Поддержать TUT.BY
68 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры


Иван Петренко, фото автора /

Регион Эмилия-Романья в Италии — место, куда обязательно следует отправиться не только гурманам в поисках кулинарных открытий, но и поклонникам мощных, быстрых и просто красивых автомобилей и мотоциклов. Здесь выпускают свою продукцию Ducati, Lamborghini и Maserati, а еще это родина овеянного легендами Коммендаторе — Энцо Феррари, который в представлении, думаю, не нуждается.

Этому «победившему скорость» человеку и его предприятию, сегодня являющимся чуть ли не самым узнаваемым автомобильным брендом в мире, посвящены сразу два музея.

Фото: автора

Один из них — это Музей Энцо Феррари на улице Паоло Феррари (к слову, это вполне заурядная итальянская фамилия) в Модене. В этом городе и начиналась история Ferrari — старинное двухэтажное здание на фотографии и есть дом, где в феврале 1898 года родился Энцо.

Фото: автора

На первом этаже находилась мастерская отца Энцо — Альфредо Феррари, а сейчас тут располагается одна из экспозиций — Музей двигателей Ferrari.

Фото: автора

Здесь собрана внушительная коллекция произведений инженерного искусства мотористов из Маранелло — сейчас большая часть выставленных двигателей это V8 и V12 разных годов выпуска, использовавшиеся не только на дорожных спорткарах, но и болидах «Формулы-1».

Фото: автора
V-образная «восьмерка» F129B объемом 3,5 л стала первым двигателем Ferrari с пятью клапанами на цилиндр. Дебютировавший на купе F355 Berlinetta агрегат образца 1994 года развивал 380 лошадиных сил
Фото: автора
670-сильный Ferrari F154 CB — этот 3,9-литровый V8 с двумя турбокомпрессорами, повисшими по обе стороны блока цилиндров, два года (в 2016-м и 2017-м) подряд становился победителем в самом престижном зачете конкурса Engine of the Year
Фото: автора
Классика — V12 объемом 3,5 л образца 1990 года и мощностью 680 «лошадок». Конкретно этот двигатель установлен на болид F1−90, за рулем которого Ален Прост принес Ferrari сотую победу в Гран-при «Формулы-1» — случилось это 8 июля 1990 года на автодроме Поль Рикар во Франции
Фото: автора
Болид «Формулы-1» Ferrari F1−90, благодаря которому Ален Прост смог бороться за чемпионский титул с Айртоном Сенной в сезоне 1990 года
Фото: автора
Двигатель F1 049 — трехлитровый V10 мощностью 805 лошадиных сил (при 17 500 об/мин) для болида F1−2000, на котором Михаэль Шумахер выиграл свой первый чемпионский титул в составе Ferrari в 2000 году

Буквально в двух шагах от дома-мастерской Феррари находится современный комплекс (его возвели в 2012 году), сверху своими очертаниями напоминающий капот гоночного автомобиля 50-х гг., там выставлены модели Ferrari разных годов выпуска.

Фото: автора

Кстати, ярко-желтая крыша у нового здания музея неспроста — это гербовый цвет Модены.

Фото: автора
Экспозиция под крышей современного здания Музея Энцо Феррари в Модене — это, пожалуй, самый наглядный и красочный экскурс в историю моделей Ferrari
Фото: автора
Купе 166 Inter 1948 года с двухместным кузовом работы миланского ателье Carrozzeria Touring. Эта машина считается первым серийным спорткаром Ferrari категории Gran Turismo и оснащалась двухлитровым V12 с отдачей 90 л.с. (110 л.с. у более поздних версий с тремя карбюраторами Weber)
Фото: автора
По слухам, приставку Inter 166-я Ferrari получила в честь гоночной команды Scuderia Inter, одним из основателей которой был князь Игорь Трубецкой, потомственный русский аристократ, живший во Франции
Фото: автора
Безусловно, одной из самых красивых Ferrari всех времен по праву считается 250 GT Berlinetta Lusso образца 1962 года — с дизайном Pininfarina и трехлитровым V12 (240 л.с.), позволявшим роскошному купе развивать максимальные 240 км/ч
Фото: автора
Ferrari 250 GT Berlinetta Lusso
Фото: автора
Ferrari 550 Maranello — преемница знаменитой 512 Testarossa. Под длиннющим капотом тут скрывается 5,5-литровый атмосферный V12, с которого «колдунам» из Маранелло в 1996 году удалось снять 485 л.с.
Фото: автора
Разработчики одноместного спайдера Ferrari Monza SP1, впервые показанного в 2018 году, вдохновлялись гоночными машинами 50-х гг. прошлого столетия
Фото: автора
Крыши и лобового стекла у Monza SP1, одной из самых дорогих и эксклюзивных Ferrari современности, не предусмотрено вовсе, а атмосферный V12 объемом 6,5 л развивает 810 л.с. Максимальная скорость — около 300 км/ч

Минут 20−30 езды от Модены — и добро пожаловать в Маранелло, небольшой и уютный городок, где все вокруг пропитано духом Ferrari. Тут на улице Дино Феррари находится Музей Ferrari, от которого рукой подать до завода компании и базы гоночной команды «Формулы-1».

Фото: автора
Фото: автора
Фото: автора

Энцо Феррари перебрался сюда в 1943 году из-за бомбардировок Модены союзниками, а спустя четыре года с основанием компании Ferrari S.p.A. на фабрике в Маранелло начался выпуск первых дорожных спорткаров, носящих имя Коммендаторе.

Фото: автора
Маранелло — это настоящее место автомобильной силы с особой энергетикой. Энергетикой Ferrari и ее основателя Энцо Феррари, известного как Коммендаторе. Даже человек, далекий от автомобилей, ощутит здесь душевный подъем и прилив сил

Пространство музея разделено на несколько тематических зон, причем в течение года экспозиция постоянно обновляется.

Фото: автора
Свой путь Ferrari начинала как небольшая гоночная команда: в ноябре 1929 года Энцо Феррари создал Scuderia Ferrari, ставшую, по сути, заводской командой Alfa Romeo. Ее модель 8С 2300 Spider стала первой машиной, которую украсила эмблема с гарцующим жеребцом на желтом фоне
Фото: автора
Логотип Scuderia Ferrari принес Alfa Romeo 8С 2300 Spider удачу — в июле 1932 года итальянские машины оформили победный дубль в 24-часовой гонке на бельгийской трассе в Спа
Фото: автора
Сегодня «конюшня» Scuderia Ferrari, в прошлом году отметившая свое 90-летие, — самая известная команда «Формулы-1», во всем мире у которой целая армия болельщиков. А для самих итальянцев — это и вовсе культ, предмет национальной гордости
Фото: автора
Ferrari — это прежде всего гонки, а производство дорожных автомобилей компания освоила в 1947 году. Первой самостоятельной моделью Ferrari стал родстер 125 S, созданный под руководством талантливого инженера-конструктора Джоакино Коломбо
Фото: автора
Ferrari 125 S (сокращение от Sport) оснащался совсем уж крохотным по нынешним меркам мотором V12 — объемом всего 1,5 л и мощностью 118 л.с.
Фото: автора
Зал гоночной славы Ferrari — здесь собраны множество победных кубков и знаковые гоночные болиды, выигравшие чемпионаты «Формулы-1»
Фото: автора
Scuderia Ferrari — единственная команда, не пропустившая ни одного сезона «Формулы-1» с 1950 года, когда началась история чемпионата. К слову, на счету итальянской команды — больше всего побед в Кубке конструкторов (16)
Фото: автора
Ferrari 312 T — технический шедевр итальянского инженера Мауро Форгьери с поперечно расположенной коробкой передач. На этом болиде в 1975 году молодой Ники Лауда выиграл свой первый титул в «Формуле-1»
Фото: автора
Болид F2004, за рулем которого Михаэль Шумахер выиграл свой пятый титул за Ferrari (и 7-й за все годы выступления в «Формуле-1»). В 18 гонках сезона 2004 года немец пришел к финишу первым, еще две победы — на счету его напарника по команде Рубенса Баррикелло
Фото: автора
В отдельном зале музея в Маранелло выставлены гиперкары марки. Один из них — это F40 1987 года, последняя модель Ferrari, созданная при жизни Энцо
Фото: автора
У сегодняшних критиков турбированных Ferrari короткая память: купе F40 оснащалось 2,9-литровым V8, с помощью двойного турбонаддува развивавшего 478 л.с. Набор первой «сотни» занимал 4,1 секунды, «максималка» — 324 км/ч
Фото: автора
Ferrari Enzo (V12 6.0, 660 л.с. при 7800 об/мин) 2002 года, за облик которого отвечал небезызвестный Кен Окуяма. По сути, это вершина творчества японского дизайнера, некогда работавшего на Pininfarina
Фото: автора
Купе LaFerrari (2013 год) — всего было сделано 500 таких машин. Это флагманская модель Ferrari, у которой разгон до 100 км/ч занимает менее трех секунд, а максимальная скорость, если верить паспортным данным, — более 350 км/ч
Фото: автора
Установленный на LaFerrari 800-сильный V12 объемом 6,3 л — самый мощный атмосферный мотор из всех, когда-либо использовавшихся на дорожных моделях Ferrari. Работает он в связке с электрической системой KERS — электромотор развивает дополнительные 163 л.с.

А напоследок немного статистики. Оба музея Ferrari в прошлом году установили новый рекорд посещаемости: по данным компании, в Маранелло и Модене побывали более 600 тысяч человек, на 12% больше по сравнению с 2018 годом.

Фото: автора

Большая часть из них (400 тысяч посетителей) наведались непосредственно в Маранелло. Сейчас единый билет, позволяющий со скидкой посетить оба музея, стоит 24 евро.

-20%
-20%
-20%
-10%
-21%
-23%
-20%