• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Гинеколог и уролог называют типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не совершаете ли вы их
  2. Как сложилась судьба участников групп, известных в 1990-е и 2000-е? Оказалось, очень по-разному
  3. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  4. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  5. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  6. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  7. Можно ли носить одежду БЧБ, новый глава НОК и «водометный» суд. Что происходит в Беларуси 26 февраля
  8. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  9. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  10. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  11. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  12. «Самая большая покупка — 120 рублей». История Маргариты, которая работает продавцом в деревне
  13. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  14. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  15. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  16. Верховный суд отменил летнее решение о сутках. Районный суд рассмотрел дело заново и опять назначил арест
  17. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  18. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  19. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  20. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  21. Госдолг Беларуси за месяц вырос на 1,9 млрд рублей, занять на внешних рынках удалось мизер
  22. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили за аморальный проступок — и суд с этим согласился
  23. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  24. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  25. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  26. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  27. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  28. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  29. Выброшенные на лед в Шклове освежеванные трупы животных оказались лисьими. Их проверяют на бешенство
  30. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го


/ Фото: Reuters /

Это лето в Минске отметилось нашествием электросамокатов. В столице работают уже два оператора кикшеринга, которые сдают модный транспорт в аренду. Многие покупают и свой собственный. Ездить удобно, думать о парковке не надо, в конце концов, это экологичнее машины — популярность нового увлечения вполне объяснима. Но есть и обратная сторона медали: скорость, которую могут развивать электрические самокаты, опасна как для их пользователей, так и для пешеходов. Попытаемся понять, чем чревато засилье электросамокатчиков на городских тротуарах (и дорогах!) и что с этим можно и нужно делать.

Фото: Reuters

Самокаты заставят проходить техосмотр

На альтернативный вид транспорта, который пока находится вне закона, ГАИ отреагировала довольно быстро. Поводом для официальных заявлений стал случай, когда на дороге общего пользования в Минске камеры зафиксировали электросамокат, двигающийся со скоростью 75 км/ч. Скорость машины, но для управления таким «снарядом» не нужно ничего, кроме желания. И нет закона, определяющего максимальную скорость для электросамокатов.

В ГАИ уверяют: изменения в законодательство вступят в силу в ближайшее время. Планируется, что люди, управляющие электросамокатом с максимальной конструктивной скоростью до 25 км/ч, будут приравнены к пешеходам. А вот более мощные модели с электродвигателями приравняют к мопедам либо мотоциклам, и для них потребуются техосмотр, страховка и водительское удостоверение.

Правда, как это будет работать на практике, пока представить непросто.

— Необходимы какие-то нормативные акты, законы, чтобы понимать, что и как мы будем проверять, — говорят на одной из столичных станций техосмотра. — Как вы себе представляете самокат на тормозном стенде? А как замерить люфт рулевого управления? Возможно, это будет визуальный осмотр как минимум на соответствие светотехнике. Если самокат допускается на дороги общего пользования, на нем должны быть установлены светоотражатели, поворотники, стоп-сигнал. Вот наличие этих элементов можно проверить.

А как у них? В Германии нужен допуск на дороги, во Франции — запрет на парковку на тротуарах

Во многих европейских странах уже давно осознали опасность, которую представляют электросамокаты, если их бесконтрольно допустить на улицы. Пожалуй, самой строгой в этом отношении является Германия. Здесь любые транспортные средства с двигателем, способные разгоняться выше 6 км/ч, нуждаются в официальном допуске для использования на дорогах. Если этого допуска нет, самокаты изымают, а владелец получает штраф минимум 70 евро.

Фото: Reuters

В будущем немецкие власти планируют разрешить езду на электросамокатах по велосипедным дорожкам со скоростью не более 20 км/ч. При отсутствии велодорожки двигаться можно будет только по проезжей части. А вот пешеходные дорожки, тротуары и пешеходные зоны — под запретом для электросамокатов. Проект закона, который сейчас разрабатывается, также оговаривает технические характеристики самокатов, допущенных к продвижению, — два независимых друг от друга тормоза, звонок и указатели поворотов. Управляющему таким электросамокатом необходимо будет иметь страховку и права, он также должен быть старше 15 лет.

В Испании после гибели пешехода от наезда самоката власти запретили использование электросамокатов на пешеходных дорожках и вообще взялись разрабатывать законы, регулирующие передвижение электросамокатов. Предполагается, что скорость самокатов ограничат на уровне 25 км/ч. Для управления не нужно будет получать специальные права, но водителей могут проверить на содержание в крови алкоголя или наркотиков. Единые правила будут созданы для всей страны, но местные власти смогут вносить свои дополнения. Так, в декабре прошлого года власти Мадрида приказали трем кикшеринговым компаниям полностью убрать свои самокаты с улиц города за нарушение зон, где им разрешено работать.

Во Франции с 2018 года работают уже четыре кикшеринговые компании. И это стало настоящей проблемой. За год на 23% выросло количество пользователей, получивших травмы в результате ДТП, а в июне этого года произошел первый смертельный случай. Молодой мужчина, управлявший электросамокатом, не уступил дорогу грузовому автомобилю и погиб. Сейчас власти идут на ужесточение мер по отношению к владельцам электросамокатов. По нынешним законам передвигаться на гироскутерах, моноколесах, электросамокатах запрещено как на тротуарах, так и на дорогах общего пользования. По сути, ездить на них можно только на закрытых территориях. Правда, горожане все равно ездят, и власти пока не штрафуют за это. Добавим, что мэрия Парижа запретила парковку электросамокатов на тротуарах. Сделать это можно только в специально оборудованных местах. Муниципальные работники получили право эвакуировать брошенные на тротуаре транспортные средства на штрафстоянку, а власти стремятся сократить их количество. Но это не спасает от сваленных на тротуарах электросамокатов.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

В Финляндии уже штрафуют за опасную езду на электросамокате по тротуарам, но движение пока не запрещают.

В США ездить на самокате можно только в одиночку, запрещено даже иметь на плечах объемную сумку или рюкзак, которые могут помешать безопасному управлению. Запрещено также пользоваться гаджетами и даже слушать плеер. Скорость эклектросамокатов ограничена на уровне 25 км/ч. Ездить можно, соблюдая все правила дорожного движения. А вот пользоваться шлемами обязывает только одна компания. Статистика показывает, что защитой головы не пренебрегают лишь 4% пользователей сервисов кикшеринга. Наиболее распространенными травмами являются переломы и травмы головы, при этом 80% инцидентов с самокатами — это падения.

Эксперт: «Самокаты нужно убирать с тротуаров»

В Беларуси количество транспорта нового типа растет тоже очень быстро. Независимый автоэксперт и юрист Александр Коноплицкий уверен, что без жесткого, иногда даже показательного контроля ГАИ навести порядок на дорогах будет трудно. В пример эксперт приводит сложившуюся ситуацию с велосипедистами: их крайне редко останавливают, если они едут по проезжей части при наличии тротуара. Никто не хочет тратить время на установление личности, а документ велосипедист возить с собой не обязан.

Правда, предлагаемая градация скорости для самокатов (до 25 км/ч — ты пешеход), по мнению Александра Коноплицкого, работать не будет.

— Вот у нас сейчас есть мопеды, которые в народе называют скутерами. Скажите, можно как-то чисто внешне отличить 50 там «кубиков» или «сто»? Теперь возьмем электросамокат. Как определяется его скорость? Паспортными характеристиками? Но они же могут ездить быстрее. А после несложных модификаций даже очень быстро. Примеры мы знаем, — рассуждает эксперт. — Кто, не имея навыков технической экспертизы, сможет определить, какой электромотор там стоит — на 500 ватт или на 1000? Замененный или не замененный? Покажет владелец инспектору документ, а там будет 25 км/ч.

Фото: Reuters

При этом Александр Коноплицкий уверен, что электросамокат даже на скорости 25 км/ч представляет угрозу и может быть очень травмоопасным и с тротуаров их нужно убирать. Но если совсем запретить электросамокатам двигаться по тротуарам, то возникает вторая проблема — в каком виде допустить их на дороги общего пользования?

— Тогда они должны быть оборудованы как минимум необходимой светотехникой — указателями поворотов, стоп-сигналами, отражателями, габаритными огнями, фарами, — говорит Александр Коноплицкий.

Эксперт согласен с тем, что на все новые электрические транспортные средства нужно обязать получать права.

— Процедуру сдачи экзамена предельно упростить, обучение — самостоятельное. Во время экзамена спрашивать только те пункты, которые касаются непосредственно передвижения на этих транспортных средствах. Сдал — прекрасно, можешь ездить. И ввести законодательно, что если происходит ДТП с электросамокатом в том месте, где он находиться не должен, то виноват однозначно тот, кто им управлял. Например, выехал дальше метра от края проезжей части и столкнулся с автомобилем — виноват.

 

Опрос

Нужно ли убрать электросамокаты с тротуаров?

Да!12%
Да, и велосипедистов тоже уберите, пожалуйста35%
Сделайте выделенную полосу, тогда убирайте30%
Нет, они вообще не мешают11%
Это я на самокате (велике). Сначала уберите пешеходов с велодорожек, тогда мы никому не будем мешать.12%
С этого устройства голос уже учтен
7 266 ответов
-10%
-40%
-60%
-35%
-15%
-35%
-15%
-70%
0072142