101 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  2. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  3. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  4. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  5. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  6. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  7. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  8. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  9. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  10. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  11. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  12. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  13. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  14. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  15. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  16. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  17. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  18. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  19. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  20. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  21. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  22. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  23. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  24. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  25. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  26. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  27. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  28. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  29. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  30. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта


/ / Фото: Павел Мурашко и из архива /

«Стройку века» — бетонную МКАД-2 — дорожники торопились сдать до Нового 2017 года. Успели: 22 декабря 2016-го красную ленту на трассе перерезал президент. Ожидалось, что новая дорога разгрузит Минск от автомобилей, возле нее появятся объекты придорожного сервиса — АЗС, магазины и кафе. Но в первое время кольцевая оставалась практически пустой и безжизненной. А что там сейчас, спустя три года?

«Нам некуда было цемент девать»

О масштабной стройке МКАД-2 впервые заговорили в 2010 году, в 2011-м даже начались кое-какие земляные работы, но из-за кризиса стройка остановилась. О кольцевой вспомнили в начале 2014 года. Тогда глава государства заявил: МКАД-2 быть. На вопрос, почему дорогу решили строить из бетона, президент ответил в 2017 году:

— Это была моя идея, мое требование — построить из бетона, — сказал Александр Лукашенко. — Потому что тогда я исходил прагматично: нам некуда цемент было девать.

По планам, дорога должна была разгрузить Минск от потока автомобилей, улучшить экологию в городе.

Дорогу строили в два этапа. На первом возвели участок от дороги М-3 Минск — Витебск до дороги М-6 Минск — Гродно. На втором соединили трассы М-6 и М-1/Е-30 Брест — Минск — граница России.

Строительство МКАД-2 обошлось стране в 507,1 миллиона деноминированных рублей. Объект финансировали за счет средств республиканского бюджета, государственного целевого бюджетного фонда национального развития и кредита Банка развития Беларуси. Возвращают долги за счет государственной пошлины, которую белорусы платят за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Фото: пресс-служба президента Беларуси
Фото: пресс-служба президента Беларуси

Вторая кольцевая в цифрах

  • Протяженность новой дороги — 88,4 км, общая протяженность кольца — более 160 км (с учетом существующих участков М2 Минск — Национальный аэропорт Минск и Р80 Слобода — Паперня);
  • количество полос движения — 4 (по 2 в каждом направлении);
  • ширина проезжей части — 15 метров, общая ширина дороги с разделительной полосой и укрепленными обочинами — от 22 метров;
  • перспективная интенсивность движения — около 20 тыс. автомобилей в сутки. При этом специалисты предполагали, что после открытия интенсивность движения составит 4,5 тысячи авто в сутки;
  • количество транспортных развязок — 11 (в разных уровнях);
  • удаленность трассы от МКАД — от 8 до 22 км;
  • на дороге установлено: 3 дорожные измерительные станции, 24 пункта видеонаблюдения, 6 табло переменной информации, 3 пункта учета интенсивности движения транспортных средств.

Минтранс: дорога в норме, почти 5 баллов из 5

А пока на дороге жизнь не закипела на полную, ее продолжали улучшать и развивать. Например, как рассказали в Минтрансе, рабочие озеленяли транспортные развязки и откосы — высаживали деревья и кустарники специальных видов. В 2017—2019 годах по поручению президента возле МКАД-2 высадили 305 тысяч зеленых насаждений. Для улучшения видимости дополнительно установили световозвращающие элементы на стойках дорожного ограждения.

В первые годы эксплуатации трассы земляные откосы размывало из-за осадков, но эти дефекты по гарантии устраняли подрядчики.

На дороге до сих пор эпизодически проводят ремонтные работы

МКАД-2 не обошли стороной похитители: они снимали чугунные решетки с ливневых колодцев — для сдачи в металлолом. За все время работы трассы их похитили около 200 штук.

Прошедшей осенью дорожники оценили бетонку: дорога в норме, ее эксплуатационное состояние из пяти составляет 4,02 балла, а качество содержания — 4,76.

В Минтрансе отметили, что интенсивность движения по МКАД-2 ежегодно возрастает. В 2016 году в среднем в сутки по ней двигались 2830 автомобилей, а по данным за 11 месяцев текущего года — 3823 автомобиля, то есть интенсивность возросла на 35 процентов.

ГАИ: МКАД-2 проблем не доставляет

В ГАИ Минской области отметили, что вторая кольцевая — дорога не проблемная. На МКАД-2 достаточно технических средств организации дорожного движения для предотвращения дорожно-транспортного травматизма. Водители на состояние и качество покрытия проезжей части бетонки не жалуются.

Но все же на МКАД-2 есть потенциально опасный участок — круговая развязка на пересечении дорог Р-40 Боровляны — Логойск, Р-80 Слобода — Паперня и М-14. Для того, чтобы водители не лихачили, в этом месте ежедневно работает мобильная камера контроля скорости.

И хоть водители любят шутить на тему того, что трасса идеальна для того, чтобы проверить, как авто разгоняется, в ГАИ заверили, что несанкционированных автогонок на автодороге МКАД-2 не наблюдалось.


Сколько ДТП с пострадавшими произошло на МКАД-2

  • 2018 год: 3 ДТП, в которых два человека погибли и четверо травмированы;
  • за 11 месяцев 2019 года: 3 ДТП, в которых три человека погибли и девять травмированы.

Все аварии произошли в осенне-зимний период.


Основная причина аварий — несоблюдение водителями ПДД. Однако есть по крайней мере одно ДТП с двумя погибшими, при расследовании которого выяснилось, что условия на дороге способствовали произошедшему. Об этом сообщал Следственный комитет: «В день аварии шел снег. При проведении анализа обстановки на месте ДТП следователем зафиксировано некачественное обслуживание автодороги. В частности, на полосе торможения — на участке, где произошло ДТП, имелся снежный покров, который был перемещен в ходе чистки спецтехникой с основных полос для движения. В связи с этим УСК по Минской области внесено представление руководству филиала РУП „Минскавтодор-Центр“ о принятии дополнительных мер для разработки методики очистки автодорог звеном снегоуборочной техники, при которой будет исключаться отброс снега на полосу торможения».

Так есть ли жизнь и движение на МКАД-2

Что же сейчас происходит на МКАД-2? После завершения работ на участке от развязки с Острошицким Городком до Кургана Славы можно сказать, что МКАД-2 стала действительно кольцевой дорогой. Мы оценили трассу как обычные водители.

Дорога получилась живописной, интересной. Согласимся с дорожниками: качество покрытия за три года не изменилось. Нет провалов, ям, заметных трещин. Разве что на парочке мостовых развязок наметились некоторые проблемы.

На большей части МКАД-2 разрешенная скорость — 120 км/ч для легковых автомобилей и 100 км/ч для грузовиков. То, что дорога «поет», отметили еще сразу после открытия. Мелкая «насечка» покрытия приводит к такому эффекту. Причем на новом участке от Околицы до Багуты этот эффект заметен меньше.

Трасса пустынная. Впрочем, если вспомнить трафик три года назад, то он явно возрос. В летний период легковых машин здесь будет явно больше, пока же большую часть составляют грузовики. К примеру, проехав десять километров по трассе, можно не встретить ни одного автомобиля.

Отметили мы и ряд проблемных моментов. Так, рядом с некоторыми населенными пунктами отсутствуют звукоотражающие щиты. Их нет в Околице и Багуте, например. Зато есть подземные переходы.

В Околице почему-то нет звукоотражающих щитов, хотя дома стоят в 20−30 метрах от дороги

На участке трассы Р-80 есть даже три светофора. Чего, по идее, быть не должно на дороге такого уровня. Но пока на новом участке в основном знаки «Дорожные работы» и ограничение 70 км/ч.

Из всех объектов придорожного сервиса на участке М-14 нам встретился лишь один указатель — «СТО — 1,1 км».

АЗС на участке М-14 нет. Ни единой. Правда, стоит сказать, что и на немецких автобанах заправки тоже могут запросто располагаться на расстоянии 50−60 км. Но здесь вопрос лишь в экономической целесообразности. А она такова, что для нормального функционирования АЗС необходимо продавать за сутки порядка 15 тонн топлива. В автомобильном выражении за сутки на АЗС должно заехать 45−50 большегрузов и заправить 400−500 литров.

Что касается инвестпроектов на трассе М-14, то вряд ли мы увидим бурный рост строительства АЗС, отелей или станций технического обслуживания. Еще во время открытия участка МКАД-2 президент высказался против развития придорожной инфраструктуры. «У нас через каждые 40−50 км по любой трассе хорошие населенные пункты, районные центры, — отметил Лукашенко. — Там, в этих районных центрах, в Березе, Кобрине, Дзержинске, там надо строить эти объекты, где есть люди, инфраструктура. Строительство объектов придорожной инфраструктуры вне населенных пунктов зачастую слишком затратно с точки зрения подведения к ним электричества, водоснабжения и так далее. Для кратковременного отдыха водителей достаточно оборудовать небольшие площадки», — посчитал тогда президент.

Участок в Воложинском районе выставлен на торги. Но инвесторов все нет

Правда, сельсовет Воложинского района питает надежды, что инвестор все же найдется. На обочине трассы установлен информационный щит, указывающий на то, что в этом месте находится инвестиционный участок для строительства многофункционального объекта придорожного сервиса (гипермаркета, торгового центра, АЗС). Площадь участка — 17,5 гектара.

В трех местах на МКАД-2 стоят вот такие необычные устройства — это дорожно-измерительные станции. В режиме онлайн они передают информацию на сайт РУП «Белдорцентр» о дорожной ситуации на данном участке трассы

А нужна ли она вообще, эта МКАД-2?

В идеале дорога была призвана освободить от транзитного транспорта МКАД. Пока это, кажется, слабо получается. В среднем расстояние увеличивается на 10−20 км, хотя время в пути остается прежним. Мы просчитали пару предполагаемых маршрутов, по которым можно ехать как через МКАД, так и через МКАД-2.

Брест — Полоцк

Протяженность самого короткого маршрута через МКАД — 590 км. Время в пути — 6 часов 40 минут. С объездом Минска через МКАД-2 протяженность маршрута вырастает до 620 км, но время в пути даже сокращается на 2 минуты.

Гомель — Ошмяны

Расстояние в 460 км из Гомеля в Ошмяны можно проехать за 4 часа 49 минут, если ехать через Минск и МКАД. И 470 км, если объезжать по МКАД-2. Без пробок время в пути составит 5 часов 2 минуты.

Заметим, что время на маршруте рассчитывается без учета пробок. А шансы встрять на Минской кольцевой в затор, вызванный очередным ремонтом, очень велики. Так что в этом случае МКАД-2 становится спасательным кругом. Ну или кольцом.

-20%
-35%
-40%
-10%
-10%
-50%
-33%
-15%
-5%
-10%