149 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  2. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  3. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  4. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  5. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  6. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  7. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  8. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  9. «Переворот планировался на 9 мая». В ФСБ России прокомментировали задержание Зенковича и Федуты в Москве
  10. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  11. «Однажды ночью мой грузовик ограбили». История Натальи, которая в 40 лет стала дальнобойщицей
  12. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  13. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  14. Власти взялись за лопаты и грабли. Кто и где трудился на субботнике
  15. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  16. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  17. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  18. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  19. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  20. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  21. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  22. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  23. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  24. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  25. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  26. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  27. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  28. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  29. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  30. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?


/ Фото автора /

Уже неважно, дарил ли Илон Маск белорусскому президенту Tesla или не дарил: важно, что машина эта есть и Александр Лукашенко на ней не просто катается. «Знаю точно, что периодически Александр Григорьевич испытывает ее на скорость. А однажды даже разобрал частично, чтобы посмотреть, как она работает, как батарея к днищу крепится, ну и так далее», — рассказала недавно пресс-секретарь президента. AUTO.TUT.BY решил поехать на СТО, которое занимается ремонтом Tesla, и узнать, что в этом электрокаре можно сделать своими руками. Ведь такая машина большинству белорусов недоступна, а узнать, как там все устроено, хотят многие.

Фото: Павел Мурашко

К слову, работники СТО VADI-AVTO занимаются ремонтом Tesla уже больше трех лет. И точно знают, что можно разобрать в электромобиле, а что лучше не трогать.

Можно ли снять батарею в одиночку с такой машины?

— Мне кажется, разобрать можно все. Вопрос в том, как потом все собрать обратно. Обычно проблемы возникают на втором этапе, — улыбается директор СТО Вадим Шут.

Вообще снять на Tesla батарею действительно можно самостоятельно. Но нужен инструмент и специальный стол. Правда, и при их наличии специалисты советуют проводить эту операцию вдвоем.

— Батарея откручивается, укладывается на стол и потом опускается. Весит она 800 кг, так что лучше не ронять. Но есть моменты, не зная которых, батарею не снимешь, — сразу предупредили нас.

А током убить может?

— Всякое, конечно, может быть. Теоретически — да. Но практически это нереально, если только вы специально не замкнете какие-то провода. Есть техника безопасности, есть определенные правила при съеме батареи — отключить там, где надо, и только потом приступать к работе. Но даже если не отключить что-то — предусмотрена «защита от дурака». На деле самое неприятное — это добраться до того узла, который тебя интересует. Там все закрыто, все зашито. Даже защиту днища просто на яме не снимешь. И не забываем, что используются американские дюймовые ключи.

А что тогда можно сделать самому?

Если честно, почти ничего.

— Колесо поменять самому можно. Есть места под домкраты, есть баллонный ключ. С этим проблем нет. Жидкость стеклоомывателя получится налить, но и то нужна лейка с длинным носиком. Горловина бачка омывателя расположена неудачно, — смеются на СТО.

Фото: Павел Мурашко
Залить «омывайку» в Tesla можно и самостоятельно. Но все равно понадобится канистра с длинным «носиком»

В принципе, говорят специалисты, если задаться целью, можно самостоятельно поменять тормозные колодки спереди. С задними чуть сложнее, но тоже возможно. Правда, сделать это реально в новых машинах. В дорестайлинговой Tesla S, например, не получится развести колодки электрического ручника. Нужно делать это через сервисный режим или колдовать с «перепиновкой» проводов.

В Tesla нет коробки передач и ДВС, но масло менять все равно нужно — оно есть в заднем редукторе. Это простая операция, ее можно выполнить самостоятельно. Ставим плюсик. В список доступных работ также добавляем замену тормозной жидкости (по регламенту это делается раз в четыре года). Сливаешь, заливаешь новую, прокачиваешь тормоза.

Фото: Павел Мурашко
Расширительный бачок системы охлаждения спрятан под обшивкой. Объем антифриза — 18 литров у полноприводной Tesla, и слить и заменить все своими руками не получится

А вот с заменой охлаждающей жидкости все непросто. Антифриз тоже меняется раз в четыре года. Но технологические особенности позволяют в гаражных условиях слить максимум семь литров. А общий объем системы охлаждения в полноприводной машине — 18 литров! Без специнструмента не обойтись. А ведь потом систему нужно еще прокачать. Для этого, опять же, только в условиях сервиса, нужно запустить помпу.

Рулевые наконечники и шаровые опоры в подвеске можно поменять. В этом Tesla не отличается от других автомобилей. Проблемы начинаются, когда приходит пора менять рычаги подвески.

Фото: Павел Мурашко
Болты рычагов передней и задней подвески просто так не открутишь. Спереди болт упирается в батарею, сзади — в кузов. Требуется демонтаж батареи и снятие подрамника. После замены болты на СТО просто переворачивают

— Проблема в том, что без съема батареи невозможно поменять рычаги подвески. Сзади болты верхнего рычага упираются в кузов. Нужно опускать подрамник с редуктором. А спереди болты нижнего рычага упираются в батарею. Просто на заводе машину монтируют блоками — сначала собирается подрамник, а потом весь элемент прикручивается снизу к кузову. Есть лазейки, чтобы обойтись без съема батареи, хотя технологически, «по заводу», эта операция проводится с демонтажом батареи. Но это первый раз. Потому что при сборке мы болты переворачиваем. И в следующий раз уже все будет легко и просто. После замены рычагов необходимо выставлять развал/схождение, — рассказывают специалисты.

Фото: Павел Мурашко
Поменял рулевую рейку? Нужно «прописать» ее в «мозгах» компьютера, иначе руль просто не будет крутиться

Еще один нюанс — любая деталь, к которой подходит хотя бы два проводка, после замены прописывается в «мозгах». Например, если снимал задний суппорт, его нужно «прописать», иначе он просто не будет работать.

— Помню, как мы делали нашу первую Tesla. Поменяли рулевую рейку, а руль не крутится. Оказывается, ее тоже надо было «прописать». Наш «программист» неделю возился, чтобы механизм заработал, — вспоминают на СТО.

Лампочки, фары и салонные фильтры — не все так просто, как кажется

— Фары протирать можно. А лампочку поменять — нельзя. Просто потому, что на новых машинах фары светодиодные. Если выйдет из строя, менять ее нужно целиком. А вот на старых машинах с ксеноновыми фарами лампу поменять можно, но для этого придется снять пластиковые элементы под капотом. И еще умудриться не сломать пистоны, которые стоят по полтора-два доллара каждый, — замечает Вадим Шут.

Фото: Павел Мурашко
Поменять лампочку, говорите? Для начала придется снять весь пластик

Кстати, новая светодиодная фара для Tesla стоит 300−500 долларов. И владельцы говорят, что это очень дорого. (Для справки: на Geely Atlas светодиодная фара стоит 1500 долларов.) После замены фара тоже прописывается в «мозгах».

— Казалось бы, простая вещь — салонный фильтр. Но и его поменять сложно. Во-первых, он огромный. Во-вторых, надо снимать всю пластиковую облицовку под капотом, — говорят сервисмены.

Фото: Павел Мурашко
Вот так выглядит салонный фильтр под капотом Tesla Model X. Да, чтобы его поменять, придется снимать всю пластиковую обшивку

Вот еще факт о Tesla. Регулировка дверей «крылья сокола» в Tesla Model X производится программно. То есть варианта что-то подкрутить в петлях или фиксаторах нет.

— Чтобы разобраться, что и как работает в Tesla, мы потратили три года. Когда делали первую машину — боялись. Когда она поехала — были просто счастливы. Притом, что первая машина была повреждена совсем несильно. Очень много нюансов в машине, мы учились на своих ошибках.

Пока мы изучали внутренности электрокара на СТО, специалистов вызвали к очередному клиенту. Владелец просто почистил контакты батарейки в ключе. Все, машина не заводится. Специалисты говорят, что в соседней Украине привязка ключа стоит 3 тысячи долларов.

Фото: Павел Мурашко

— Но я хочу заметить, что все проблемы, о которых мы говорим, — это последствия аварий. А в новой Tesla почти ничего не ломается, — с улыбкой заключает Вадим Шут.

-21%
-10%
-15%
-30%
-50%
-40%
-55%