зеркал (самая широкая часть большинства мотоциклов) не более чем в 50 см от глаз. Там где автомобилисту кажется, что сейчас произойдет столкновение, мотоциклист видит, насколько еще много места для маневра.

Посмотрите на схему. Мотоциклиста все потенциальные участники контакта могут видеть. Видят или нет - вопрос другой, но во всех предыдущих ситуациях многие были вообще лишены этой возможности.

На практике в ситуации, описанной в последней схеме, наибольшую опасность для нас представляет синяя машина - едущая сзади. Дело в том, что если мы ее только что объехали, у нее есть ощущение, что раз уж мы смогли, то там - слева от мотоцикла - много места, и он точно влезет. Беда в том, что, в отличие от мотоциклиста, реальный интервал он не оценивает, более того, его правое крыло - самая дальняя видимая точка, в ней погрешность в оценке интервала еще больше, и шансы на ДТП весьма велики.

Как обезопасить себя в этой ситуации?
Есть только одно решение - ехать быстрее потока. Это обезопасит мотоциклиста от машины, которая сзади, но сделает для него опасным внезапный маневр впереди идущей синей машины.

Парадокс. Если автомобилисты будут соблюдать правила - пользоваться "поворотниками" и смотреть в зеркала при каждом маневре - то эта опасность полностью исчезает. Мы видим "поворотники", водитель видит нас - и все хорошо.

На практике же зеркалами и "поворотниками" не пользуются, поэтому риск постоянно есть. Но! Этот риск не сравним со всем предыдущими: потенциальная опасность находится в зоне постоянного контроля, даже при среднем опыте управления мотоциклом маневр впереди идущей машины предсказуем, возможностей уведомить зазевавшегося автомобилиста, что вы тут, тоже достаточно.

Кстати. Когда вы ругаете мотоцикл, что он едет громко, помните - он это делает не для того, чтобы вы оглохли, а для того, чтобы у вас было больше шансов его заметить. Чтобы он выжил, а вы не сели в тюрьму.

Краткое резюме.

Как вы могли понять, это самое "они носятся между машинами" на практике является для мотоциклиста наиболее безопасной стратегией. Действительно, некоторые заигрываются. Действительно, это может вас нервировать. На самом деле это вас нервировало потому, что вы не понимали, почему они так делают. Теперь вы понимаете, что у них нет альтернативы, и будете нервничать меньше.

Конечно, можно было бы ездить в своих рядах, доказывая кровью, что правила не худо бы как-то скорректировать. Но что-то мне подсказывает, что призрачная надежда на какие-то изменения не стоит горы трупов, которые обязательно будут, если отказаться от езды между рядами.

И последний момент. "А как же в Европе? - спросите вы меня. - Там же они как-то ездят в полосе?"

Да, конечно ездят. Только вы нигде в Европе не встретите такую манеру вождения, как здесь, это я вам говорю как человек, проехавший на мотоцикле всю Европу насквозь. За три недели дороги в меня перестраивались буквально пару раз - в Польше, один раз по дороге туда, один раз обратно. А в Москве раз 5 в день - и это при том, что у меня довольно крупный и заметный мотоцикл. Будь он раза в полтора поменьше, как у большинства - все было бы куда хуже.

Ездить между рядами нас вынуждает текущая дорожная ситуация - ни больше ни меньше. И пока она будет такой - мы будем продолжать спасать свои жизни между рядов. Даже если это вам не нравится. Между вашим недовольством и своей жизнью я выбираю жизнь. Вы хотите меня в этом упрекнуть?
-40%
-25%
-20%
-35%
-17%
-14%
-50%
-10%
-20%