Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  2. «„Перевернуть страницу“ нельзя, психика так не работает». Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  3. Какие курсы доллара и евро установили обменники 22 января
  4. ЕС: Санкции в отношении Беларуси пока не дали никакого эффекта
  5. Туманы, немного дождя и снега. В выходные будет теплее обычного
  6. «Мы уже неделю „на осадном положении“». Как жителей минских многоэтажек обходит милиция
  7. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  8. Стали известны планы по строительству жилья на 2021 год. Что, где и сколько?
  9. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  10. Взяли на тест Samsung Galaxy S21 Ultra и фотографировали на него весь вечер. Что получилось
  11. Вспоминаем, как местные отстояли Грушевский сквер и какие проблемы остались сейчас
  12. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  13. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  14. «Около двух месяцев нигде не участвую». Борисовчанки утверждают: их судили за акции, где их не было
  15. Штрафы за участие в несанкционированной акции скоро вырастут до 100 базовых. Что изменится с новым КоАП?
  16. «Даже по московским меркам это элитное жилье». «А-100» презентовала квартал у площади Победы
  17. Акции протеста, самоподжог на площади, губернатор у Лукашенко. Что происходит в Беларуси 22 января
  18. Лукашенко о госинвестпрограмме: Удивляет потеря отдельными членами правительства реалий, в которых мы живем
  19. Доценту из ПГУ после 15 суток ареста дали еще столько же. Оба раза — по 23.34
  20. У меня в венах тромбы? Сосудистый хирург отвечает на шесть частых вопросов
  21. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  22. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  23. «Два с половиной года мы боремся за жизнь». История Надежды, чья дочь больна раком
  24. «В 115 ответили: «Ну вы же взрослые, сами решите». Как дела в минской Малиновке, где нет отопления и горячей воды
  25. Беларусь хотела повысить тариф на транзит российской нефти на 25%, но вышло гораздо меньше
  26. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события
  27. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  28. Авария на теплосетях в Минске: отопление и горячую воду обещают включить к 16 часам 22 января
  29. У Дома правительства 35-летний мужчина совершил самоподжог. Он жив, но у него ожоги более 50% тела
  30. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников


/

Убытки из-за нехватки пассажиров, перспектива отказа от некоторых рейсов, полный «стоп» международных маршрутов, вынужденные отпуска водителей — вот чем живут сейчас те, кто занимается перевозками пассажиров. Проблемы как у тех, кто ездит по городу, так и у тех, кто возит людей по стране. Все перевозчики с надеждой ждут окончания волны заболеваний, но некоторые считают, что этот год для них будет полным провалом и закончится разорением. AUTO.TUT.BY посмотрел, что происходит в отрасли пассажирских перевозок из-за пандемии коронавируса.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

В столичном транспорте пассажиров стало меньше почти на треть

В ГП «Столичный транспорт и связь» AUTO.TUT.BY рассказали, что пассажиропоток в последнее время снизился: две недели назад людей в общественном транспорте стало ездить меньше на 20−25%, а за последнюю неделю — меньше уже примерно на 30%. На предприятии это связывают с тем, что многие минчане перешли на удаленную работу, а пожилые люди предпочитают избегать мест массового скопления людей.

— Но уменьшать количество рейсов общественного транспорта мы пока не планируем, разве что на отдельных маршрутах, где ездят по 1−2 человека. У нас стоит задача рассредоточить пассажиров, чтобы в транспорте их было немного, — говорит директор предприятия Валерий Шкуратов.

Руководитель отметил, что водители работают в обычном режиме, но с соблюдением рекомендаций врачей, маски надевают по желанию.


Против коронавируса. Узнали, как в Минске дезинфицируют общественный транспорт, лестницы и остановки


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Городские маршрутки уже потеряли почти половину пассажиров

Частникам сложнее. ОДО «Актрия» возит пассажиров по двум востребованным столичным маршрутам: Малиновка — Зеленый Луг и Восток — Зеленый Бор. Когда в Беларусь пришел коронавирус, водители маршруток начали носить маски, пользоваться антисептиком, протирать дезинфектором салон. Но от убытков это не спасло.

— Пассажиров у нас стало меньше примерно на 40 процентов. При этом цены на проезд остались прежними. Мы планировали пустить маршрутку Озерцо — Боровляны, но с идеей пришлось повременить.

Фото: Алесь Пилецкий, TUT.BY

Водители пока не увольняются и в отпуска не уходят — потому что количество рейсов на маршрутах осталось прежним. Но руководство фирмы подумывает об уменьшении автомобилей на линии.

«Выручки за билеты не хватает даже на топливо»

Из-за ситуации с коронавирусом меньше белорусы стали ездить и внутри страны. Например, по данным КУП «Минсктранс», на их междугородних рейсах пассажиров стало ездить на четверть меньше, из-за этого выручка на автовокзале «Центральный» упала в четыре раза.

Страдают не только «госы», но и востребованные у населения частные маршрутки.

— Хорошо, что карантина нет. Прав президент, когда говорит: «А жрать что будем?». Но сейчас очень тяжело. Везу людей и думаю: хоть бы денег за билеты хватило на солярку. На один круг мне нужно топлива на 80 рублей, а один билет стоит 10 рублей, причем стоимость проезда я не повышал уже два года, — рассказал Сергей, маршрутчик из Гродненской области.

Мужчина возит пассажиров из райцентра в столицу и обратно, выполняет он один круговой рейс в сутки. До пандемии его микроавтобус почти всегда был полный, особенно по понедельникам и воскресеньям. Но сейчас 15-местная машина заполняется максимум на треть. Обратно — как повезет.

— В этот понедельник, 13 апреля, например, в Минск вез пять человек: четверо заплатили за проезд, причем один кинул деньги за билет на телефон. Пятый пассажир попросил свозить его в долг, хотел паспорт в залог дать, но я не взял, повез так. Сейчас жду пассажиров в обратную дорогу. Забронировали место пока только два человека. Если больше никого не будет, то выручка с билетов за оборотный рейс будет 60 рублей — на 20 рублей меньше, чем я заплатил за топливо.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Когда в стране появились первые случаи коронавируса, Сергей начал ездить в маске и перчатках. «Успел выхватить в аптеке» большую бутылку антисептика для обработки рук и салона авто.

— Но на мой вид люди неадекватно реагировали, даже медики, у которых я проходил предрейсовый медосмотр. Шарахались и спрашивали: «Ты что, больной?». Сейчас езжу без маски, только салон дезинфицирую. Очень много пассажиров кашляющих и сопливых. Причем ездят они без масок. Деньги принимаю наличными.

Сергей, может, и приостановил бы на время маршрут, но боится конкурентов: «Как бы оставшихся пассажиров не переманили», поэтому пока будет ездить.

— Жена работает, рублей 700−800 получает, протянем как-нибудь. А из кубышки деньги достать, как президент говорил, я не могу: нет у меня денег в запасе…

Половина пассажирских рейсов в Витебск закрыта

Микроавтобусы бренда «Северный экспресс» в числе прочих возят пассажиров из Витебского региона в Минск и обратно. На фирме говорят, что сейчас желающих ездить между городами Витебской области осталось немного — пассажиров стало меньше процентов на 80.

— Из Витебска в Минск людей возили две фирмы, ипэшники и государственный автопарк. Предприятия половину рейсов закрыли, а некоторые ипэшники до 20 апреля приостановили работу, — рассказал Виктор Гринь, директор «Северного экспресса».

Руководитель отметил, что паники среди водителей, которые ездят в Витебск, нет, возить пассажиров в этот регион никто не отказывается и принимают меры, которые советуют медики.

— Деньги за проезд водители берут наличными — ни в одной междугородней маршрутке в стране нет терминала для расчета картой. Поэтому рекомендацию медиков о том, чтобы пореже брать в руки купюры, мы выполнить не можем. Но водители дезинфицируют руки, салон микроавтобуса, некоторые ездят в масках. Чего, кстати, не скажешь о пассажирах — примерно половина из них маски не надевает.

Водители международных автобусов ушли в отпуска или в службы доставки

Но если городские и республиканские перевозки пока могут возить пассажиров пусть и в меньшем количестве, то у водителей международных рейсов работы нет совсем.

Как рассказывают в КУП «Минсктранс», с 16 марта, как только границы закрыли соседние страны, международные рейсы, которые выполнял автопарк № 2, приостановили.

— Водителей-международников мы временно перевели на городские маршруты, кто-то из работников ушел в отпуск. Непросто нам в такой ситуации, наверное, как и всем предприятиям страны. Проблема есть и в том, что нам еще надо выполнять план по экспорту услуг. Очень надеемся, что в связи с форс-мажором эти цифры для нас будут скорректированы, — отмечают на предприятии.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В аэропорты Литвы и Польши и обратно пассажиров возила минская фирма Sheddi. Сейчас работа в компании остановилась почти полностью.

— У нас осталась одна перевозка — возим сотрудников одного белорусского предприятия на работу и обратно. Но это мизер, и всех своих водителей загрузить работой я не могу, так что сажаю за руль по очереди, чтобы они хоть какие-то копейки могли заработать. Многие водители ушли в отпуска, кто-то перешел в такси и доставку товаров на дом. Мои офис и ремзона тоже стоят, — обрисовал ситуацию директор фирмы Владимир Дылевский.

Перейти на внутренние перевозки компания не может: не хватает работы даже тем фирмам, кто работает на определенных направлениях много лет.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Прогнозы на будущее у предпринимателя нерадужные. Он считает, что если даже соседние страны откроют границы этой весной, то никто из Беларуси за рубеж не поедет до конца года — будут бояться. Возможно, люди будут ездить лишь по служебным делам, да «самые смелые — погулять».

— При этом налоги и аренду нам платить надо. Запаса на все платежи, на то, чтобы помочь деньгами работникам, кормить своих четверых детей, у меня хватит максимум на полгода. А потом сам пойду на стройку халтурить, сяду за руль…

Столичная компания «Экспрессбас-Тикет» организовывает поездки в Россию, Украину, Литву, а также предлагает услуги по аренде транспорта.

— Мы сейчас оказались в очень тяжелой ситуации. Сейчас все просто поставили свои машины на прикол и ждут, когда эпидемиологическая ситуация нормализуется, — рассказал Антон Лызо, директор фирмы-посредника.

Антон Лызо считает, что тяжелее сейчас приходится крупным перевозчикам: у многих кредиты и лизинги, которые надо погашать, а как это делать, если автомобили не работают. Кроме того, работодатели вынуждены отправлять своих водителей в отпуск за свой счет. Те в свою очередь решают, что им делать дальше: сидеть в ожидании и проедать отложенные деньги или искать новую работу. Чаще они выбирают второй вариант.

— Я перевел работников фирмы на неполный рабочий день. Звонки и сообщения поступают только от пассажиров, которые хотят вернуть деньги за бронь. Никто не спрашивает и не резервирует поездки к морю на лето, хотя в прошлом году в это время заказов было очень много.

В Минтрансе AUTO.TUT.BY сообщили, что принятие мер для поддержки перевозчиков на фоне пандемии коронавируса обсуждают на уровне правительства. Их список проходит через все заинтересованные ведомства, в том числе Минтранс. Но какие именно меры предусмотрены для перевозчиков, пока не сообщается.

— Это не значит, что все меры будут приняты уже завтра: это постепенный процесс, — отметил Сергей Дубина, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса.

Использование материала в полном объеме разрешено только медиаресурсам, заключившим с TUT.BY партнерское соглашение. За информацией обращайтесь на nn@tutby.com

-10%
-28%
-20%
-21%
-21%
-30%
-25%
-21%
-10%
-50%
-10%