Поддержать TUT.BY
141 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  2. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  3. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  4. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  5. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  6. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах
  7. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  8. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  9. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  10. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  11. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  12. «По фестивалю решили ударить». Директор «Славянского базара» о том, что вокруг него происходит
  13. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  14. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  15. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  16. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  17. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  18. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  19. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  20. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  21. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  22. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  23. «Не надо изобретать велосипед». Минский архитектор показал, как выглядит его загородный дом
  24. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  25. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  26. Что сейчас происходит между Россией и Украиной и при чем тут Беларусь: поясняем простыми словами
  27. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  28. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  29. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  30. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти


Фото: Владимир Маккавеев,

В отличие от музея оккупации, располагается он вдали от исторического центра — среди новостроек района Межциемс. Да и сам по себе музей этот является "советским наследием", поскольку создавался еще в 1986–1989 гг., аккурат накануне развала СССР. Но побывать в Риге и не увидеть Рижский мотормузей — просто кощунство.

По соседству с главным зданием музея — в офисе гоночной трассы — собрана еще одна спортивная коллекция советских и постсоветских спорткаров

Во времена своего основания в конце 1980х Rigas Motormuzeja был, бесспорно, лучшим автомобильным музеем не только в СССР, но и во всей Восточной Европе. Оно и понятно, ведь свою коллекцию латыши собирали не только по Прибалтике, но и по всему Советскому Союзу. В итоге под сводами трехэтажного мотормузея на окраине лучшей в СССР гоночной трассы "Биккерниеки" удалось саккумулировать если и не самую крупную коллекцию (хотя, по оценкам многих экспертов, коллекция рижского музея и его филиала в Бауске, что в 60 км от Риги, сегодня является 4-й в Европе), то уж точно одну из самых удивительных и интересных. 

Здесь есть все: от автомобильной классики начала XX века до "императорских" "Руссо-Балтов". От немецкой военной техники до сокровищ кремлевского автопарка: автомобилей Сталина, Горького, Хрущева... Есть даже Rolls-Royce 1966 года, собственноручно разбитый в 1980м Леонидом Брежневым и вместо автосервиса перекочевавший прямиком в Ригу. Так и стоит с подбитым крылом и ошарашенным восковым генсеком за рулем. 

Гоночная коллекция рижского музея невелика, но уникальна: наряду с раллийными "Москвичами" здесь можно увидеть давно забытые "Пионер" 2 М, ЗИЛ-112С, ARVW.

Побродив по мотормузею, можно увидеть и уникальные концепты RAF, и почти забытые "полуторки" с газогенераторными установками, которые, попросту говоря, ездили не на бензине, а на дровах… И уникальные рекордные и гоночные автомобили. Причем как советские — "Пионер 2 М" или ЗИЛ-112С, так и немецкие, вроде ARVW и, конечно же, звезды коллекции — Auto Union Type C/D. Судьба этого автомобиля столь удивительна, а роль его в становлении Рижского мотормузея столь значима, что на нем, пожалуй, стоит остановиться поподробнее.

Примерно в то самое время, как советские войска, пробиваясь с боями через Прибалтику, "оккупировали Латвию" и рвались к Германии, в Цвиккау, где до войны базировалась гоночная команда Auto Union, в спешном порядке упрятывали в угольную шахту без малого два десятка гоночных автомобилей, на которых еще так недавно и целую вечность назад — до войны, блистали в гонках Гран-при великие Розмайер и Нуволари. Но то ли спрятали плохо, то ли немцы оказались слишком болтливы, но новая власть быстро нашла "гоночный схрон". АВТУ — Автотракторное управление Красной армии — в счет репатриации отправило 18 гоночных Auto Union в СССР, где их быстренько распределили по профильным организациям: автозаводам, спортклубам и НИИ. Однако эксплуатировать трофеи так и не смогли: не было ни денег, ни запчастей, ни резины, ни специалистов, ни даже топлива. Все чертежи и техническая документация на автомобили остались в Германии. Состава хитроумного топливного коктейля Auto Union (86% спирта, 4,4% нитробензола, 8,8% ацетона и 0,8% сернистого эфира) в СССР не знали. А наш бензин А-74 немецким моторам пришелся не по вкусу. В итоге большую часть уникальных автомобилей Гран-при — гордости рейха — разобрали на запчасти и попросту растащили на металлолом. Та же участь, наверное, постигла бы и Auto Union Typ D/C для горных гонок, несколько десятилетий ржавевший на ЗИЛе, если бы в середине 1970х его не передали в рижский клуб старинных автомобилей. Оттуда в 1989м Auto Union и "переехал" в музей в Межциемс.



По сути единственный в мире полностью сохранившийся оригинальный Auto Union из Риги на протяжении многих лет был предметом зависти Audi AG. Немцы пытались выкупить его. И в конце концов стороны нашли компромисс. В 1996 году Auto Union отправили на реставрацию в Англию, где на его базе помимо оригинального автомобиля на деньги Audi AG была создана еще и реплика, которая и вернулась затем в Ригу вместе солидными финансовыми бонусами, способствовавшими заметному расширению коллекции музея.



Описывать полностью собрание Рижского мотормузея — дело долгое и, наверное, бесполезное, поскольку экспозиция постоянно меняется и обновляется. В прибалтийских сараях до сих пор, бывает, находятся скелеты уникальных авто, которые, пройдя через руки рижских реставраторов, попадают под своды выставочных залов в Биккерниеки и Бауске. Одни задерживаются тут надолго, другие разъезжаются по миру. Экспонаты продаются, другие покупаются, реставрируются. Мотормузей, словно живой организм, постоянно обновляет часть своих "клеток". Потому, даже если ездить сюда каждый год, всегда будет находиться что-то новое.

Magirus-M45 1935 г. — тяжелый пожарный грузовик с 30-метровой лестницей





Кремлевская коллекция мотормузея не имеет себе аналогов в мире. В Риге собраны машины Сталина, Горького, Хрущева, Брежнева



Тот самый Auto Union Type C/D



Если вы хотите поделиться с нами фото, видео и информацией о происходящем на дорогах или ДТП — пишите нам в телеграм, вайбер или отметьте в сторис инстаграм-аккаунт @tutbylive.

-10%
-20%
-10%
-10%
-15%
-10%
-30%
-55%
-20%
-25%