Офтоп



 

Американская компания Terrafugia, уже испытывающая недавно получивший разрешение на полеты Transition — самолет, который может ездить между аэропортами по обычным дорогам, пошла еще дальше по пути создания "летающего автомобиля".

Ее новый концепт TF-X обещают запустить в серию лет через 8–12, а не в неопределенном будущем (что чаще всего переводится с маркетингового на потребительский как "никогда"). Что же нам сулят?

При сложенных крыльях, уверяют нас, легко будет оставить TF-X в обычном гараже, благо вертикальный взлет позволил сделать колею очень узкой. (Здесь и ниже иллюстрации Terrafugia.)

Во-первых, четырехместный транспорт, способный ездить по дорогам общего пользования и имеющий куда более разумные габариты, нежели тот же двухместный Transition с его 6×2,3×2 м. Впрочем, конкретные цифры пока не называются; очевидно, конструкторы не решаются сковывать себя строгими обязательствами на столь ранней стадии. Во-вторых, если Transition — это практически самолет со складывающимися крыльями, требующий взлетной полосы более 570 м, то TF-X сможет влетать и садиться практически вертикально, "с пятачка".

Аппарату оставят два крыла почти нормального вида, только складные. На земле и на взлете гибридный TF-X перемещается лишь на электротяге. Причины очевидны: мощный авиационный мотор не удастся втиснуть в экологические ограничения для наземных авто в первую очередь по выбросам углекислого газа. Поэтому два винта вертолетного типа вращаются блоками электромоторов мощностью по 600 л.с. Каждый блок, скомпонованный в мотогондоле, состоит из 16 электромоторов. Разработчик уверяет, что 32 мотора нужны аппарату, чтобы продолжать подъем при выходе из строя одного или двух из них. Однако очевидно, что причиной столь необычной конструкции стало отсутствие готовых транспортных электромоторов подобной мощности и при этом в достаточной степени компактных. Ну а нечто слабее 38 л.с. найти легко, благо сходными моторами оснащаются нынешние серийные электромобили и гибриды.

В полете стартовые винты складываются, снижая сопротивление. Крылья остаются, хотя на изображениях концепта они все равно выглядят слишком маленькими

Поначалу два винта на концах крыльев будут смотреть в небо, поднимая TF-X вертикально вверх. Как только набрана необходимая высота, пропеллеры будут постепенно наклоняться вперед, заставляя машину лететь горизонтально с набором высоты. При достижении некоей минимальной скорости (очевидно, она должна быть выше скорости сваливания), пропеллеры складываются, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Использовать их для полета все равно будет очень сложно, поскольку электротягу на 1200 л.с. на постоянной основе силовая установка выдать не сможет, ибо для получения такого тока нужны и более мощный двигатель, и недешевый генератор.

А что после складывания лопастей пропеллеров? Здесь подключается ДВС мощностью в какие-то 300 л.с. Он вращает толкающий винт большого диаметра, находящийся в корме летательного аппарата:



После набора скорости до максимальных 322 км/ч часть мощности мотора пойдет на подзарядку литиевых батарей, используемых для наземной езды и взлета-посадки. Итак, шумность и выхлопы на земле минимальны, хотя при длительной езде по шоссе без электрозаправок ДВС может включаться для подзарядки аккумуляторов. Заодно отсутствуют и вращающиеся на шоссе пропеллеры, которые, несомненно, нервировали бы окружающих четырехколесных граждан.

Прежде чем вы начали мечтать об эффектном подъеме в небо прямо из дорожной пробки, вынуждены вас предупредить: Terrafugia полагает, что для старта вокруг TF-X понадобится чистая зона радиусом в 15,25 м, что объясняется без каких-либо подробностей "соображениями безопасности". Очевидно, раскладывающиеся крылья и винты с создаваемыми ими потоками воздуха исключают обычный взлет с шоссе — по крайней мере при соблюдении норм безопасности. То есть, чтобы взлететь, придется доехать до ближайшей взлетно-посадочной площадки, что в США обычно не слишком далеко от любой точки любого штата. Добавим: посадочные площадки для вертолетов, в некоторых американских городах расположенные на крышах задний, для таких взлета и посадки тоже теоретически пригодны.

На шоссе летающее авто не должно быть намного шире обычного

Конечно, можно сказать, что для этого уже есть вертолеты. Однако редкий вертолет гаражного назначения может пролететь 805 км (дальность TF-X) со скоростью 322 км/ч при "самолетном" расходе топлива, ведь вертолет обычно потребляет в несколько раз больше литров на километр, да и силовая установка у него изнашивается быстрее, а техобслуживание при сходной мощности дороже.

Думаете, это непрактично, ибо обучение полету на вертолете намного сложнее самолетного, а TF-X потребует и того, и другого режимов? Здесь Terrafugia уповает только на отрабатываемую ею систему автоматического полета. Это даже не столько продвинутый автопилот, сколько пассажирский летательный аппарат без пилота. Человек управляет TF-X полностью лишь на земле, а перед взлетом закладывает пункт назначения и откидывается в кресле. Выбор конкретного маршрута остается за ПО летающей машины, оно же управляет винтами при взлете и решает, когда переходить с вертолетного взлета на электротяге к самолетному перемещению на ДВС.

Теоретически вы сможете взлететь из любой точки, где окрест есть 15 м свободного пространства. Практически же в большинстве евростран такого рода полеты потребуют разрешения. Впрочем, разработка явно предназначена для американского рынка

Кстати... Если все компоненты, декларируемые разработчиком, не только абсолютно реальны, но и есть на рынке, то столь продвинутый автопилот лишь предстоит создать, на чем Terrafugia и собирается сконцентрировать основные усилия. Говорят, что при обнаружении в посадочной зоне препятствий (другого ЛА или просто поваленного бурей дерева) аппарат откажется от приземления и свяжется с местным авиадиспетчером, чтобы тот поискал другие места. При отсутствии устойчивой радиосвязи или внезапном самоустранении пилота от управления TF-X сам полетит к ближайшему аэродрому или вертолетной площадке и сядет в пустующую точку.

Не меньше впечатляет и заявление о том, что в случае выхода из строя всех электромоторов еще до набора скорости, достаточной для горизонтального полета, автопилот сможет перевести ЛА на авторотацию и благополучно посадит его на шасси.

Теперь вы и сами понимаете, что раньше чем через восемь лет такую уйму работы не провернуть. Отчего же компания выкладывает карты так рано? По маркетинговым, думается, соображениям: перед производителем как минимум восемь лет интенсивной рекламной кампании, причем за счет СМИ, ибо не написать о развитии столь экзотического проекта сложно, как бы вы лично ни оценивали его. Точно так же хитрая Terrafugia поступила семью годами раньше с Transition, только-только приближающемся к серийному производству.

Более важным представляется иной вопрос. "Че насчет денег?" Действительно, сколько будет стоить четырехместный самолет с вертикальными взлетом и посадкой, паркуемый в гараж и разрешенный к езде на дорогах общего пользования? Разработчик обтекаемо говорит о цене, "сравнимой с нынешними роскошными авто из самой верхней части ценового сегмента". Это значит, что ваш босяцкий Nissan GT-R почти наверняка будет слишком дешев в сравнении с новинкой, ведь нынешний Transition собираются продавать по $279 тыс. за штуку. Остается лишь надеяться, что после появления первого коммерчески успешного проекта такого типа народятся более бюджетные строители летающих автомобилей.

-10%
-20%
-50%
-10%
-30%
-80%
-10%
-20%
-80%
-40%
-18%
-20%
-15%