/

«Найти управу на бомбил можно, но надо правильно действовать», — уверен Дмитрий Малец, зампредседателя правления ОО «Региональное общество защиты потребителей». Недавно он помог минчанке Валентине через суд доказать, что таксист не предупредил нужным образом о высоких расценках. Теперь перевозчик обязан вернуть ей деньги за поездку и компенсировать моральный вред. Юрист рассказал AUTO.TUT.BY, что делать пассажирам, если вдруг приходится брать такси «от борта», и получится ли вернуть деньги за поездку по «бешеным» расценкам.

Фото: Глеб Малофеев

Как правило, «дорогие» поездки заканчиваются разговором на повышенных тонах с таксистом и обсуждением в соцсетях драконовских тарифов. Но возмущение в карман не положишь. Составили краткую инструкцию о том, что делать в таких случаях.

Поищите табличку с ценами прежде, чем садиться в машину

— Потенциальным пассажирам надо быть осмотрительными, до начала поездки спрашивать у водителя примерную стоимость услуги, знакомиться с тарифами — они указаны на информационной табличке, которая должна быть размещена на видном для пассажира месте в салоне такси, — советует Дмитрий Малец. Кстати, перевозчик (проще говоря, фирма или ипэшник) обязан доводить эту информацию до пассажиров. Но некоторые таксисты «забывают» это делать.


Из Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»:

  • п. 1 ст. 7. Исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах;
  • п. 2.5 ст. 7. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать цену и условия оплаты услуг, если эти условия отличаются от обычных условий оплаты соответствующих услуг.

Из Правил автомобильных перевозок пассажиров:

  • п. 14. В салоне автомобиля такси на видном для пассажира месте должна быть размещена информационная табличка, на которой указываются все используемые автомобильным перевозчиком тарифы для данного автомобиля.
  • п. 169. Пассажир автомобиля такси имеет право при оформлении заказа получать информацию об ориентировочной стоимости и условиях предоставляемых услуг.

— На наш взгляд, информацию о применяемых тарифах не довели до пассажира надлежащим образом, если об ориентировочной стоимости поездки таксист ответил «по счетчику». Также, если потребитель сел на заднее сиденье авто, а табличка с тарифами была размещена только на передней панели вне поля зрения пассажира, — добавляет юрист.

К тому же табличка с тарифами должна соответствовать требованиям: шрифт на ней должен быть крупным — не менее 10 мм. Если оформление неправильное, то это также можно трактовать как доведение информации о тарифах ненадлежащим образом.

Цена все-таки оказалась слишком высока. Платить или нет?

Вот пассажир сел в салон такси «от борта», не представляя, во сколько ему обойдется услуга. А в конце поездки водитель называет сумму, от которой у клиента округляются глаза, — оказывается, она намного больше среднерыночной. Многие пассажиры в этот момент теряются и не знают, что делать.

— Считаю, что в этом случае вызов милиции и звонки в другие госведомства прямо из салона такси не помогут, а пассажир потеряет время и нервы, — говорит Дмитрий Малец. — Лучше рассчитаться за поездку, взять чек, зафиксировать все данные перевозчика — название фирмы, ее адрес, фамилию, имя водителя, марку и номер авто.

Необходимые данные пассажир может посмотреть на информационной табличке и чеке, выданном водителем. Эта информация нужна будет для дальнейшего разбирательства.

Заплатил «дикие деньги», вышел из машины, а что дальше?

— Если вас ненадлежащим образом уведомили о тарифах, вы можете заявить требование о расторжении договора автомобильной перевозки пассажира и потребовать материальной компенсации морального вреда. Адресовать его надо на юридический адрес перевозчика и только письменной заказной корреспонденцией — чтобы можно было доказать, что претензия была направлена и получена, — советует Дмитрий Малец.

Требование перевозчику составляется в произвольной форме. В нем обязательно нужно указать название фирмы, которой принадлежит такси, на котором вы ехали, а также свой адрес и телефон. В тексте требования подробно распишите о том, как оказывалась услуга, почему вы считаете, что о тарифах вас не уведомили надлежащим образом. Изложите свои требования, например, расторгнуть договор перевозки и вернуть деньги, которые вы заплатили за услугу. Можно заявить материальную компенсацию морального вреда, однако обоснуйте, чем это требование вызвано: возможно, вы испугались, переживали, на фоне конфликта произошло расстройство здоровья.

Фото: Глеб Малофеев

Заявлять претензию можно в течение трех лет после произошедшего инцидента — это срок исковой давности. Но лучше это делать как можно раньше, по горячим следам.

— Требование о расторжении договора и выплате суммы за услугу перевозчик должен рассмотреть в течение семи дней с момента его получения. Нет ответа или он отрицательный — обращайтесь с иском в суд. Это можно сделать самостоятельно, через адвоката или общественные объединения потребителей.

Кстати, перевозчику надо помнить: если он будет тянуть с удовлетворением требования потребителя и дело дойдет до суда, ко всему изложенному могут присоединиться судебные расходы, включая оплату юридической помощи адвоката либо общественного объединения потребителей, как было в случае с Валентиной.

А если таксист не выдал чек?

Чек вообще лучше требовать всегда, а уж если вы платите какую-то неприемлемую сумму, с которой не согласны, — тем более.

— Если водитель не выдал пассажиру чек, то сообщить об этом надо в МНС, — советует юрист. — Обращаться лучше письменно, но можно позвонить и на горячую линию налоговиков. Не тяните время и обращайтесь как можно быстрее после инцидента — проверяющим легче будет выявить нарушение.

Фото: Глеб Малофеев

Важно помнить, что в случае рассмотрения дела в суде бремя доказывания лежит на сторонах, поэтому рекомендуется сохранять чек после поездки. Плюсом будет наличие свидетельских показаний, соответствующих фотоматериалов и других доказательств противоправных действий автомобильного перевозчика.

Использование материала в полном объеме запрещено без письменного разрешения редакции TUT.BY. За разрешением обращайтесь на nn@tutby.com

-10%
-20%
-20%
-20%
-40%
-10%
-40%
-40%
-50%
-10%
-30%