/ Фото: Глеб Малофеев /

«Подходы и подъезды ко многим столичным школам небезопасны для пешеходов», — уверены эксперты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС). Ситуацию исправляют, но очень медленно.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

По статистике за последние полтора года в Минске увеличилось количество детей, попадающих под колеса автомобилей. Большинство аварий с детьми-пешеходами происходит во внеурочное время в жилых районах новой застройки, там, где широкие магистрали и «автомобилизированные» дворы: Каменная Горка, район проспекта Дзержинского, улица Ангарская.

— Но 10−15% аварий с детьми-пешеходами происходят по пути в школу и обратно, — констатирует руководитель БАЭС Юрий Важник. — Это говорит о том, что влиять на дорожную безопасность, подстраивать дороги под детей надо и возле школ, и во дворах — в местах, где они больше всего проводят время.

Еще несколько лет назад планировалось, что каждый год в столице будут улучшать ситуацию возле 10 школ. Юрий Важник считает, что этого недостаточно.

— Учитывая, что в Минске около 200 школ, а из 10 запланированных реализуется всего 2−3, можете сами посчитать, когда будет наведен полный порядок. Это долго. Надо ежегодно делать безопасной дорогу возле пятидесяти школ, ведь проблемы не ждут и дети травмируются прямо сейчас.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Возле школы № 51 в Ленинском районе несколько раз сбивали детей. Заужение проезжей части возле зебры там есть, но наезды на детей совершались из-за того, что они выскакивали на дорогу вне пешеходного перехода — из-за дорожного ограждения

Эксперт отметил, что даже при строительстве новых школ проектировщики зданий не подстраивают дорогу возле них под детей. Проезжая часть, пешеходные переходы не отличаются от тех, что строились несколько десятилетий назад.

— Самой главной проблемой для современных школ является утренний час пик, когда родители привозят детей на автомобилях. Особенно это характерно для гимназий — там дети собираются со всего города. В отдельные школы в течение часа приезжает до 500 автомобилей. А с учетом традиционного расположения школ внутри жилого квартала автомобильный коллапс распространяется на все прилегающие дворы, проезды и парковки. Здесь и движение по пешеходным путям, и задним ходом, и ругань, и порою рукоприкладство. Практически ни одна школа не имеет площадок для посадки и высадки детей, проезжая часть возле зебры не заужена — машины паркуются возле перехода, и из-за этого не видно выходящих на дорогу детей, авто не снижают скорость: нет лежачих полицейских. Вопрос с безопасностью начинаем решать только после того, как в этих местах происходят наезды на детей.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Гимназия № 50 находится в центре города, на улице Киселева. Детей сюда привозят из разных районов города, а вот безопасный подъездной путь здесь так и не сделали

Чтобы улучшить дорожную ситуацию, инженеры делают большой строительный проект с обустройством пешеходных дорожек, переносом коммуникаций и другими работами, которые стоят довольно дорого. Такие большие деньги городской бюджет не может выделить только на одну школу: у города есть и другие потребности, на которые тоже нужны финансы.

Но, по словам Юрия Важника, решение вопроса есть, и оно не требует больших временных и материальных затрат.

— Заузить проезжую часть, сделать пандусы, успокоить движение транспорта можно применением бетонных блоков разной формы, полусферами, тумбами. Эти формы надо укладывать прямо на асфальт, взрывать его не требуется. Тогда на дорогу возле одной школы нужно будет потратить в десятки раз меньше.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BYФото: Глеб Малофеев, TUT.BY
Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Применять бетонные блоки, чтобы сделать безопасным определенный участок дороги, в БАЭС придумали еще несколько лет назад и озвучили свое предложение в Мингорисполкоме. Тогда идею поддержали.

— При таких условиях было реально дорогу и возле пятидесяти школ в год делать. Управлению дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома было поручено освоить нехитрую технологию промышленного производства таких блоков. Но после организационных изменений в Мингорисполкоме работы прекратили.

Впрочем, в Управлении дорожно-мостового строительства и благоустройства AUTO.TUT.BY сообщили, что на предприятии бетонные блоки производить даже не начинали: необходимость в этом отпала, потому что было найдено другое решение по обеспечению безопасного дорожного движения возле пешеходных переходов.

— В таких местах по определенному периметру устанавливается бордюрный камень, а внутри укладывается тротуарная плитка. Взрывать асфальт при этом не надо: бордюр крепится на анкеры, — пояснил Александр Рыжков, заместитель генерального директора предприятия.

Но в БАЭС считают, что конструкция на анкерах все равно очень трудоемка и достаточно дорога, ведь на одну школу с прилегающими дворами их нужны десятки. Так что вопрос, как обезопасить дороги для школьников возле учреждений образования, до сих остается открытым.

-30%
-20%
-15%
-10%
-50%
-50%
-20%