178 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  2. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
  3. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  4. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  5. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  6. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  7. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  8. «Шахтер» обыграл «Неман» и установил новый рекорд чемпионата. БАТЭ добыл волевую победу над «Рухом»
  9. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  10. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  11. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  12. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  13. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  14. «Мы, иностранцы, с ума сходим». Белоруска уехала за мужем в сектор Газа и теперь вынуждена жить на войне
  15. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня
  16. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  17. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  18. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  19. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  20. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  21. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  22. Генпрокурор обвинил сопредельные государства в попытке внедрить в Беларусь «коричневую чуму»
  23. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  24. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  25. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  26. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  27. Беларусь лишили права проведения этапа Кубка мира по биатлону
  28. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  29. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  30. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»


Эксклюзивный мотоцикл 30-х годов прошлого века создал брестчанин Артем Катаев, чтобы соблюсти историческую достоверность на реконструкции 22 июня, пишет «Брестская газета».

Фото: Олег Полищук, "Брестская газета"
Фото: Олег Полищук, «Брестская газета»

На небольшом, необычного вида мотоцикле к нам подъехал высокий мужчина в спортивной куртке. Было ощущение, что железный конь немного маловат для его роста. Да и сам байк выглядел слишком изящным для тех громких звуков, которые издавал. Рев мотора показался немного странным, будто с каким-то отголоском. Как выяснилось позже, слух нас не подвел.

— Мотоцикл я сделал для участия в реконструкции 22 июня, — начал свой рассказ хозяин байка Артем. — В первый раз меня не взяли: оказалось, что пуговицы на моей форме РККА не того цвета и звездочка не такая. К тому же я натер мозоли в кирзовых сапогах, поэтому на следующий год решил на чем-то приехать. Хотелось соблюсти историческую достоверность, поэтому средство передвижения должно было соответствовать эпохе.

Фото: Олег Полищук, "Брестская газета"

Артем «заболел» мотоциклами с детства, благодаря отцу, который разрешал восьмилетнему сынишке гонять на своем венгерском «Pannonia». Позднее Артем влился в байкерское движение и много лет колесил по дорогам Беларуси и ближнего зарубежья. На «Yamaha XT 600» он с женой проехал до Одессы и обратно. Это путешествие было самым долгим по преодоленному расстоянию.

По специальности Артем Катаев — наладчик оборудования. Гаражные переделки — серьезное увлечение Артема. Особенно хорошо ему удается работа над мотоциклами, мопедами и электробайками. Несмотря на внешнюю сдержанность и рассудительность, наш герой любит реализовывать свои проекты максимально быстро. Если он понимает, что может сделать задуманное, то просто берет и делает.

Фото: Олег Полищук, "Брестская газета"

— Стал я решать, из чего мне сделать мотоцикл довоенного периода. Вспомнил, что в гараже на стене висит старый, до 1935 года, мотор фирмы SACHS, 98 см³. Мне его пацаны принесли лет 20 назад. Даром. Взял я этот мотор за основу и начал делать. Переднюю оригинальную вилку от «DKW RT 1002 мне отдал мой друг, он же дал бак. Позже из Германии привез сидение. Раму я сделал сам. Моя мысль была скопировать немецкий «Wanderer».

Когда мотоцикл был более-менее готов (на работу ушло три месяца), стал я ему искать легенду, чтобы никто на реконструкции не смог мне сказать, а чего это у тебя немецкий мотор? Оказалось, что в Беларуси до 1939 года поляк Старовольский выпускал мотоциклы «Неман». Он все комплектующие, кроме рам, которые делал сам, покупал в Германии. И тут нашлось еще одно совпадение — гродненский бизнесмен тоже копировал свои байки с мотоциклов «Wanderer», как это сделал я. Вышло так, что они у нас получились абсолютно одинаковые. Две реплики, но с большой разницей в возрасте и независимо друг от друга.

Фото: Олег Полищук, "Брестская газета"

Немного истории

В 1894 году отец и сын Старовольские основали в Гродно небольшую слесарскую мастерскую, которая со временем превратилась в предприятие по производству велосипедов. От «роверов» Старавольские перешли к сборке более серьезной техники — мопедов с немецкими моторами. По сути, это были те же велосипеды, но с двигателями объемом 75 см³. А в 1936 году состоятельная еврейская семья запустила совершенно новую линию производства — мотоциклы.

На тот момент в восточных воеводствах Польши никто не собирал моторные транспортные средства, хотя спрос на них был достаточно большой: байки не облагались налогом. Так на рынке появились первые гродненские мотоциклы с импортными двигателями — «Неман». Новая продукция воплотила в себя лучшие качества наиболее известных мировых марок того времени: легкость, удобство и экономичность.

Фото: Олег Полищук, "Брестская газета"

Исследователи до сегодняшнего дня не могут разобраться, был ли это полностью отечественный (польский) проект или талантливые предприниматели из Гродно скопировали внешний вид зарубежного мотоцикла. А может они приобрели лицензию у иностранных фирм. По внешнему виду «Неман» был похож на английские мотоциклы «Villiers» или «Excelsior», либо немецкий «Wanderer». Мотоциклы «Неман» в Гродно выпускали до 1939 года.

— Так как никаких документов у меня на мотоцикл нет я решил сделать его электрическим, чтобы спокойно на нем ездить. Ради того, чтобы он звучал как обычный байк, я установил блютуз-колонку и включаю на ней рев мотора. Получается реалистично.

Вместо ротора генератора в байке стоит электродвигатель. По форме он такой же, как родной, но гораздо эффективнее. У него мощность 250 Вт. На первой скорости байк едет со скоростью 20 км/ч, а на второй — 30 км/ч. Рычаг переключения скоростей я поместил сверху, потому что сбоку цеплялся коленями. В баке у меня стоят аккумуляторы. Судя по номеру на моторе, он мог быть от того самого «Немана», который собирался в Гродно. Буквально пару цифр не совпадают.

Фото: Олег Полищук, "Брестская газета"

Мотоцикл в 1930-е годы стоил 975 злотых. Для сравнения, таким был оклад генерала армии или профессора. Врачу пришлось бы отдать два своих полных оклада, чтобы позволить себе такую покупку, а учителю — четыре.

В августе 2020 года Артем был удостоен главного приза на фестивале ретро-мотоциклов в Мирском замке. Оказалось, что организаторы мероприятия ничего не знали о существовании «Немана» в Беларуси. Это не удивительно, потому что в нашей стране эти мотоциклы не сохранились даже в частных коллекциях. Несколько экземпляров можно найти в Польше.

— Как на ваш мотоцикл отреагировали на реконструкции в крепости? Вы же собирали вашего «железного коня» ради этого события?

— Когда я приехал на этом байке в крепость, все были в шоке. Знакомый рассказывал, что после моего отъезда разговоров было еще много. Но самый первый выезд на мотоцикле был в 2019-ом году, когда в Бресте проходил слет байкеров. Никто из них не смог понять, что перед ними электромотоцикл. Спрашивали, почему он так тихо работает. Когда я установил блютуз-колонку, вообще ни один человек не мог понять, что перед ним электробайк. Однажды попросили заглушить двигатель, я взял телефон и отключил звук. Народ решил, что он у меня так глушится, — улыбается Артем.

— Вам нравится внимание, которое вызывает ваше появление на «Немане»?

— Да, конечно. Правда, когда я на мотоцикле, жена отказывается со мой выходить в город, потому что вокруг меня сразу много людей: спрашивают, рассматривают, интересуются.

В подтверждении слов Артема на пустыре, где мы проводили фотосессию, появились два паренька. Они долго и внимательно изучали необычный байк и задавали нашему умельцу множество вопросов. Мальчишки тоже болеют ретро-мотоциклами и гоняют на «Минске» и стареньком мопеде «Рига» в оригинальной краске. В итоге увлеченные байкеры сдружились.

— А вы ревнуете к своему детищу? Можете дать прокатиться?

— Конечно, всем, кто попросит. Соседские мальчишки гоняют без вопросов.

— Во сколько вам обошелся этот проект?

— 500 долларов. Из них 170 — это порошковая покраска.

Сейчас Артем работает над новой идеей: собирает на базе «Volkswagen T3» дом на колесах для семейных путешествий, чтобы, например, махнуть на недельку-другую к морю. Параллельно с этим брестский умелец создает веломобиль: трехколесный, с кабиной.

-10%
-25%
-10%
-20%
-10%
-20%
-17%
-15%