/ Фото автора и Андрея Барашко /

Не так давно в Беларусь привезли электрокары Geely Geometry A. Как ни крути, а ассортимент экологичных машин расширяется, да и государство намерено стимулировать развитие этого вида транспорта. AUTO.TUT.BY решил устроить битву доступных сейчас белорусам электрических машин и проверить их ключевой параметр — запас хода. Наша главная задача — проверить, сколько смогут проехать «электрички» на одной зарядке.

Участники электрического автопробега

Не так давно в Беларусь привезли четыре электрокара Geely Geometry A с двумя вариантами батарей. Одна на 50 кВт·ч, другая — 60 кВт·ч. Заявленный производителем запас хода — 400 и 500 км соответственно. Очень оптимистичные цифры, которые просто необходимо проверить.

Против них наш давний друг из клуба tesla-cars.by Артур Туманов выставил более простую Tesla Model 3 Standard Range — с батареей на 50 кВт·ч и запасом хода 350 км. Дополнительно мы включили в компанию Nissan Leaf, который мы тоже недавно тестировали. У него батарея на 40 кВт·ч и запас хода 260 км. Заведомый аутсайдер? Посмотрим. Ведь китайские электрокары — все еще темные лошадки.

Цель нашего «собрания» — выяснить, насколько заявленный пробег соответствует реальному. Для этого мы всей компанией отправились в Гродно.

Подготовка и старт

Собственно, вся подготовка свелась к зарядке электромобилей, выработке маршрута и условий движения. С зарядкой все просто. На привокзальной площади Минска установлено сразу 6 зарядных станций, так что эта точка и стала у нас стартовой. Там все четыре автомобиля дружно стали на «заправку», чтобы выехать из Минска с полными батареями.

Двум Geely приходилось заряжаться по очереди, потому что переходник был только один

Но был один тормозящий фактор. Как мы уже отмечали при первом знакомстве, для быстрой зарядки Geely через разъем СHaDeMo требуется переходник, потому что китайский порт не подходит. И этот переходник у нас был, но один на две машины. Что несколько тормозило процесс зарядки. Еще один нюанс, характерный для всех электромобилей, — быстрая зарядка с 0 до 80% и очень долгая до 100%. Это сделано, чтобы сберечь батарею от деградации. Например, Geometry до 80% заряжалась чуть меньше чем за полтора часа. А потом за 40 минут набирала лишь 4−5 кВт·ч.

Конечный пункт нашего импровизированного экоралли — торговый центр «Тринити» в Гродно. Там есть два терминала для зарядки. Протяженность маршрута — 278 км.

На маршруте старались держать крейсерскую скорость 90−93 км/ч

Перед стартом все четыре экипажа договорились ехать, соблюдая одинаковые условия. Скорость — 90−95 км/ч. Да, мы знаем, что трасса на Гродно позволяет теперь ехать и 120 км/ч. Но все автопроизводители в данных о расходе топлива ориентируются именно на 90 км/ч как оптимальный с точки зрения скорости и экономичности вариант. Вот и будем придерживаться этого лимита.

Во всех автомобилях мы договорились установить климат-контроль в автоматический режим на 20 градусов. Давление в колесах оставили стандартным. Музыкальное сопровождение — по желанию, так как стереосистема на энергопотребление оказывает минимальное влияние. А вот система отопления и вентиляции — существенное.

Вот они — заветные 500 км запаса хода

Все автомобили зарядились практически до 100%. На старте Geely Geometry с 60-киловаттной батареей показала запас хода те самые декларируемые 500 км. Вторая Geely — 391 км. Tesla Model 3 вышла на старт с запасом хода 387 км, а Nissan Leaf — 255 км. Конечно, мы прекрасно понимали, что без подзарядки до Гродно Nissan не доедет. Но для него мы предусмотрели промежуточную остановку под Лидой. Там есть зарядная станция. План был такой — доезжаем до нее и «заливаем» в Nissan Leaf дополнительные 10 кВт·ч. В теории мы таким образом уравнивали его шансы по сравнению с машинами с 50-киловаттными батареями.

Впечатления в пути

Мы пробрались через город и выскочили на трассу. Все просто — круиз-контроль на 92−93 км/ч — и расслабься до самого Гродно. Разве что глаза постоянно следят за уровнем заряда и цифрами запаса хода.

Поначалу показалось, что запас батареи падает как-то уж слишком активно. Но время шло, летели километры. И стало понятно, что Geometry с большой батареей показывает неплохие результаты. В бортовом компьютере можно посмотреть цифры среднего расхода энергии. По дороге в Гродно он был около 13,5 кВт на 100 км. Нехитрые подсчеты показали, что с таким расходом можно проехать примерно 440 км. Вторая Geely Geometry A ехала с чуть большим расходом энергии — 14−14,5 кВт на «сотню».

Обычно указатель остаточного запаса хода привирает. То есть один реально пройденный километр пути «отнимает» примерно 1,2−1,4 км запаса хода. Такая вот нелинейность показаний. Было понятно, что изначальные 500 км и 391 км двух Geometry A — это очень ориентировочные цифры.

В пути наш стройный караван из четырех машин не смог ехать в одном темпе. Экипажи то отрывались, то отставали друг от друга. Частично это, конечно, сказалось на итоговых результатах.

Geely Geometry A с большой батареей оснащена максимально. У нее есть адаптивный круиз-контроль с системой удержания полосы движения, автоматическое торможение, камеры кругового обзора и масса других опций.

Система удержания полосы движения работает неплохо, но иногда допускает легкие подруливания в пределах полосы, словно машина нащупывает траекторию. В теории Geometry A могла бы ехать и самостоятельно. Но система настроена так, что позволяет двигаться на автопилоте примерно 13 секунд. Дальше электроника просит вмешаться в управление и положить руки на рулевое колесо. Но если держать руль, едва его касаясь, позволяя баранке вращаться, то ехать на автопилоте можно бесконечно долго.

Звукоизоляция у электрической Geely примерно на одном уровне с Tesla и чуть лучше, чем у Nissan Leaf. Как и полагается электромобилям, солистом выступают шины и ветер. А обе Geely Geometry A на небольшой скорости совершенно «по-троллейбусному» подвывают. На трассе этого не слышно, а в городе звук обращает на себя внимание.

Несмотря на то что ехали мы в экономичном режиме, нужно рассказать о динамических возможностях автомобилей. Обе Geely Geometry A по динамике примерно равны Nissan Leaf — до «сотни» разгоняются за 8,8 секунды, а максимальная скорость — 150 км/ч. Японский электрокар чуть быстрее — 7,9 до «сотни». Что Geely, что Nissan не очень охотно срываются с места, но зато в диапазоне 40−120 км/ч разгоняются очень уверенно. Во всяком случае у каких-нибудь двухлитровых бензиновых «атмосферников» схожей мощности нет шансов.

Tesla Model 3 даже в самой «бедной» ипостаси — с одним мотором и батареей на 50 кВт·ч не оставляет шансов соперникам. 5,6 секунды до 100 км/ч и 210 км/ч максимальной скорости. При этом электромотор Tesla выдает далеко не умопомрачительные 200 л. с.

Промежуточные итоги и напряженный финиш

Как и планировалось, мы совершили одну остановку недалеко от Лиды. Позади осталось 162 км, впереди — еще 117 км. Требовалось зарядить Nissan Leaf, у которого оставалось пробега на 47 км. Tesla показывала запас хода 180 км, а Geometry с батареей на 50 кВт·ч — 195 км. Ну, а лидеру гонки с 60-киловаттной батареей можно было не переживать — он мог проехать еще 300 км.

Не доезжая 115 км до Гродно, Nissan Leaf остановился на «дозаправку»

Nissan Leaf поставили на зарядку и сняли его, когда батарея пополнилась ровно на 10 кВт·ч. А пока машина заряжалась, мы перекусили и пообщались с местными жителями. Молодые парни на заправке проявили живой интерес к Geely Geometry, хотя один из них признался, что подыскивает себе подержанную Tesla Model S.

После зарядки экипажи поменялись местами. Я сел в Nissan Leaf, чтобы доехать на нем до финиша. Уже выехав на трассу, понял, что мы ошиблись в расчетах. Бортовой компьютер показывал запас хода 119 км, а до точки — 117 км. Не доедет ведь. Но что-то менять было уже поздно. Едем. Была надежда на то, что расход электроэнергии упадет. По дороге до Лиды в Nissan ехало три человека. А сейчас — один пилот. Быть может, бортовой компьютер пересчитает запас хода? Чуда не произошло.

Волноваться я начал, когда до финиша оставалось 59 км, а запас хода оставался всего 49 км. Пришлось сбросить скорость до 80 км/ч. Помогло мало. Когда запас хода оставался 32 км, до зарядки еще предстояло проехать 39 км. Немного удалось отыграть.

Когда в батарее осталось 9% заряда, загорелась предупреждающая надпись о том, что требуется ее зарядить. Скорость пришлось сбросить до 70 км/ч

За 12 км до финиша бортовой компьютер Nissan Leaf показал нули на заряде батареи и запасе хода. Оставалось только надеяться, что японские инженеры предусмотрели такой вариант развития событий и оставили скрытый резерв. Последние пять километров дались психологически нелегко.

И все же Nissan Leaf справился! Дотянул до зарядной станции с нулем в батарее. Маленькая, но победа. А что остальные? Топовая Geometry A прибыла с 30% в батарее и запасом хода 150 км. Это просто впечатляющий результат. Вторая Geometry могла бы проехать еще 19 км на своих 4,8% остатка заряда. Tesla Model 3 на последнем участке как-то удалось сэкономить, и она завершила гонку с остатком 50 км.

В обратный путь две Geely Geometry A отправились вместе, расставшись с экипажами Nissan Leaf и Tesla Model 3. Перед возвращением младшую Geely зарядили ровно до 100%, а старшую — до 88%. По пути домой мы отметили, что с понижением температуры расход энергии возрастает. Главным потребителем становится отопитель. Работающий в авторежиме на 20 градусах климат-контроль с задачей согреть водителей не справлялся. Пришлось повысить температуру до 23 градусов. Всю дорогу до Минска проехали на круиз-контроле при скорости 92 км/ч. Ко МКАД топовая Geometry подъезжала с запасом хода около 100 км, а вторая — 35 км. То есть практически повторив результат заезда из Минска в Гродно.

Подводим итоги

Geely Geometry A с батареей на 60 кВт·ч реально удивила. Мы рассчитывали, что автомобиль проедет от силы 350 км, и посчитали бы это достойным результатом. Но Geometry смогла превысить планку в 400 км при заявленных пяти сотнях. Если постараться, то можно было дотянуть до результата 450 км. Машина с менее емкой батареей уверенно проезжает 300 км в трассовом режиме. Это тоже хороший результат.

И все же Tesla Model 3 с батареей аналогичной емкости оказывается чуть экономичнее и, между прочим, лишь немного не дотянула до заявленного заводом пробега в 350 км. Очевидный аутсайдер Nissan Leaf, как нам кажется, мог бы быть в крейсерских режимах поэкономичнее. Тем не менее на трассе он способен преодолеть 200 км.

Надо понимать, что при скорости 120 км/ч, которая разрешена на некоторых наших дорогах, запас хода сильно уменьшится. С наступлением холодов отопление салона тоже будет отнимать драгоценную энергию. Насколько сильно потеряет в запасе хода Geely Geometry A — сложно сказать. Но обычно потери составляют треть, а то и половину при очень сильных морозах. Эти испытания мы тоже обязательно проведем. А в ближайшем будущем проверим, насколько дальнобойными могут быть Geely Geometry A в чисто городских условиях.

 

-21%
-20%
-10%
-20%
-20%
-50%
-50%
-40%
-20%