• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


/ Фото: Глеб Малофеев /

В последние полтора года в Минске увеличилось количество детей, попадающих под колеса автомобилей. Больше всего таких аварий произошло в Каменной Горке. В чем причина детских аварий и как повлиять на эту ситуацию, AUTO.TUT.BY рассказали в Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС).

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

По статистике УГАИ МВД, в Минске в прошлом году произошло 67 ДТП, в которых пострадали дети (для сравнения, в 2017 году — 42). В Беларуси таких аварий было 407 (в 2017 году — 303).

Ни один ребенок не должен погибнуть в ДТП — это одна из главных стратегических целей концепции «Добрая дорога», которая действует в Минске. За последние полтора года случаев гибели детей в дорожных авариях не было. А вот аварий с травмированными детьми произошло больше, чем в предыдущие годы.

— Любопытна тенденция изменения вида ДТП. Доля детей-пассажиров авто снижается благодаря применению детских кресел. А вот велосипедизация увеличивает свою долю и, очевидно, требует дополнительных мер. Главная часть — более двух третей детей попадает в ДТП как пешеходы и, к сожалению, эта доля увеличивается, — рассказал руководитель БАЭС Юрий Важник.

 

— Только каждое десятое ДТП с детьми происходит по дороге в школу и обратно. Чаще дети попадают под колеса машин во внеучебное время — с 16.00 и до 24.00. Происходит это там, где они проводят свободное время: площадки, дворы, прилегающая к ним территория. Это говорит о том, что безопасным для детей надо делать не только путь в школу, но и их среду обитания.

В целом по Беларуси пик «детских» ДТП приходится на 18−19 часов — в 2018 году 89 аварий из 407 произошло именно в этот промежуток.

На графике, предоставленном БАЭС, отражена информация о ДТП с детьми-пешеходами, которые происходили в течение 2018 года и шести месяцев 2019 года.

Карта предоставлена БАЭС
Карта предоставлена БАЭС, увеличивается при клике

— Большинство аварий с детьми-пешеходами происходит в жилых районах новой застройки, там, где широкие магистрали и «автомобилизированные» дворы: Каменная Горка, район проспекта Дзержинского, улица Ангарская. А вот в районах с частной застройкой аварий с детьми меньше — там узкие улицы, быстро не поедешь, — констатирует эксперт.

Всего по Беларуси в 2018 году произошло 196 ДТП с детьми-пешеходами (для сравнения, в 2017 году — 153).

Специалисты БАЭС несколько лет анализировали «детские» ДТП, опыт зарубежных стран и сделали вывод, что основная опасность — ограничение видимости как для водителя, так и для маленького пешехода. Такая ситуация типична для наших дворов и улиц, полностью запаркованных автомобилями, которые стоят и возле подъездов, что запрещено ПДД. Обстоятельства типичной аварии: водитель быстро едет по двору, а ему под колеса из-за стоящего автомобиля выскакивает ребенок.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

— Ребенок отличается от взрослого не только по физическим параметрам, он по другому думает и ведет себя при возникновении опасности. Самое элементарное — ребенка просто не видно из-за припаркованного авто, да и сам ребенок не видит, что там, на дороге. Эти факты учитывают западные проектировщики при строительстве улиц и дворов, а вот наши не обращают внимания, вот и получается ситуация, которую мы сейчас имеем.

К примеру, в западных странах автомобилям вообще нельзя заезжать во двор. Так, в Швеции парковка расположена между жилыми кварталами, а внутри дворов — площадки, цветы, дети.

Юрий Важник считает, что даже знание ребенком ПДД не всегда спасает его. И дело здесь в неправильном подходе к обучению. Например, в западных школах существует мнение, что детей даже опасно обучать ПДД: получив такие знания, он неправильно их использует — ребенок чувствует себя уверенным, идет там, где положено, и при этом не смотрит по сторонам. А что если в это время по дороге будет мчаться пьяный водитель?

Самым плохим для детей днем недели является суббота: в 2018 году именно в этот выходной произошло 71 ДТП с участием детей. В 2017 году наибольшее количество «детских» ДТП пришлось на пятницу (данные УГАИ МВД по всей Беларуси).

—  У нас в начальной школе детей учат: «Запомните, это разметка 1.14.3» [Обозначение пешеходного перехода, оборудованного дорожными светофорами]. Зачем этим забивать голову детям? Западная система учит детей правилам дорожной безопасности по-другому, главное, что они должны выполнять: «Stop, Look And Listen» — стой, смотри и слушай. Безопасно — иди.

Эксперт считает, что причина роста количества ДТП с детьми-пешеходами в том, что в настоящее время стали игнорироваться успешно зарекомендовавшие себя подходы «Доброй дороги». «Добрая дорога» распространена на всю страну, но ушла из Минска, меньше внимания уделяется этой проблеме.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Юрий Важник говорит, что вопрос можно решить, большие деньги для этого не нужны. Самое необходимое, что надо сделать:

  • необходимо восстановить постоянный мониторинг аварийности и аудит опасных мест — где происходят, когда и почему
  • необходимо участие в решении проблем руководства города, потому что существующая практика и нормативы проектирования, создания и содержания инфраструктуры недостаточно эффективны, их надо контролировать и корректировать. Деньги тратят на новые микрорайоны, а они на долгие годы становятся основным источником опасности
  • постоянно выявлять болевые точки и применять методы успокоения движения, обеспечения видимости: заужать проезжую часть хотя бы полусферами, устанавливать лежачих полицейских. Если в каком-то месте проходит пешеходный путь, то на нем ничего не должно ограничивать обзорность. Понятно, что если есть подъезд, а напротив него детская площадка, то по этой траектории будут ходить дети. Причем делать это надо неотложно и бережливо
-45%
-30%
-10%
-50%
-80%
-20%
-10%
-45%
0065603