Поддержать TUT.BY
63 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Взяли на тест Samsung Galaxy S21 Ultra и фотографировали на него весь вечер. Что получилось
  2. Алимбекова заняла восьмое место в индивидуальной гонке на этапе КМ по биатлону
  3. «В 115 ответили: «Ну вы же взрослые, сами решите». Как дела в минской Малиновке, где нет отопления и горячей воды
  4. Условия, отношение и распорядок. Что пишут о жизни в колонии и СИЗО фигуранты «политических» дел
  5. Туманы, немного дождя и снега. В выходные будет теплее обычного
  6. ЕС: Санкции в отношении Беларуси пока не дали никакого эффекта
  7. У Дома правительства 35-летний мужчина совершил самоподжог. Он жив, но у него ожоги более 50% тела
  8. Стали известны планы по строительству жилья на 2021 год. Что, где и сколько?
  9. Где жили и отдыхали руководители Беларуси до Лукашенко
  10. «Около двух месяцев нигде не участвую». Борисовчанки утверждают: их судили за акции, где их не было
  11. Беларусь хотела повысить тариф на транзит российской нефти на 25%, но вышло гораздо меньше
  12. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  13. Вспоминаем, как местные отстояли Грушевский сквер и какие проблемы остались сейчас
  14. «Два с половиной года мы боремся за жизнь». История Надежды, чья дочь больна раком
  15. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  16. «„Перевернуть страницу“ нельзя, психика так не работает». Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  17. Авария на теплосетях в Минске: отопление и горячую воду обещают включить к 16 часам 22 января
  18. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события
  19. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  20. Доценту из ПГУ после 15 суток ареста дали еще столько же. Оба раза — по 23.34
  21. Лукашенко о госинвестпрограмме: Удивляет потеря отдельными членами правительства реалий, в которых мы живем
  22. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  23. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  24. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  25. У меня в венах тромбы? Сосудистый хирург отвечает на шесть частых вопросов
  26. Акции протеста, самоподжог на площади, губернатор у Лукашенко. Что происходит в Беларуси 22 января
  27. «Даже по московским меркам это элитное жилье». «А-100» презентовала квартал у площади Победы
  28. Какие курсы доллара и евро установили обменники 22 января
  29. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  30. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников


/ Фото: Глеб Малофеев /

«Люди задают вопросы, а милиция проверяет документы», — такую реакцию вызвал появившийся на улицах столицы несколько недель назад необычный автомобиль с российскими номерами. На его крыше установлена тренога с огромной фотокамерой. Редкая машина — панорамомобиль, который колесил по Минску и пригороду и делал снимки 360º улиц столицы и ее окрестностей. К началу II Европейских игр этими фотографиями обновят «Яндекс.Карты».

Фото: Глеб Малофеев

Панорамомобиль — штука редкая: на всю Россию их всего три, а специалистов, которые на них работают, только четверо. В начале мая в Минск на двух таких авто приехали два водителя-оператора из Москвы. Компания «Яндекс» поручила: до начала II Европейских игр подрядчикам нужно объехать весь Минск, а также некоторые точки за МКАД, и сделать их качественные панорамные фото, которые потом будут нанесены на «Яндекс.Карты».

— Карту Минска мы обновляем постоянно. Съемки проводили в 2011, 2014 и 2016 годах. Стараемся, чтобы новые фото появлялись каждые два года, — рассказал представитель компании «Яндекс» Сергей. — В этот раз обновление решили сделать позже, запланировали привязать их к Европейским играм. Ведь перед их проведением строилось много новых объектов, производилась реконструкция. Надо, чтобы фото были актуальными, чтобы жителям и гостям города проще было ориентироваться.

Фото: Глеб Малофеев

До начала работ нужно было получить разрешение у госструктур, с которыми согласовывается детальный план объектов съемки, после чего можно приступать к работе.

— С утра устанавливаю фотокамеру на крышу, запускаю ее и еду в ту часть города, которую надо снимать, и катаюсь там кругами. Каждый перекресток проезжаю по несколько раз с разных сторон — надо, чтобы все панорамы получились, — делится подробностями о работе Владислав Макаров.

Для того, чтобы фото получились качественными, работать панорамомобиль может только при хорошей погоде без осадков: камера открытая и капли попадают на стекло объектива, от чего кадр получается бракованный. Поэтому, если на улице идет дождь, у водителя-оператора вынужденный выходной. Но и при хорошей погоде нужно каждые 30−60 минут залезать на крышу и протирать объективы микрофиброй: бывает, вода, грязь или крупная муха попадет на камеру.

Фото: Глеб Малофеев

— Снимаем практически все, даже во дворы заезжаем. Но есть объекты, куда на машине не проедешь. В таких случаях мы берем штатив и фотоаппарат и идем снимать вручную. Часто такие места — это вход на какие-то объекты. Например, вручную снимал вход в холл бассейна на улице Сурганова, стадион «Динамо».

За МКАД отсняли аэропорт, дорожные развязки, новые жилые поселки, гребной канал в Заславле и другие.

Фото: Глеб Малофеев

Для того чтобы картинка получилась «круглая», в съемочной «голове» установлены широкоугольные объективы, которые перекрывают углы друг друга, еще один объектив снимает вверх, в него попадают деревья, многоэтажные здания. Владислав замечает: когда заканчивает работу, то камеру снимает со штатива и забирает домой — «ведь она стоит в несколько раз дороже, чем сам автомобиль».

— Едем мы по улицам в обычном городском ритме — скорость до 65 км/ч. Камера снимает в автоматическом режиме через определенное расстояние — 15, 30, 50 или 100 метров: это зависит от того, где едешь. Если, например, по лесу двигаешься, зачем каждые 30 метров снимать? 100−150 метров будет достаточно. Бывает, что я замечаю какой-то интересный объект, тогда могу нажать на кнопочку — снимется дополнительный кадр.

Фото: Глеб Малофеев

Информация с камеры попадает на планшет, установленный посередине приборной панели в автомобиле. На нем — визуализированная картинка улиц, все они окрашены разным цветом: например, синяя — снимать эту улицу надо через каждые 30 метров, малиновая — через каждые 50 метров, черная — улица отснята. Есть на карте и «кирпичи» — это места, которые отснять не удалось, например, закрытый коттеджный поселок.

Фото объектов выполняются в «сыром» формате RAW, отснятый материал несколько раз перезаписывается на внешний носитель. В конце дня Влад просматривает фото — определяет, получились они или нет, потом везет их в офис или пересылает по почте. Объемы информации просто огромны — за 2 недели съемок заполняется диск в два терабайта.

Фото: Глеб Малофеев

— К этой работе надо привыкнуть. У меня за два года все получается уже на автомате. А поначалу эта многозадачность казалась трудной. Здесь важно понимать основные параметры фото, уметь следить за светом, — объясняет Влад.

Парень уже привык, что во время съемки на необычный автомобиль обращают внимание не только люди, но и животные.

— Серьезно! Кошки и собаки смотрят удивленно — это просто читается на их мордочках. Пожилые люди иногда подходят и говорят: «Да-да, снимите наш дом, ЖЭС давно уже ничего не ремонтирует, пусть увидят, им станет стыдно, и они хоть что-то сделают», — смеется специалист. — А вообще много людей понимают, чем я занимаюсь. Чем доступнее в населенном пункте интернет, тем адекватнее вопросы я слышу. А в сельской местности такое приходится слышать…

Фото: Глеб Малофеев

Нередко к водителю панорамомобиля подходит милиция, но после предъявления разрешения на съемку вопросов у них не остается.

— Недавно был с моим коллегой смешной случай. Он резиденцию белорусского президента снимал. Все уже отснял и поехал, и буквально сразу его автобус с ОМОН принял. Но отпустили сразу, как только документы увидели.

-40%
-70%
-15%
-50%
-25%
-20%