/ Фото Ивана Летохина и автора /

Фотограф Иван Летохин ездит на Mercedes-Benz 190, выпущенном в 1987 году, и, кажется, не собирается его менять ни на что другое. Автомобиль появился у него как временный вариант, сразу после получения прав. Но за три года Иван понял, что раньше автомобили делали инженеры, а не маркетологи. Это не любовь, скорее, что-то рациональное.

Достался с пробегом 130 тысяч

— Первую машину — Renault Laguna 2 — я купил в 2011 году, когда у меня еще даже не было прав. Это стало хорошим стимулом пойти в автошколу. Записался. Но не очень мне как-то все это давалось. Я ходил, потом не сдал экзамены и оставил это дело. А купленную машину отдал родителям. У них был старенький Mercedes 190, а Renault — все же новее и современнее.

Только спустя пять лет Иван вновь решил вернуться к теме получения прав. Отучился заново и сдал. Опять возник вопрос с машиной. Но ведь родители так и не продали Mercedes. Он стоял в гараже, и все это время им просто не пользовались.

— Я решил, что это отличный вариант для первого авто — опыта нет, мало ли где к кому притрусь, и есть машина, которую вроде как не жалко. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Вот я уже третий год вместе с ней, и она мне нравится.

Автомобиль достался Ивану Летохину в очень хорошем состоянии, с оригинальным пробегом около 130 тысяч километров. Есть даже все сервисные документы. Родители Ивана пригнали этот Mercedes из Германии в 1998 году, но так как живут в Щучине и ездят редко, то большую часть своей белорусской жизни машина стояла.

Mercedes Ивана — в самой простой комплектации. С механическими стеклоподъемниками, часами вместо тахометра и даже без АБС. Здесь нет даже центрального замка, и, чтобы открыть дверь пассажирам, нужно перегибаться и поднимать фиксаторы дверей. Из электроники здесь только выезжающая антенна. Да и та не работает, как надо, убирается не до конца.

— Но в плане ездового комфорта она очень хороша. Мягкая подвеска, хорошая звукоизоляция. И, конечно, состояние. Как-то проходил техосмотр, и механик у меня спросил, какой пробег на машине. Когда узнал, что 130 тысяч, засмеялся: «Второй круг пошел?». Но когда гоняю для мелкого ремонта куда-нибудь к гаражным мастерам, те удивляются — о, первый раз видим панель без трещин.

Салон находится в состоянии, близком к идеальному

По состоянию салона понятно, что у машины действительно маленький пробег. Заметный износ есть только у набалдашника рычага коробки передач. Кресла, дверные карты, потолок — все как новенькое. Даже пахнет в салоне старым «мерседесом». Этот аромат ни с чем не перепутаешь. В салоне по-прежнему занимает свое место родная кассетная магнитола, которую владелец все никак не уберет. Поменял только задние динамики, потому что родные просто превратились в труху.

Копеечные запчасти и удивительная ремонтопригодность

— В чем плюсы старого «мерседеса»? Это, конечно, дешевизна обслуживания. Машина популярная, и поэтому на вторичном рынке много бэушных запчастей. Помню, разбил правый «поворотник». Так вот, на разборке я его купил вместе с лампочкой за 9 рублей. Что можно купить сейчас к машине за такие деньги? — улыбается Иван.

За три года в машину вложено не так много, тем более многие работы можно выполнять самостоятельно. Владелец купил литые диски — 100 долларов. К ним — новые шины, еще 200 долларов. Здесь стоит «Белшина», но не из экономии, а потому что размерность редкая, и найти удалось только в линейке белорусского производителя. Есть и отдельный комплект зимней резины.

В подкапотном пространстве очень свободно, все агрегаты легкодоступны

— Сейчас попробую вспомнить все, что делал в этой машине. Сломалось однажды реле генератора, он выдавал слишком большую мощность, из-за чего выкипел аккумулятор. Пришлось купить новый. Плюс поменяли подшипники в генераторе и поставили новое реле. Обошлось около 90 рублей плюс 100 рублей аккумулятор. Менял масло в коробке. Просто потому, что 30 лет этого никто не делал.

Проблема с «глюками» указателей поворотов была решена просто: оказалось достаточно почистить кнопку «аварийки». Иван прочитал, что «аварийка» и «поворотники» — это единая цепь. Клавиша расположена на центральном тоннеле, и туда легко попадает пыль и грязь. После чистки все заработало.

Иван говорит, что своей жизнью живет одометр. То не крутит совсем, то наматывает разом 4 тысячи километров. Вникать в проблему владелец не стал.

— Огромный плюс автомобиля — ремонтопригодность и доступность узлов и агрегатов. Буквально все меняется откручиванием одного-двух фиксаторов. Чтобы снять задний бампер — нужно открутить всего пару болтов. И так во всем. Очень все продумано. Даже я, у которого руки не заточены для ремонта авто, справляюсь со многими операциями легко. Раньше машины делали надежнее, это действительно так. Здесь практически нечему ломаться, а то, что ломается, — стоит дешево.

Перед тем как машина перешла в руки Ивана, его отец немного подготовил автомобиль к эксплуатации — подвеска, тормоза и кое-что по мелочи. В итоге за три года Mercedes практически не требовал неожиданных ремонтов. Но есть одна вещь, которая печалит нынешнего владельца…

Кузов ржавеет, и с этим сложно справиться

— Кузов постоянно требует внимания. Когда я ее три года назад забирал, у нее уже были ржавые двери и крылья в уязвимых местах. Сначала я думал отдать машину специалистам, чтобы они полностью подготовили кузов и перекрасили. Но когда я узнал, что стоит это полцены машины, то решил отказаться. Тем более, что это же не какой-то редкий экземпляр, а массовый, по сути, автомобиль.

Иван решил все сделать сам. Очень старался, все работы проводил, строго соблюдая технологию. Но через год все ржавые «болячки» вылезли опять. И так каждый год.

Самая большая печаль — ржавчина. Как ни зачищай — через год вылазит

— В общем, что ни делай, все равно ржавчина вылезет. И это обидно, потому что по технической части автомобиль проблем не доставляет. На техосмотре не было ни одного замечания. Даже выхлоп в норме, хотя здесь карбюраторный мотор, — сокрушается Иван.

Есть на кузове и две вмятины. Одну на задней двери сделал еще отец Ивана. А сам Иван однажды неудачно парковался в темном дворе и примял крышку багажника. Причем вмятина в таком неудачном месте, что ее не выдавишь изнутри. А дверь оказалось дешевле купить с разборки, чем отдавать ее в ремонт. Эту деталь можно найти за 70 рублей.

— Еще одна проблема — переднее правое крыло. Оно почти совсем прогнило. Там есть такая полость, где собираются грязь и влага. И ничего с этим сделать нельзя. Можно купить неоригинальное новое крыло за 100 рублей. И еще 100 долларов отдать на покраску. При этом днище у машины крепкое, пороги и поддомкратники тоже. Но уже надо менять магистрали топливные, еще какие-то вещи. Все же возраст дает о себе знать.

Надежная, но неэкономичная

Однажды с машиной произошла странность. Она неожиданно приобрела несвойственную ранее резвость. Нажмешь на газ — и словно улетаешь со светофора. Так продолжалось примерно неделю.

— И у меня сразу мысль в голове возникла — ага, значит, до этого было что-то не так, а сейчас стало так. Динамика пропала так же неожиданно, как и появилась. Я пытался найти закономерность, читал форумы, спрашивал бывалых владельцев. Грешили на карбюратор. Я поехал к мастеру, который разбирался в этом. Он сразу сказал, что впервые видит карбюратор в состоянии, как с завода. Проверил — оказалось все в порядке. Потом мы пришли к выводу, что, скорее, наоборот, такая динамика была ненормальной. Возможно, что-то залипло, и карбюратор переливал топливо.

Иван говорит, что по динамике машина вполне его устраивает. Два литра, карбюратор, четырехступенчатая коробка передач. В городе хватает, чтобы ехать с потоком. Причем за счет растянутых передач на второй можно проехать весь город.

— Максимум, который я на ней ехал, это 160 км/ч. Причем нет ощущения, что ты едешь на пределе возможностей. Просто быстро. На трассе 130−140 км/ч вообще комфортно. Я не так много ездил долго на других машинах, чтобы сравнивать. Помню, дали на тест Geely Atlas с мотором 2,4. Так он вообще не едет по сравнению с моей машиной.

Мой Mercedes нравится не всем

— Знакомые, кто ездил на машине, делятся на две категории. Первая — это восхищенные и понимающие. Охают, ахают, потом говорят — не продавай, оставь детям! Вторая категория, в основном девочки, говорят: «Что за корч!», «Как вообще на этом можно ездить? Высади меня подальше от дома, чтобы никто не видел, на чем меня привезли», — смеется Иван. — А мне нравится. Она стильная, простая и дешевая в обслуживании, удобная.

Единственный недостаток — не слишком экономичная. Впрочем, мерседесовские бензиновые моторы никогда этим и не славились. Иван заправляет свой Mercedes 190 92-м бензином. В городе расход — около 12 литров.

— Когда у меня возникает мысль поменять мой Mercedes на что-то новое, то я спрашиваю себя — а что ты получишь, кроме ощущения новой вещи, и что тебе не нравится в старой машине? А в этом автомобиле меня устраивает практически все. Ну кроме разве что мелочей типа центрального замка. С другой стороны, я за год, может, раза два кого-то вожу на заднем сиденье. Нет кондиционера, поэтому летом температуру регулирую открытием окон.

Конечно, если бы мне кто-то предложил новый автомобиль и сказал — катайся, я бы не отказался. Но новый пока позволить не могу. А брать другой подержанный — зачем? Менять шило на мыло? Не вижу смысла.

Детали

Ткань на дверных картах чистая и не затертая
«Стаканы» целые, хотя кое-где под капотом пробиваются пятнышки ржавчины
Потолок в идеальном состоянии — не провис и не протек за 33 года
Поворотник с разборки обошелся в 9 рублей
Стеклянные фары сохранили почти первозданную прозрачность
Все стекла в автомобиле — родные
Привод антенны где-то закис, поэтому она не прячется в кузове полностью
В простой комплектации Mercedes 190 не было даже тахометра
Даже набалдашник рычага МКП неплохо сохранился
Обратите внимание, что температура воздуха регулируется раздельно справа и слева. А вот кондиционера нет
-14%
-10%
-20%
-21%
-15%
-50%
-30%