/

Следственный комитет, КГБ, прокуратура — куда только ни обращался житель Борисова, прежде чем дело о ДТП с иностранной фурой дошло до суда, а предполагаемого виновника аварии арестовали. На все ушло почти два года. Сегодня латышского дальнобойщика признали виновным в ДТП, а следователям вынесли частное определение. Но интересны в этом деле даже не сами обстоятельства аварии, а факты о работе следствия, озвученные на суде.

Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY

Почти два года не могли установить виновного

Авария произошла 20 января 2018 года около 8.40 на окраине Борисова, на улице Зеленый городок. Александр шел по обочине двухполосной бетонки навстречу транспорту на остановку маршрутки, чтобы ехать на работу в столицу.

— Внезапно — темнота, что произошло — не помню. На короткое время очнулся в машине скорой помощи, а потом опять провал. Пришел в себя только в больнице. Все, что со мной произошло, я потом узнал от следователя. Оказалось, меня сбила фура, — еще в начале 2019 года рассказывал Александр AUTO.TUT.BY, когда понял, что расследование дела зашло в тупик.


«Даже не остановился и уехал». Латышский дальнобойщик сбил пешехода в Беларуси, но его вину не доказали


После наезда медики констатировали у Александра тяжкие телесные повреждения. СК Борисовского района возбудил уголовное дело по двум статьям: ч. 2 ст. 317 (Нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение человеку тяжкого телесного повреждения) и ч. 3 ст. 159 (Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние).

Тот самый полуприцеп, который сбил Александра. Справа внизу — сине-красная наклейка, которая, предположительно, и оставила следы на одежде пешехода

По видеозаписям с камер, установленных возле дороги, выяснили, что сбить пешехода мог тягач DAF с полуприцепом Schmitz Cargobull, принадлежащий латышской фирме. Автопоездом управлял 44-летний Юрийс Курмс.

Дальнобойщик в тот же день был задержан на несколько дней, потом его отпустили на родину. Фура еще около трех месяцев находилась на стоянке в Беларуси: шли экспертизы. Однако через некоторое время следователь РОСК Виктория Андрианова уведомила Александра, что уголовное дело по факту ДТП и наезда на него приостановлено «в связи с неустановлением лица, совершившего преступление».

Десятки жалоб на следователей — после этого дело в суде

— Как же так получилось, что, имея на руках всю информацию об аварии, автомобилях, водителях, следствие зашло в тупик и не смогло найти виновника? Что помешало это сделать? — недоумевал пострадавший. — Я подавал ходатайства на дополнительные исследования, но следователь и его руководство — замначальника РОСК Карачун — оставляли их без удовлетворения.

Александр писал жалобы в вышестоящие инстанции о неполноте расследования уголовного дела, требовал заменить следователя, направить материалы в СК Минской области. Обращался в прокуратуру, КГБ. Расследование то приостанавливали, то снова возобновляли.

— На десятки моих жалоб приходили отписки, некоторые из них вообще не рассматривались в вышестоящих инстанциях, а передавались тем, на кого я жаловался, — рассказал пострадавший.

Фото: Юлия Альгерчик

После того как на AUTO.TUT.BY вышла статья об этом ДТП, безвозмездную юридическую помощь Александру предложил бывший следователь прокуратуры из Гомеля Вячеслав. Забегая вперед, скажем, что на суде Вячеслав выступит представителем потерпевшего.

Три месяца переписки понадобились для того, чтобы материалы уголовного дела по ДТП были переданы в УСК по Минской области, — в апреле этого года расследование там фактически начали заново: проводились экспертизы, следственные эксперименты. Подозреваемого задержали в июне, а в начале сентября дело рассмотрели в суде Смолевичского района.

«Пешехода не видел, в занос не уходил»

В суд под конвоем был доставлен обвиняемый — дальнобойщик Юрийс Курмс. Защищает его интересы адвокат Юлия Карачун. По разным сторонам зала расселись потерпевший с представителями: женой и бывшим гомельским следователем Вячеславом, родственники и коллега обвиняемого из Латвии. Директор латышской компании, который был признан гражданским ответчиком по делу, на заседание не явился.

Перед началом суда потерпевший заявил отвод адвокату обвиняемого Юлии Карачун.

— Она не имеет права представлять интересы обвиняемого, потому что приходится женой подполковнику юстиции Карачуну, замначальника Борисовского РОСК, — он имел отношение к расследованию дела, контролировал его ход, ставил свои подписи в документах, а следователь Андрианова — его подчиненная. Это нарушение Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» и нарушение Правил профессиональной этики адвоката, — в первый же день заявил на суде представитель Александра Вячеслав.

Судья не удовлетворил отвод адвоката.

Фото: Юлия Альгерчик
Защитник обвиняемого — Юлия Карачун

Выясняется, что дальнобойщика, проживающего в Латвии, обвиняют только по одной статье — нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение человеку тяжкого телесного повреждения. А вот обвинение в том, что потерпевшего оставили на месте ДТП (заведомое оставление в опасности), выделили в отдельное производство, так как требуется проведение следственных действий в зимний период.

Гособвинитель сообщила, что в день ДТП обвиняемый ехал на DAF с полуприцепом и возле закругления дороги не учел дорожные условия, потерял контроль над управлением автопоезда, из-за чего задняя часть полуприцепа сместилась на левую обочину и сбила пешехода.

— Если суд докажет, что это был я, то значит — я. Но потерпевшего я не видел, — высказал свое отношение к предъявленному обвинению дальнобойщик в начале процесса.

Юрийс Курмс живет в Даугавпилсе, женат, воспитывает троих несовершеннолетних детей, младшая девочка — инвалид. Его супруга не работает, он единственный кормилец в семье. По образованию мужчина техник-механик, водительские права получил в 1993 году, 15 последних лет работает на большегрузе и ездит по международным маршрутам, при этом в Беларуси бывал часто. Участником ДТП обвиняемый никогда не был, к уголовной ответственности не привлекался.

— 20 января 2018 года утром я ехал на загрузку в Борисов. Было утро, сумерки, снег. Зрение у меня хорошее, усталости не было. Я никуда не спешил, ехал не больше 45 км/ч (при расследовании выяснилось, что фура ехала 57 км/ч, а ограничение скорости на этом участке — 40 км/ч. — Прим. AUTO.TUT.BY), от управления не отвлекался. Дорога там с поворотами, узкая, но автомобили могли разъехаться. По бокам — обочина. Освещения, знаков и разметки там не было. Пешеходов не видел вообще, — вспоминает Юрийс.

Пострадавший, 32-летний Александр, утверждает, что предпринял все меры, чтобы быть заметным на дороге: на руке у него была светоотражающая полоска, сам мужчина шел навстречу транспортному потоку. Да и на улице уже почти рассвело: отчетливо были видны силуэты машин, окрестности.

Фото: Юлия Альгерчик
Пострадавший Александр (в центре), справа — его супруга

— Перед ДТП я обернулся и увидел фары большой машины, потом начал опять движение. В этот момент меня и сбили, — говорит пострадавший.

Александр не настаивает на том, чтобы Юрийса «посадили», если его вина будет доказана. После аварии у пострадавшего серьезные проблемы со здоровьем и нужны финансы на его восстановление, поэтому он подал иск на возмещение материальной компенсации нанесенного вреда: 50 тысяч рублей к гражданскому ответчику и 40 тысяч рублей — к обвиняемому.

— Я единственный кормилец в семье с маленьким ребенком, жилья своего нет, вынужден снимать квартиру, после ДТП не работал 3 месяца, и пришлось влезть в большие долги, — обосновал Александр сумму предъявленного иска.

Очевидцем аварии был Андрей, водитель Volkswagen Golf, и его пассажиры. Легковушка ехала навстречу автопоезду, и свидетели видели, как полуприцеп двигался в заносе, перегородив всю проезжую часть и обочину.

— Я видел, что по обочине шел человек. Задняя часть полуприцепа прошла там, где был пешеход, тот отскочил, как теннисный мячик, и полетел в кювет. Потом автопоезд выровнялся и, не останавливаясь, уехал.

Андрей с пассажирами оказали первую помощь пострадавшему пешеходу, вызвали скорую и милицию.

В суде были просмотрены видеозаписи с камер наружного наблюдения: самого наезда на пешехода видно не было, однако в промежуток времени, когда произошло ДТП, по Зеленому городку не ехал большегрузный транспорт, который мог бы сбить Александра.

«В протоколе с места аварии — дорожные знаки, которых там никогда не было»

Когда суд перешел к рассмотрению письменных материалов дела, представитель потерпевшего Вячеслав почти все время стоял у трибуны: сообщал о несоответствиях и подделке материалов следствия, которые он обнаружил.

— В материалах полтора десятка фальсифицированных протоколов осмотра места происшествия, допросов свидетелей, понятые в следственных действиях не участвовали. У нас есть доказательства, — заявил представитель.

Так, в деле указано, что ДТП произошло на 50 км трассы Р53 Слобода — Новосады. В протоколе осмотра места аварии указано, какие дорожные знаки там стояли.

Фото: Юлия Альгерчик
Справа — супруга обвиняемого, слева — его сестра

— Но Александра сбили на улице Зеленый городок, а трасса Р53 находится в нескольких километрах от этого места. В протоколе указано, что место ДТП следователь осматривала с 10.00 до 11.00, а на самом деле она прибыла туда после 14.00. В это время там уже была совсем другая следовая картина. Там нет и никогда не было таких дорожных знаков, которые указывала Андрианова: следователь проводила осмотр не в том направлении, в котором произошло ДТП, — отметил Вячеслав.

Кстати, представитель утверждает, что первый протокол осмотра заменили. В первом варианте протокола следователь «забила» туда понятыми своих родителей, потом родителей убрала и во второй вариант протокола внесла свою подругу и ее мужа. Законом запрещено привлекать понятых, если они имеют связь со следователем. Пострадавший просил провести осмотр места ДТП повторно, но ему отказали.

Представитель считает, что в 2018-м уголовное преследование дальнобойщика Юрийса прекращать было нельзя: не было результатов экспертиз. По сведениям потерпевшего, фуру следователь отпустила из Беларуси 5 апреля, дело на Курмса прекратили 19 апреля, а предварительное расследование приостановили 20 апреля.

— Экспертизу провели 28 мая 2018 года, а расследование дела прекратили на месяц раньше, в это время автопоезд уже уехал за границу. Оказывается, следователь 20 апреля подала рапорт, что она связывалась с экспертом и, мол, тот ей сообщил, что экспертиза готова и уже в пути. Эксперт так и не смог ответить на некоторые вопросы: фура уехала, и материалы для исследования взять он уже не мог.

Фото: Юлия Альгерчик

В материалах дела указано: на одежде пострадавшего были следы краски голубого и светло-зеленого цвета, но установить ее качественный состав нельзя. На задней части полуприцепа, которой, предположительно, и был нанесен удар пешеходу, есть небольшая сине-красная наклейка, однако исследования показали, что это не та краска, которая была на одежде пострадавшего.

— Исследовалась наклейка с другого авто, а не с того, который участвовал в аварии, а состав краски на разных полуприцепах может отличаться. Кроме того, экспертиза с одеждой Александра проводилась после того, как была постирана, — ее отдали жене пострадавшего в больнице.

По словам жены пострадавшего, следователь Андрианова изъяла вещи для экспертизы уже после стирки, но попросила подписать документы об изъятии не датой, когда это было сделано, а раньше.

— Я на эти даты тогда не обращала внимания, состояние было такое, поэтому я все подписала, как просила Андрианова, — сказала жена Александра.

Были у представителя замечания и по протоколу осмотра автопоезда: он утверждал, что это второй его вариант — первый был изъят.

— Мы просили нормально осмотреть фуру: там были синяя краска, выступающие части (следователь утверждала, что их нет), на наклейке были повреждения — их Андрианова скрыла: сделала один панорамный снимок издалека, а второй, крупный, — это неповрежденная наклейка с другой стороны полуприцепа.

Кстати, когда дело передали в УСК по Минской области, были проведены экспертизы, которые показали: выступающие части на полуприцепе есть. Одна из них — проушина на левой стороне полуприцепа, на высоте 170 см, именно эта часть и могла травмировать голову пешехода.

Были и другие факты, которые до сих пор вызывают вопросы у стороны пострадавшего. О них сообщали председателю центрального аппарата Следственного комитета.

— По фактам фальсификации проверка не проводится. Сейчас проверяются только некоторые подписи, которые мы считаем поддельными, — сообщил представитель.

Пострадавший несколько раз ходатайствовал, чтобы в суд для дачи показаний была вызвана следователь Андрианова. Однако на заседание она не явилась: в первый раз сослалась на рабочую занятость, второй раз от нее поступило письмо, где сообщалось, что допрашивать ее нельзя.

Фото: Юлия Альгерчик

Выступая в прениях, гособвинитель заявила, что вина Курмса Юрийса доказана, и попросила лишить его свободы на три года с отбыванием наказания в колонии-поселении, а также лишить прав на пять лет. Гражданский иск о возмещении материальной компенсации морального и физического вреда к фирме-перевозчику прокурор поддержала, а к обвиняемому — нет. Также гособвинитель попросила вынести частное определение в адрес РОСК Борисовского района — за нарушения уголовно-процессуального законодательства, которые были допущены при расследовании уголовного дела.

Защитник обвиняемого заявила, что собранных материалов по делу недостаточно, чтобы подвергать его уголовному наказанию, и попросила освободить обвиняемого от наказания. Сам же дальнобойщик к концу процесса уже не был так уверен в своей невиновности.

— Я не знаю, как это могло случиться. Но, наверное, это могло быть, хотя заноса я не чувствовал, — сказал Юрийс после нескольких дней судебных заседаний.

Приговор

9 сентября суд Смолевичского района признал дальнобойщика Юрийса Курмса виновным в нарушении ПДД, повлекшем по неосторожности причинение человеку тяжкого телесного повреждения, и приговорил его к двум годам колонии-поселения с лишением прав на два года. Фирма-перевозчик обязана выплатить пострадавшему материальную компенсацию нанесенного вреда.

Также суд вынес частное определение в адрес Борисовского РОСК — на действия следователей Андриановой и Кота.

Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован в течение десяти дней.

-30%
-50%
-55%
-45%
-30%
-10%
-50%
-20%
-15%
-52%
-35%