/

Убытки из-за нехватки пассажиров, перспектива отказа от некоторых рейсов, полный «стоп» международных маршрутов, вынужденные отпуска водителей — вот чем живут сейчас те, кто занимается перевозками пассажиров. Проблемы как у тех, кто ездит по городу, так и у тех, кто возит людей по стране. Все перевозчики с надеждой ждут окончания волны заболеваний, но некоторые считают, что этот год для них будет полным провалом и закончится разорением. AUTO.TUT.BY посмотрел, что происходит в отрасли пассажирских перевозок из-за пандемии коронавируса.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

В столичном транспорте пассажиров стало меньше почти на треть

В ГП «Столичный транспорт и связь» AUTO.TUT.BY рассказали, что пассажиропоток в последнее время снизился: две недели назад людей в общественном транспорте стало ездить меньше на 20−25%, а за последнюю неделю — меньше уже примерно на 30%. На предприятии это связывают с тем, что многие минчане перешли на удаленную работу, а пожилые люди предпочитают избегать мест массового скопления людей.

— Но уменьшать количество рейсов общественного транспорта мы пока не планируем, разве что на отдельных маршрутах, где ездят по 1−2 человека. У нас стоит задача рассредоточить пассажиров, чтобы в транспорте их было немного, — говорит директор предприятия Валерий Шкуратов.

Руководитель отметил, что водители работают в обычном режиме, но с соблюдением рекомендаций врачей, маски надевают по желанию.


Против коронавируса. Узнали, как в Минске дезинфицируют общественный транспорт, лестницы и остановки


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Городские маршрутки уже потеряли почти половину пассажиров

Частникам сложнее. ОДО «Актрия» возит пассажиров по двум востребованным столичным маршрутам: Малиновка — Зеленый Луг и Восток — Зеленый Бор. Когда в Беларусь пришел коронавирус, водители маршруток начали носить маски, пользоваться антисептиком, протирать дезинфектором салон. Но от убытков это не спасло.

— Пассажиров у нас стало меньше примерно на 40 процентов. При этом цены на проезд остались прежними. Мы планировали пустить маршрутку Озерцо — Боровляны, но с идеей пришлось повременить.

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

Водители пока не увольняются и в отпуска не уходят — потому что количество рейсов на маршрутах осталось прежним. Но руководство фирмы подумывает об уменьшении автомобилей на линии.

«Выручки за билеты не хватает даже на топливо»

Из-за ситуации с коронавирусом меньше белорусы стали ездить и внутри страны. Например, по данным КУП «Минсктранс», на их междугородних рейсах пассажиров стало ездить на четверть меньше, из-за этого выручка на автовокзале «Центральный» упала в четыре раза.

Страдают не только «госы», но и востребованные у населения частные маршрутки.

— Хорошо, что карантина нет. Прав президент, когда говорит: «А жрать что будем?». Но сейчас очень тяжело. Везу людей и думаю: хоть бы денег за билеты хватило на солярку. На один круг мне нужно топлива на 80 рублей, а один билет стоит 10 рублей, причем стоимость проезда я не повышал уже два года, — рассказал Сергей, маршрутчик из Гродненской области.

Мужчина возит пассажиров из райцентра в столицу и обратно, выполняет он один круговой рейс в сутки. До пандемии его микроавтобус почти всегда был полный, особенно по понедельникам и воскресеньям. Но сейчас 15-местная машина заполняется максимум на треть. Обратно — как повезет.

— В этот понедельник, 13 апреля, например, в Минск вез пять человек: четверо заплатили за проезд, причем один кинул деньги за билет на телефон. Пятый пассажир попросил свозить его в долг, хотел паспорт в залог дать, но я не взял, повез так. Сейчас жду пассажиров в обратную дорогу. Забронировали место пока только два человека. Если больше никого не будет, то выручка с билетов за оборотный рейс будет 60 рублей — на 20 рублей меньше, чем я заплатил за топливо.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Когда в стране появились первые случаи коронавируса, Сергей начал ездить в маске и перчатках. «Успел выхватить в аптеке» большую бутылку антисептика для обработки рук и салона авто.

— Но на мой вид люди неадекватно реагировали, даже медики, у которых я проходил предрейсовый медосмотр. Шарахались и спрашивали: «Ты что, больной?». Сейчас езжу без маски, только салон дезинфицирую. Очень много пассажиров кашляющих и сопливых. Причем ездят они без масок. Деньги принимаю наличными.

Сергей, может, и приостановил бы на время маршрут, но боится конкурентов: «Как бы оставшихся пассажиров не переманили», поэтому пока будет ездить.

— Жена работает, рублей 700−800 получает, протянем как-нибудь. А из кубышки деньги достать, как президент говорил, я не могу: нет у меня денег в запасе…

Половина пассажирских рейсов в Витебск закрыта

Микроавтобусы бренда «Северный экспресс» в числе прочих возят пассажиров из Витебского региона в Минск и обратно. На фирме говорят, что сейчас желающих ездить между городами Витебской области осталось немного — пассажиров стало меньше процентов на 80.

— Из Витебска в Минск людей возили две фирмы, ипэшники и государственный автопарк. Предприятия половину рейсов закрыли, а некоторые ипэшники до 20 апреля приостановили работу, — рассказал Виктор Гринь, директор «Северного экспресса».

Руководитель отметил, что паники среди водителей, которые ездят в Витебск, нет, возить пассажиров в этот регион никто не отказывается и принимают меры, которые советуют медики.

— Деньги за проезд водители берут наличными — ни в одной междугородней маршрутке в стране нет терминала для расчета картой. Поэтому рекомендацию медиков о том, чтобы пореже брать в руки купюры, мы выполнить не можем. Но водители дезинфицируют руки, салон микроавтобуса, некоторые ездят в масках. Чего, кстати, не скажешь о пассажирах — примерно половина из них маски не надевает.

Водители международных автобусов ушли в отпуска или в службы доставки

Но если городские и республиканские перевозки пока могут возить пассажиров пусть и в меньшем количестве, то у водителей международных рейсов работы нет совсем.

Как рассказывают в КУП «Минсктранс», с 16 марта, как только границы закрыли соседние страны, международные рейсы, которые выполнял автопарк № 2, приостановили.

— Водителей-международников мы временно перевели на городские маршруты, кто-то из работников ушел в отпуск. Непросто нам в такой ситуации, наверное, как и всем предприятиям страны. Проблема есть и в том, что нам еще надо выполнять план по экспорту услуг. Очень надеемся, что в связи с форс-мажором эти цифры для нас будут скорректированы, — отмечают на предприятии.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В аэропорты Литвы и Польши и обратно пассажиров возила минская фирма Sheddi. Сейчас работа в компании остановилась почти полностью.

— У нас осталась одна перевозка — возим сотрудников одного белорусского предприятия на работу и обратно. Но это мизер, и всех своих водителей загрузить работой я не могу, так что сажаю за руль по очереди, чтобы они хоть какие-то копейки могли заработать. Многие водители ушли в отпуска, кто-то перешел в такси и доставку товаров на дом. Мои офис и ремзона тоже стоят, — обрисовал ситуацию директор фирмы Владимир Дылевский.

Перейти на внутренние перевозки компания не может: не хватает работы даже тем фирмам, кто работает на определенных направлениях много лет.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Прогнозы на будущее у предпринимателя нерадужные. Он считает, что если даже соседние страны откроют границы этой весной, то никто из Беларуси за рубеж не поедет до конца года — будут бояться. Возможно, люди будут ездить лишь по служебным делам, да «самые смелые — погулять».

— При этом налоги и аренду нам платить надо. Запаса на все платежи, на то, чтобы помочь деньгами работникам, кормить своих четверых детей, у меня хватит максимум на полгода. А потом сам пойду на стройку халтурить, сяду за руль…

Столичная компания «Экспрессбас-Тикет» организовывает поездки в Россию, Украину, Литву, а также предлагает услуги по аренде транспорта.

— Мы сейчас оказались в очень тяжелой ситуации. Сейчас все просто поставили свои машины на прикол и ждут, когда эпидемиологическая ситуация нормализуется, — рассказал Антон Лызо, директор фирмы-посредника.

Антон Лызо считает, что тяжелее сейчас приходится крупным перевозчикам: у многих кредиты и лизинги, которые надо погашать, а как это делать, если автомобили не работают. Кроме того, работодатели вынуждены отправлять своих водителей в отпуск за свой счет. Те в свою очередь решают, что им делать дальше: сидеть в ожидании и проедать отложенные деньги или искать новую работу. Чаще они выбирают второй вариант.

— Я перевел работников фирмы на неполный рабочий день. Звонки и сообщения поступают только от пассажиров, которые хотят вернуть деньги за бронь. Никто не спрашивает и не резервирует поездки к морю на лето, хотя в прошлом году в это время заказов было очень много.

В Минтрансе AUTO.TUT.BY сообщили, что принятие мер для поддержки перевозчиков на фоне пандемии коронавируса обсуждают на уровне правительства. Их список проходит через все заинтересованные ведомства, в том числе Минтранс. Но какие именно меры предусмотрены для перевозчиков, пока не сообщается.

— Это не значит, что все меры будут приняты уже завтра: это постепенный процесс, — отметил Сергей Дубина, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса.

Использование материала в полном объеме разрешено только медиаресурсам, заключившим с TUT.BY партнерское соглашение. За информацией обращайтесь на nn@tutby.com

-10%
-15%
-10%
-14%
-20%
-15%
-30%
-25%
-20%
-5%