• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Офтоп


/ фото Александра Корсакова,

Корреспонденты TUT.BY примерили на себя работу на автозаправке. За один день удалось побывать оператором третьего разряда, заправщиком и даже заместителем начальника АЗС. Кроме того, мы узнали, какое непростое дело – приемка бензовоза, и даже потрогали деньги одной крупной нефтяной компании.



- Только я очень прошу вас все-таки не создать на АЗС коллапс и не сбить стройную работу! – то ли в шутку, то ли всерьез попросил журналисток начальник управления розничных продаж "Газпромнефть-Белнефтепродукт" Борис Станецкий.
 
Мы пообещали прислушаться.
  




Журналисты называют это "испытано на себе". Топ-менеджеры крупных компаний процесс окунания с головой в непосредственно работу с покупателем именуют мудреным японским словом "гемба". Например, если забить в поисковик слова "гемба" и, например, "Газпромнефть", можно увидеть новости о том, как тот или другой высокий начальник этой компании на один день отправляется работать на АЗС и саморучно заправляет автомобили. Белорусских журналистов первыми на пространстве СНГ позвали сделать то же самое.

 
Инструкцию по технике безопасности проводят не для галочки

Утро 21 февраля. Начальник АЗС № 24 (на МКАД в районе Малиновки) Михаил Никитин знакомит с правилами техники безопасности на автозаправке. Говорит, что они подразделяются на несколько частей. Первое – это пожарная безопасность. Само собой, на территории АЗС запрещено курить.
 
- Рабочая одежда сотрудников сшита из антистатического материала. В работе должны использоваться инструменты, от которых не может возникнуть искра. Ведра у нас алюминиевые, ключи – обмедненные или медные.
  


Начальник заправки предупреждает о том, что заливать топливо в баки стоит осторожно, не проливая его на автомобили, землю, одежду.
 
Второе, немаловажное, - это правила передвижения по АЗС. Михаил Никитин вспоминает, как на днях один водитель на огромной скорости на их заправке въехал в сугроб.
 
- По нашей территории автомобили должны двигаться со скоростью пять километров в час, однако редко кто такой режим соблюдает. Поэтому следует быть максимально осторожными при движении в зонах, куда может заехать автомобиль.
  


Рассказывает собеседник и о том, как пользоваться большущими огнетушителями, которые стоят возле колонок, раздающих топливо. Каждый из них весит 42 килограмма, но колесики позволяют легко подкатить его к очагу возгорания. Никогда не знаешь, когда будет необходимо использовать средства для тушения пожара.

- Мне когда-то давно пришлось самолично тушить колеса у автомобиля – сбил пламя песком, который находится здесь же, на виду.
 

Оператор: и кассир, и банкир, и приемщик бензовоза

Мы изучаем памятки для оператора АЗС и заправщика. В небольших листочках приведены речевые обороты, которые сотрудники автозаправки обязаны проговаривать. "Здравствуйте, добрый день, что вам угодно, слушаю вас…". Как говорится, нужное подчеркнуть. Оператору стоит повторять за клиентом номер колонки и количество заправленного топлива, произносить вслух сумму принятой наличности и озвучивать отсчитанную сдачу. Нужно интересоваться у клиента и тем, есть ли у него особая "карта лояльности", позволяющая накапливать баллы с каждой покупки, а потом менять их на все, что реализует АЗС, кроме алкоголя и табака. Кстати, всевозможные карточки отлично помогают сделать случайных клиентов постоянными - водитель будет искать на трассе именно заправку, карта клиента которой лежит в кармане. 
 
Журналиста TUT.BY записывают на сорок минут оператором АЗС 3 разряда, в стажеры к Наталье Рябовой. Одновременно работают два оператора. Они продают клиентам бензин, стеклоомыватели и прочие товары автомобильного (и не очень) толка. На компьютерах операторов – программа, которая позволяет проводить покупки по разным платежным системам. Многих водителей приходится рассчитывать по "Берлио" – электронной платежной системе, которой особенно активно пользуются дальнобойщики. Оплачивая бензин по "Берлио", водитель протягивает оператору не карточку, а особый брелок.

Другой водитель прямо при нас покупает два стеклоомывателя исключительно на накопленные баллы. Да и вообще буквально у каждого третьего на руках - бонусная карта.
 


Оператору нужно уметь вести расчеты в валюте, которую водители протягивают нередко. А еще же и подлинность каждой купюры нужно проверить.
 
Операторы работают, кажется, намного быстрей, чем кассиры в обычном магазине. Многим водителям даже не успевают проговаривать стандартные фразы – мужикам, которые заезжают на заправку на пару минут, некогда болтать. Подбежал к оператору, бросил на стол купюру и убежал. Такие суровые экземпляры не редки. Хорошо хоть, что номер колонки и бензина при этом называть не забывают…
 
Кроме обязанностей у кассы, оператор должен уметь принимать топливо из бензовоза (а процедура эта очень кропотливая, требующая внимания, – о ней подробнее мы расскажем ниже).
 
Одновременно с остальными обязанностями оператор – охранник. Он должен следить, чтобы посетители нет-нет, да и не прихватили доверчиво выставленный порой даже на улице товар. Такое, говорят, случается. Положено высчитывать украденное из зарплаты недосмотревших, однако руководители "Газпромнефть-Белнефтепродукта" в конце концов рассказали журналистам, что есть особая графа "списание на забывчивость клиента", к которой и относят порой исчезновение некоторых товаров. Опыт работы охранников на АЗС в Беларуси есть – у того же "Газпромнефть-Белнефтепродукта" они есть в штате на заправках в Гродно.
 


Режим работы операторов на АЗС – 12 часов. Однако иногда они соглашаются поработать и все 24. Правда, потом трое суток – отсыпные и выходные. Говорят, не хватает сотрудников. Однако сложно представить, как операторы выдерживают столько часов в таком режиме. Например, в 11 утра машин заправлялось вроде бы и немного, однако поток водителей у касс не заканчивался. Горячие часы здесь приходятся на завершение рабочего дня и на сутки перед очередным подорожанием топлива.
 
На наше замечание, высказанное уже после эксперимента в офисе предприятия, ответили, что режим работы у операторов и правда не очень простой. Однако "они же за это и зарабатывают хорошо". Сориентировать же нас по величине заработной платы на заправках "Газпромнефть-Белнефтепродукт" отказались.

 
Как замначальника АЗС печет пирожки

Вторая должность, опробованная нами на "Газпромнефть-Белнефтепродукте" - заместитель начальника АЗС. В круг обязанностей Натальи Батурчик входит приемка и выкладка товара, руководство операторами и даже… свежая выпечка. На автозаправках водители сегодня могут купить горячий кофе с горячей булочкой.
 
Вместе с Натальей Батурчик мы пробуем приготовить выпечку. Конечно, с тестом никто не возится – будущая выпечка хранится в замороженном виде. Печка делает настоящее чудо – за 20 минут мы получаем целый поднос ароматных круассанов, сырных булочек и штруделей со шпинатом и сыром "Фета". По словам Натальи, если определенный товар не пользуется особым спросом у водителей, то его изымают из продажи и пробуют, как пойдет новый. Так, автомобилисты уже "не одобрили" на этой АЗС сливочные булочки. 



Премудрости приемки бензовоза

Работу замначальника АЗС приходится прервать на половине, потому что приехал бензовоз. Обычно принимать его идет оператор, но сегодня с премудростями приемки бензовоза познакомит начальник станции.
 
Привезли 92-й бензин и дизельное топливо. На соответствующие колонки вешают таблички о том, что идет слив топлива. Одновременно и сливать топливо, и заправлять машины – нельзя. Начальник станции перво-наперво должен убедиться, что у водителя присутствуют все накладные. А потом – в том, что параметры привезенного топлива (плотность и температура) соответствуют тем, что указаны в накладной.
 


"Приемщик" поднимается на бочку бензовоза и проверяет, чтобы горловины были опломбированы. В руках у него при этом ничего не должно быть – инструменты, необходимые для забора привезенной жидкости на мини-экспертизу, подаются потом водителем бензовоза. Такие меры нужны для того, чтобы человек, полезший на бочки, мог держаться за поручни и стоять устойчивее.
 
- Никакой воды ни в бензовозах, которые к нам приезжают, ни в наших резервуарах с топливом нет, - утверждает Михаил Никитин. – Были времена, когда водители бензовозов, если нужно топливо, ухитрялись отливать себе канистрочку, а чтобы объем совпадал, выливать туда канистру воды. Такого сейчас, по крайней мере на наших заправках, нет. Конечно, если люди знают, что условия приемки топлива выдержаны строгие, то на эту АЗС они уже плохое топливо не повезут.
  


При нас начальник заправки покрывает метрошток особой водочувствительной мазью, которая должна розоветь, если в топливе есть примесь воды. Он опускает метрошток сначала в бочки бензовоза, а потом и в резервуары на АЗС. Мазь не розовеет. Совпадают с нормативными и показатели по плотности.
  


По словам сотрудников, резервуары в наше время очень хорошо защищены, так что, по сути, кадры в фильмах, где одна спичка взрывает всю заправку, во многом надуманы. Но пословицу о том, что береженого бог бережет, никто не отменял. Меры предосторожности применяются при приемке топлива очень серьезные. Например, до того как начать сливать бензин и дизтопливо, обязательно закрывается задвижка трубы ливневой канализации - чтобы в случае чего опасные вещества не попали в городской ливневый сток. И одновременно открывается задвижка в аварийный резервуар - чтобы в аварийной ситуации бензин и дизтопливо стекали именно туда.
 

Во время приемки и работник АЗС, и водитель бензовоза должны быть предельно внимательными.

- Был случай на одной заправке (не нашей, правда) несколько лет назад, когда водитель забыл закрыть крышку одну важную, в итоге 400 литров АИ-80 вылилось на землю. Ну что, водитель заплатил, - рассказывает начальник АЗС.
 

Пистолет в бак? Что вы, я сам

К сожалению, группе, в которой была журналист TUT.BY, вволю позаправлять машины не удалось - как раз когда выпало наше время, начался слив топлива. Те же, чья очередь наступала раньше, подержать в руках заправочные пистолеты успели.





Очень немногие водители позволяли оказать себе услугу и помочь с заправкой. Как рассказал заправщик Дмитрий Лубневский, чаще всего люди уверены, что это - платная услуга. Белорусы думают, что заправщик ждет от них либо оплаты, либо чаевых, что вовсе не так.

- Подходишь, хочешь открыть бак, а в ответ: "Нет-нет, я сам!". А уж в то, что мы и стекла моем бесплатно, им совсем сложно поверить.



По правилам, заправщик обязан подойти к автомобилю в течение 12 секунд. На практике выходит намного быстрее. Дмитрий - первокурсник БНТУ, учится по специальности "автосервис". На вопрос, что именно нравится в этой работе, отвечает - общение. 
-10%
-50%
-80%
-20%
-20%
-10%
-10%
-35%
-80%
0061546