149 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  2. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  3. За сутки в стране 1384 новых случая COVID-19 и 10 смертей
  4. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  5. Власти взялись за лопаты и грабли. Кто и где трудился на субботнике
  6. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  7. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  8. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  9. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  10. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  11. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  12. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  13. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  14. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  15. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  16. В стране — большой субботник. Куда пойдут деньги, что с коронавирусом и куда в Минске идти за лопатами
  17. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  18. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  19. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  20. Брестское «Динамо» сенсационно обыграло в Жодино «Торпедо-БелАЗ». Клуб из Бреста пока не знает поражений
  21. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  22. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  23. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  24. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  25. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  26. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  27. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  28. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  29. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  30. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»


/ Фото Ивана Летохина и автора /

Фотограф Иван Летохин ездит на Mercedes-Benz 190, выпущенном в 1987 году, и, кажется, не собирается его менять ни на что другое. Автомобиль появился у него как временный вариант, сразу после получения прав. Но за три года Иван понял, что раньше автомобили делали инженеры, а не маркетологи. Это не любовь, скорее, что-то рациональное.

Достался с пробегом 130 тысяч

— Первую машину — Renault Laguna 2 — я купил в 2011 году, когда у меня еще даже не было прав. Это стало хорошим стимулом пойти в автошколу. Записался. Но не очень мне как-то все это давалось. Я ходил, потом не сдал экзамены и оставил это дело. А купленную машину отдал родителям. У них был старенький Mercedes 190, а Renault — все же новее и современнее.

Только спустя пять лет Иван вновь решил вернуться к теме получения прав. Отучился заново и сдал. Опять возник вопрос с машиной. Но ведь родители так и не продали Mercedes. Он стоял в гараже, и все это время им просто не пользовались.

— Я решил, что это отличный вариант для первого авто — опыта нет, мало ли где к кому притрусь, и есть машина, которую вроде как не жалко. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Вот я уже третий год вместе с ней, и она мне нравится.

Автомобиль достался Ивану Летохину в очень хорошем состоянии, с оригинальным пробегом около 130 тысяч километров. Есть даже все сервисные документы. Родители Ивана пригнали этот Mercedes из Германии в 1998 году, но так как живут в Щучине и ездят редко, то большую часть своей белорусской жизни машина стояла.

Mercedes Ивана — в самой простой комплектации. С механическими стеклоподъемниками, часами вместо тахометра и даже без АБС. Здесь нет даже центрального замка, и, чтобы открыть дверь пассажирам, нужно перегибаться и поднимать фиксаторы дверей. Из электроники здесь только выезжающая антенна. Да и та не работает, как надо, убирается не до конца.

— Но в плане ездового комфорта она очень хороша. Мягкая подвеска, хорошая звукоизоляция. И, конечно, состояние. Как-то проходил техосмотр, и механик у меня спросил, какой пробег на машине. Когда узнал, что 130 тысяч, засмеялся: «Второй круг пошел?». Но когда гоняю для мелкого ремонта куда-нибудь к гаражным мастерам, те удивляются — о, первый раз видим панель без трещин.

Салон находится в состоянии, близком к идеальному

По состоянию салона понятно, что у машины действительно маленький пробег. Заметный износ есть только у набалдашника рычага коробки передач. Кресла, дверные карты, потолок — все как новенькое. Даже пахнет в салоне старым «мерседесом». Этот аромат ни с чем не перепутаешь. В салоне по-прежнему занимает свое место родная кассетная магнитола, которую владелец все никак не уберет. Поменял только задние динамики, потому что родные просто превратились в труху.

Копеечные запчасти и удивительная ремонтопригодность

— В чем плюсы старого «мерседеса»? Это, конечно, дешевизна обслуживания. Машина популярная, и поэтому на вторичном рынке много бэушных запчастей. Помню, разбил правый «поворотник». Так вот, на разборке я его купил вместе с лампочкой за 9 рублей. Что можно купить сейчас к машине за такие деньги? — улыбается Иван.

За три года в машину вложено не так много, тем более многие работы можно выполнять самостоятельно. Владелец купил литые диски — 100 долларов. К ним — новые шины, еще 200 долларов. Здесь стоит «Белшина», но не из экономии, а потому что размерность редкая, и найти удалось только в линейке белорусского производителя. Есть и отдельный комплект зимней резины.

В подкапотном пространстве очень свободно, все агрегаты легкодоступны

— Сейчас попробую вспомнить все, что делал в этой машине. Сломалось однажды реле генератора, он выдавал слишком большую мощность, из-за чего выкипел аккумулятор. Пришлось купить новый. Плюс поменяли подшипники в генераторе и поставили новое реле. Обошлось около 90 рублей плюс 100 рублей аккумулятор. Менял масло в коробке. Просто потому, что 30 лет этого никто не делал.

Проблема с «глюками» указателей поворотов была решена просто: оказалось достаточно почистить кнопку «аварийки». Иван прочитал, что «аварийка» и «поворотники» — это единая цепь. Клавиша расположена на центральном тоннеле, и туда легко попадает пыль и грязь. После чистки все заработало.

Иван говорит, что своей жизнью живет одометр. То не крутит совсем, то наматывает разом 4 тысячи километров. Вникать в проблему владелец не стал.

— Огромный плюс автомобиля — ремонтопригодность и доступность узлов и агрегатов. Буквально все меняется откручиванием одного-двух фиксаторов. Чтобы снять задний бампер — нужно открутить всего пару болтов. И так во всем. Очень все продумано. Даже я, у которого руки не заточены для ремонта авто, справляюсь со многими операциями легко. Раньше машины делали надежнее, это действительно так. Здесь практически нечему ломаться, а то, что ломается, — стоит дешево.

Перед тем как машина перешла в руки Ивана, его отец немного подготовил автомобиль к эксплуатации — подвеска, тормоза и кое-что по мелочи. В итоге за три года Mercedes практически не требовал неожиданных ремонтов. Но есть одна вещь, которая печалит нынешнего владельца…

Кузов ржавеет, и с этим сложно справиться

— Кузов постоянно требует внимания. Когда я ее три года назад забирал, у нее уже были ржавые двери и крылья в уязвимых местах. Сначала я думал отдать машину специалистам, чтобы они полностью подготовили кузов и перекрасили. Но когда я узнал, что стоит это полцены машины, то решил отказаться. Тем более, что это же не какой-то редкий экземпляр, а массовый, по сути, автомобиль.

Иван решил все сделать сам. Очень старался, все работы проводил, строго соблюдая технологию. Но через год все ржавые «болячки» вылезли опять. И так каждый год.

Самая большая печаль — ржавчина. Как ни зачищай — через год вылазит

— В общем, что ни делай, все равно ржавчина вылезет. И это обидно, потому что по технической части автомобиль проблем не доставляет. На техосмотре не было ни одного замечания. Даже выхлоп в норме, хотя здесь карбюраторный мотор, — сокрушается Иван.

Есть на кузове и две вмятины. Одну на задней двери сделал еще отец Ивана. А сам Иван однажды неудачно парковался в темном дворе и примял крышку багажника. Причем вмятина в таком неудачном месте, что ее не выдавишь изнутри. А дверь оказалось дешевле купить с разборки, чем отдавать ее в ремонт. Эту деталь можно найти за 70 рублей.

— Еще одна проблема — переднее правое крыло. Оно почти совсем прогнило. Там есть такая полость, где собираются грязь и влага. И ничего с этим сделать нельзя. Можно купить неоригинальное новое крыло за 100 рублей. И еще 100 долларов отдать на покраску. При этом днище у машины крепкое, пороги и поддомкратники тоже. Но уже надо менять магистрали топливные, еще какие-то вещи. Все же возраст дает о себе знать.

Надежная, но неэкономичная

Однажды с машиной произошла странность. Она неожиданно приобрела несвойственную ранее резвость. Нажмешь на газ — и словно улетаешь со светофора. Так продолжалось примерно неделю.

— И у меня сразу мысль в голове возникла — ага, значит, до этого было что-то не так, а сейчас стало так. Динамика пропала так же неожиданно, как и появилась. Я пытался найти закономерность, читал форумы, спрашивал бывалых владельцев. Грешили на карбюратор. Я поехал к мастеру, который разбирался в этом. Он сразу сказал, что впервые видит карбюратор в состоянии, как с завода. Проверил — оказалось все в порядке. Потом мы пришли к выводу, что, скорее, наоборот, такая динамика была ненормальной. Возможно, что-то залипло, и карбюратор переливал топливо.

Иван говорит, что по динамике машина вполне его устраивает. Два литра, карбюратор, четырехступенчатая коробка передач. В городе хватает, чтобы ехать с потоком. Причем за счет растянутых передач на второй можно проехать весь город.

— Максимум, который я на ней ехал, это 160 км/ч. Причем нет ощущения, что ты едешь на пределе возможностей. Просто быстро. На трассе 130−140 км/ч вообще комфортно. Я не так много ездил долго на других машинах, чтобы сравнивать. Помню, дали на тест Geely Atlas с мотором 2,4. Так он вообще не едет по сравнению с моей машиной.

Мой Mercedes нравится не всем

— Знакомые, кто ездил на машине, делятся на две категории. Первая — это восхищенные и понимающие. Охают, ахают, потом говорят — не продавай, оставь детям! Вторая категория, в основном девочки, говорят: «Что за корч!», «Как вообще на этом можно ездить? Высади меня подальше от дома, чтобы никто не видел, на чем меня привезли», — смеется Иван. — А мне нравится. Она стильная, простая и дешевая в обслуживании, удобная.

Единственный недостаток — не слишком экономичная. Впрочем, мерседесовские бензиновые моторы никогда этим и не славились. Иван заправляет свой Mercedes 190 92-м бензином. В городе расход — около 12 литров.

— Когда у меня возникает мысль поменять мой Mercedes на что-то новое, то я спрашиваю себя — а что ты получишь, кроме ощущения новой вещи, и что тебе не нравится в старой машине? А в этом автомобиле меня устраивает практически все. Ну кроме разве что мелочей типа центрального замка. С другой стороны, я за год, может, раза два кого-то вожу на заднем сиденье. Нет кондиционера, поэтому летом температуру регулирую открытием окон.

Конечно, если бы мне кто-то предложил новый автомобиль и сказал — катайся, я бы не отказался. Но новый пока позволить не могу. А брать другой подержанный — зачем? Менять шило на мыло? Не вижу смысла.

Детали

Ткань на дверных картах чистая и не затертая
«Стаканы» целые, хотя кое-где под капотом пробиваются пятнышки ржавчины
Потолок в идеальном состоянии — не провис и не протек за 33 года
Поворотник с разборки обошелся в 9 рублей
Стеклянные фары сохранили почти первозданную прозрачность
Все стекла в автомобиле — родные
Привод антенны где-то закис, поэтому она не прячется в кузове полностью
В простой комплектации Mercedes 190 не было даже тахометра
Даже набалдашник рычага МКП неплохо сохранился
Обратите внимание, что температура воздуха регулируется раздельно справа и слева. А вот кондиционера нет
-15%
-20%
-40%
-15%
-10%
-20%
-30%
-10%
-12%
-5%
-40%