Офтоп


Американские журналисты провели эксперимент, как марихуана влияет на водителя. Выяснилось, что небольшое количество выкуренной травки не сказывается на способности управлять автомобилем, но по мере роста дозы наркотика опасность усиливается. Такая позиция идет вразрез с данными официальных исследований, согласно которым сам факт употребления марихуаны почти гарантирует попадание в ДТП. Российский эксперт считает, что факторы риска сугубо индивидуальны для каждого водителя.

Журналисты американского телеканала CNN нашли добровольцев, которым предложили выкурить различные дозы марихуаны и проехать за рулем автомобиля в компании инструктора и наблюдающих за поездкой со стороны представителей полиции.

Используемый в ходе тестов автомобиль был оборудован педалями на стороне инструктора, чтобы избежать аварии. Сорт марихуаны, примененный в испытаниях, называется "черничное крушение поезда".

Добровольцы, изъявившие желание поучаствовать в эксперименте CNN, условно разделены на три типа: ежедневный потребитель марихуаны в медицинских целях (девушка), систематический потребитель марихуаны по выходным (молодой человек) и употребляющий марихуану от случая к случаю (мужчина в возрасте).

Примечательно, что употребляющая марихуану ежедневно девушка пришла на испытания уже под воздействием марихуаны: доза наркотического вещества в ее крови составляла 15,9 нанограмма, что превышает разрешенный законом штата, где проводился эксперимент, лимит в три раза.

После предварительного осмотра водителей им дали выкурить по 0,3 грамма марихуаны и посадили за руль. Ежедневно употребляющая марихуану девушка заявила, что чувствует себя нормально, а двое испытуемых мужчин, реже употребляющих марихуану, сообщили, что почувствовали эффект наркотика и расслабились.

Испытания на полигоне показали, что постоянно употребляющая марихуану девушка оказалась способна приемлемо управлять автомобилем, даже несмотря на тот факт, что с учетом предоставленной ей марихуаны содержание наркотического вещества в ее крови оказалось в 7 раз выше разрешенной за рулем нормы. Другие водители также показали удовлетворительные навыки вождения после употребления 0,3 грамма марихуаны, хотя доза наркотика в их крови также была выше допустимого лимита.

Позже испытуемым водителям дали марихуану еще два раза, в сумме каждый выкурил 0,9 грамма наркотика.

Употребляющие марихуану по выходным и от случая к случаю мужчины не смогли после этого нормально управлять автомобилем: они путались и совершали заметные ошибки в маневрировании машиной.

Один из водителей даже чуть не сбил снимавшего видеосюжет для CNN оператора. Сопровождавший испытуемых инструктор был вынужден несколько раз вмешаться в процесс управления машиной.

Ежедневно употребляющая марихуану девушка, в свою очередь, смогла эффективно управлять машиной: наблюдавшие за испытаниями сотрудники полиции не увидели в ее манере вождения чего-то предосудительного, хотя девушка курила марихуану еще до теста, а в ходе самих испытаний употребила еще почти 1 грамм вещества.

Только после того, как девушке предложили выкурить еще 0,3 грамма (в сумме в ходе теста она употребила 1,4 грамма наркотика), стало ясно, что именно после такой дозы марихуаны она оказывается не в состоянии управлять автомобилем - такая динамика вызвана высокой терпимостью к наркотическим веществам, которые употребляют систематически.

Исследование компании BMJ Group, опубликованное в журнале Time, утверждает, что употребление марихуаны водителем автомобиля в любом количестве почти гарантирует попадание в ДТП.

Исследование включает в себя несколько отчетов о проблеме употребления марихуаны водителями, оно включает в себя данные о 50 тысячах автомобилистов, попавших в аварии в разных частях света. В работе утверждается, что применение марихуаны за рулем связано с 92-процентным риском попасть в смертельное ДТП или аварию с крайне тяжелыми последствиями.

Тем не менее риск небольших аварий в связи с употреблением марихуаны, по данным исследователей, вырос незначительно. По мнению ученых, это может быть связано с тем, что многие употреблявшие марихуану водители намеренно меняют стиль езды на более медленный, аккуратный и, как им кажется, вызывающий меньше подозрений у полиции. Впрочем, исследователи считают, что такое поведение может сыграть с ними злую шутку: за рулем часто возникают ситуации, где необходима именно быстрая реакция.

Издание Time подчеркивает, что все аналогичные исследования зачастую полярно отличаются друг от друга: в одних случаях марихуану связывают с очень высокой степенью угрозы за рулем, а в других, наоборот, утверждают, что риск попадания в ДТП с марихуаной не связан.

Руководитель медицинских программ фонда "Нет алкоголизму и наркомании" врач-нарколог Сергей Полятыкин рассказал "Газете.Ru", что любое токсическое вещество в небольших количествах не скажется на способности управлять машиной. "У любого такого вещества есть порог токсичности, у марихуаны в том числе. Да, какое-то количество попадет в организм и не окажет никакого эффекта, потому что вещество будет утилизировано защитными механизмами", - рассказал эксперт.

Полятыкин рассказал, что если испытуемым не рассказывать, что им дают наркотик, то они могут не почувствовать никакого эффекта. "Было исследование, что когда первые пробы наркотика дают человеку и не предупреждают, что это наркотик, то эффекта в 99% случаев нет, - рассказал специалист. - А если эффект ожидаем, скажем, первая проба конопли в группе, то человек видит, как это происходит с другими, какие при этом ощущения, им рассказывают, как это классно, то в подавляющем большинстве случаев он сам это ощущает".

"Есть такой термин - "информационное давление", ожидаемый эффект, который человек ждет и чувствует", - добавил Полятыкин.

На просьбу определить, что для водителя опаснее - алкоголь или марихуана, специалист ответил, что для каждого человека в конкретное время суток и в определенной ситуации есть свои опасные факторы, которые строго индивидуальны.

"Что опаснее? По статистике понятно, что больше всего людей гибнет и страдает из-за алкогольного опьянения, но это не значит, что марихуана безопаснее", - заключил эксперт. 

Нужные услуги в нужный момент