151 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  2. Поставил лайк — получи срок. Как в России и Казахстане сажают за экстремизм (у нас могут повторить)
  3. «Все оказались в выигрыше». Эксперты — о «предотвращении переворота» в Беларуси и роли России в этом
  4. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  5. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  6. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво
  7. Песков: Путин и Байден обсуждали информацию о готовившемся покушении на Лукашенко
  8. «Уже не рецессия, но еще и не рост». Эксперты — о настроении бизнеса и его влиянии на экономику
  9. «Путин сделал предложение, от которого нельзя отказаться». Эксперты — об отношении Кремля к «заговору»
  10. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  11. «Осознание, что это действия не совсем законные, появилось позже». Замов Бабарико допрашивают в суде
  12. Нацбанк ожидает ускорения инфляции во втором квартале
  13. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  14. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  15. Биолог рассказал, как сделать рассаду крепкой. Нужно выполнить всего пять простых пунктов
  16. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  17. Громкие «преступления», которые якобы готовились в Беларуси из-за политики: до и после выборов 2020 года
  18. «Он не тот человек, который привык жаловаться». Девушка Эдуарда Бабарико — о его 10 месяцах в СИЗО
  19. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  20. «Они не знают, наступит ли завтра». Белорусский фотограф показал жизнь бездомных котов без прикрас
  21. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  22. В Бресте суд решил ликвидировать «Польскую школу»
  23. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  24. В Браславе в костеле обвенчалась пара — жениху и невесте по 91 году
  25. «На фуфайке фамилия выбита другим цветом». Родные осужденных по политическим статьям о том, как те отбывают наказание
  26. Врач — о тревожных симптомах, которые касаются зубов мудрости
  27. Узнали, что открывается на местах, где были магазины Bigzz
  28. Почему все говорят про футбольную Суперлигу? Рассказываем о скандальном проекте
  29. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  30. Рабочая неделя будет теплой, зато на выходных выпадет снег


/ /

Еще несколько лет назад нельзя было увидеть за рулем автобуса женщину — эта вакансия предназначалась исключительно для мужчин. Сейчас все изменилось — в кабине городского автобуса все чаще можно увидеть даму, по-королевски восседающую на высоком кресле водителя. Самой первой в столице в эту профессию пришла Инна Пехото, а сейчас она ветеран труда и водитель первого класса. AUTO.TUT.BY узнал у женщины, как восприняли ее появление коллеги-мужчины, чем сложнее управлять — троллейбусом или автобусом, о баллонном ключе и общении с пассажирами.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

«Чтобы выглядеть за рулем солиднее, прикидывалась парнем»

Водитель пассажирского автобуса — профессия совершенно обычная, мирная, ничем не выделяющая людей, которые работают на этой должности, — везут и везут себе пассажиров. Впрочем, везде есть личности, которые больше сияют и отличаются от других. Вот и среди штата столичных водителей ГП «Минсктранс» есть свои яркие звездочки, одна из них — Инна Пехото.

В транспортной отрасли Инна знаменитость — именно она восемь лет назад стала первой женщиной-водителем городского пассажирского автобуса, раньше к управлению допускали только мужчин. Впрочем, судьба Инны могла сложиться совсем по-другому, ведь она намеревалась двигаться в другую сферу, но, как это бывает в жизни, изменили все случайности и неожиданные встречи.

Инна Пехото родом из деревни Маньковщина Воложинского района. Девчонка она была бойкая, спортивная, носилась на мотоцикле. Впрочем, такая она и сейчас. Но было в кого — ее мама в советские времена работала зоотехником в колхозе и тоже разъезжала по угодьям на мотоцикле, в то время это выглядело ну очень эксцентрично.

Школьницей Инна размышляла о том, как «здорово быть дальнобойщицей, хозяйкой здоровой фуры». Но, увы, дорога в эту профессию для женщин тогда была закрыта. После школы девушка засобиралась поступать в столичный институт физкультуры. Она прекрасно играла в настольный теннис, выигрывала областные соревнования, да и в целом показывала неплохие результаты в спорте. Но перед самым поступлением сломала руку. Конечно, можно было попробовать перенести экзамены на следующий год, но все сложилось по-другому.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Думали с мамой, что ж мне делать, куда податься. Решили, что пойду на трехмесячные водительские курсы, можно было отучиться на категории А, В, C. Закончила их в декабре 1995 года, но права стали действительными только в марте 96-го — когда мне исполнилось 18 лет.

С наступлением совершеннолетия девушка устроилась в колхоз водителем древнего «газона» — ГАЗ-53. Но очень уж стеснялась выглядеть за рулем по-детски — она хоть и была шустрая, но невысокого роста. Чтобы хоть немного выглядеть солиднее, Инна надевала на голову кепку, чтобы все думали, что это в кабине едет молодой парнишка.

— Поездила я тогда по полям вдоволь, даже на уборочную попала, — улыбается воспоминаниям Инна. — А потом подруга из Дзержинска подбила меня, чтобы приехала к ней в город: работать швеями. Навыки были — на УПК в школе швейному делу научились.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Работа швеей Инне «не зашла», поэтому в 1998 году вместе со своей одноклассницей Татьяной она решила рвануть в Минск — искать работу. В столице девчонки встретили еще одного своего одноклассника, в то время он работал водителем троллейбуса. Земляк предложил: «Айда к нам, работа будет, нормальная зарплата, общагу дадут». Подруги поразмышляли недолго, да и решили попробовать.

«В автопарке мужчины-водители встретили холодно»

Полгода девушки учились на курсах «троллейбусниц», повышали свое водительское мастерство. Потом вместе пошли работать в троллейбусный парк № 4, на маршрут № 4.

— Страха ездить на троллейбусе у меня не было — был же опыт вождения «газона». Да, конечно, груз изменился, но его любой надо беречь, возить аккуратно. Вообще, я всегда ездила и езжу без рывков, резких торможений и перестроений, даже на легковушке.

Жизнь шла своим чередом: на работе Инна познакомилась со своим будущим мужем — он был водителем автобуса, через год вышла замуж, родились двое сыновей. От предприятия построили свою квартиру. В семье все было хорошо, но вот в работе Инна заскучала, ей словно чего-то не хватало. Одно время женщина хотела бросить троллейбус и пойти работать на маршрутку, но нужна была категория D. Дальнобойщиками женщин тогда тоже не брали, на автобус пойти тоже нельзя было.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Даже не знаю, почему раньше водителями автобусов брали только мужчин. Вероятнее всего, потому что этот транспорт раньше был совсем другим, управлять им было сложнее. Коробка переключения передач — механика, рычаг — огромная, тяжелая палка. Переключить скорость таким довольно тяжело, нужна физическая сила, не каждый мужик сладит! Но современные автобусы совсем другие, и девчонки уже могут справиться, вот их и становится в автобусных парках все больше, — говорит Инна.

Восемь лет назад, в 2013 году, свершилось невероятное и долгожданное для Инны событие: на предприятии решили, что водителем автобуса можно быть и женщинам. Как только наша героиня узнала об этом — сразу рванула переоформляться. Супруг не был против, да и попробуй Инне запретить что-либо!

— Коллеги-мужчины с автобусов к нам, девушкам на троллейбусах, тогда относились хорошо, никаких косых взглядов в нашу сторону. Но вот когда я перешла на автобус, то тут появились недовольные. Правда, в глаза мне никто ничего плохого не говорил, но реагировали холодно, здоровались сквозь зубы, — задорно смеется Инна.

Уже потом, через несколько лет, когда Инна показала, что она справляется с работой не хуже мужчин и завоевала доверие коллег, те ей признались, мол, да, с большой критикой тогда восприняли появление женщин в своей сфере.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Сейчас Инна Пехото работает в автопарке № 5 на МАЗ-215 — это длинный автобус с гармошкой. По мнению водителя, работать на автобусе, да еще сочлененном, ей легче, чем на коротком троллейбусе, у которого две «дороги» — провода и проезжая часть. Зарплата у «автобусников», может, чуть больше, чем у коллег с троллейбусов, но раз на раз не приходится.

— Новый автобус — это космос! Не сравнить, например, с советским троллейбусом ЗиУ-9, на котором я ездила. Он мощный, оборотистый, работать на нем гораздо легче. Как-то на заправке ко мне подошел мужчина и поинтересовался, не трудно ли управлять такой махиной. Я говорю: «Что вы, это ж иномарка!», имея в виду комфорт современной машины. А дядька не понял и отвечает: «Какая ж это иномарка? Это ж МАЗ». В общем, оценит и поймет это лишь тот, кто поездил.

«И дом, и автобус делим вместе с мужем»

По технической части Инна выполняет такие же работы, как коллеги-мужчины: при необходимости меняет предохранители, доливает омывайку, проверяет антифриз, масло. Из тяжелого может взять в руки огромный баллонный ключ с монтировкой и поджать гайки на колесах. Но это женщина сейчас делает редко — перед сдачей автобуса эту процедуру проделывает ее супруг: он у Инны напарник. Так что ей «остается сидеть высоко и рулить, как королеве».

— Но это не значит, что случись что на линии, и я буду звонить и кричать ему, чтобы он срочно приехал решать мою проблему. Бывает, в пути может произойти поломка. Тогда вызываю техпомощь, автобус отбуксируют на станцию. Истерик при этом я не закатываю, не плачу. Пустяки это! Чтобы горшей беды у нас больше не было, чем эта. Главное, чтобы в семье все было хорошо и близкие были здоровы.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

В том, что супруги и совместный быт ведут, и работают вместе, Инна ничего плохого не видит — даже если и бывают разногласия по каким-то вопросам, они умеют договариваться друг с другом. Несмотря на то, что муж и жена работают в разные смены, бывает, выходные у них совпадают и они с удовольствием их проводят вместе.

— Вот что муж не любит, так это чтобы в кабине были разные лишние предметы, поэтому всякие женские штучки я ношу с собой. Да я и сама не люблю, когда кабина завалена-загромождена. Впрочем, это запрещено и инструкцией.

Поблажек для женщин-«автобусниц» на работе не делают: работают наравне с мужчинами. И выходные распределяют, как всем. Вот в этом году на 8 Марта у Инны выпал выходной, не факт, что так же получится в следующем году. К трудностям с ранними подъемами на работу, поздними возвращениями женщина уже привыкла, режим выработался.

— Ничего не хочу менять, я на своем месте, и меня все устраивает. Начальником мне не стать — у меня ведь только школа, да я и не хочу. Свекр сестры как-то предложил: «Могу Инку устроить в дальнобой», а мне уже не надо — чем мой автобус не фура? — отмахивается героиня и с гордостью добавляет: — Я ж здесь уже ветеран — 20 лет отработала, первый водительский класс и значок за безаварийное, без залетов вождение! Мое фото и еще одной девчонки даже на Доску почета повесили.

«И пассажиры умеют делать водителя счастливым»

Из сложностей работы Инна отмечает лишь одну: не выбиться из графика в час пик, когда проехать невозможно, потому что вместе со всем транспортом стоишь в заторе. А вот остановиться на остановке вплотную к бордюру, общаться с пассажирами, продавать билеты — легко!

Пассажиры бывают разные, есть и особенно разговорчивые мужчины, которые как видят женщину-водителя, так очень хотят с ней пообщаться. Но больше тех, кто удивляются, увидев за рулем Инну, тут же улыбаются и поднимают вверх большой палец руки: «Класс!» Впрочем, попадаются пассажиры с претензиями, с такими надо «притормозить», успокоить.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— С пассажирами я не ругаюсь, конфликт не разжигаю, если возникают какие-то вопросы. В такие моменты лучше промолчать. Люди сейчас раздражительные, начнешь спорить — напишут жалобу, будут разбирательства. Кому это надо?

Но водитель отмечает, что угодить всем тяжело, даже когда нарушения нет и действуешь по закону. Например, во время жары водитель включает в салоне кондиционер для охлаждения воздуха. Вроде бы это хорошо, но кому-то не нравится — дует, поэтому пассажир просит выключить. А в этот же момент кому-то душно, он, наоборот, требует включить.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— Через зеркала и камеры я все вижу, что происходит в салоне. Обычно замечаний пассажирам не делаю. Исключение — когда дети во время движения бегают по автобусу, а их мамы позволяют такое поведение.

В таких случаях Инна просит через громкую связь посадить малыша на сиденье, чтобы не допустить травмирование ребенка в пути. А бывает, что шуточно обращается напрямую к маленькому пассажиру: «А кто это там бегает? Вот я сейчас заберу этого малыша».

— Кстати, пассажиры ведь умеют поднимать настроение водителю! Некоторые подходят купить билет и говорят: «Доброе утро!» — желают хорошего для, счастливого пути. Говорят спасибо за талончик. За такое отношение хочется пассажиру даже самолично талон пробить! Вот бы побольше нам таких людей!

-35%
-33%
-30%
-15%
-20%
-35%
-15%
-25%