/

С ценовой точки зрения рынок такси в Беларуси разделен на три лагеря. Одни ездят по фиксированным тарифам служб такси, вторые — по динамическим тарифам агрегаторов, третьи — сами себе назначают тарифы, исходя из дозволенных законом «затрат». После громкой истории со столичным таксистом, который выставил пассажирке счет в 73 рубля за полтора километра, мы решили разобраться, сколько реально стоит километр поездки и из чего складывается эта цифра.

Фото: Павел Мурашко

Чтобы разобраться в хитросплетениях арифметики проезда, AUTO.TUT.BY поговорил с несколькими водителями-таксистами.

Сколько может заработать таксист, если будет брать по 40 копеек за километр?

Алексей работает с одним из агрегаторов такси. Он показал свои расчеты себестоимости одного километра, но сразу предупреждает, что в этом деле много переменных.

— В относительно понятные расходы можно включить топливо из расчета 10 литров на 100 км в городе. Страховка А6 — она стоит 159 евро (373 рубля) на год. Если машина подержанная — ТО каждые 10 тысяч км. По своему опыту скажу, многие наезжают эти 10 тысяч за месяц, — перечисляет Алексей. — Замена масла и фильтров будет стоить примерно от 100 до 150 рублей. Побочные траты на ремонт рассчитать сложно, их пока можно не учитывать. Техосмотр и дорожный налог — каждые полгода. Это больше 400 рублей в год. Единый налог для ИП — 177 рублей в месяц. Мойка — хотя бы раз в неделю — в среднем около 10 рублей. Врач-механик — 30 рублей в месяц. А еще надо отдать службе часть дохода, окупить установку и поверку таксометра и СКНО. Мобильный телефон с интернетом — тоже необходимы.

Попробуем подсчитать очень приблизительно расходы за месяц без учета покупки самого автомобиля, покупки и поверки таксометра, а также платы за телефон. Пробег в 10 тысяч за месяц мы посчитали экстремально большим, так что решили понизить его вдвое. Порядка 150 км в день — вполне нормально для средней загрузки при работе в такси. В качестве амортизационных отчислений на ремонт машины решили взять сумму 50 рублей в месяц.

В итоге у нас получилось примерно 1300 рублей ежемесячных расходов (из них только топливо — 750 рублей) при пробеге 5 тысяч км. Если наезжать 10 тысяч, то возрастут расходы на ТО и топливо. Затраты составят уже около двух тысяч рублей. При тарифе 40 копеек/км и пробеге 5 тысяч в месяц водитель заработает «грязными» 2 тысячи рублей. Если «пахать», наезжая 300 км в день, то получится в два раза больше. Теоретически при тарифе даже 40 копеек за километр можно зарабатывать около двух тысяч в месяц. Но в реальности такого не происходит.

Повторимся, наши расчеты очень условны, но примерно дают понять стоимость километра пробега и безусловные расходы при работе в такси.

— Как формируют тарифы службы такси? Здесь очень много составляющих. Например, в моей службе тариф — 40 копеек за километр, — подтверждает руководитель одной из служб Константин. — Этот тариф рассчитывается, исходя из затрат на зарплаты водителям, затрат на обслуживание офиса — зарплаты сотрудникам, аренда офиса, коммунальные платежи, налоги на планируемую выручку и прочее. Кроме того, при расчете тарифа учитывается и потенциальная платежеспособность клиентов — можно демпинговать, можно поставить тариф повыше. Тут уже у каждого перевозчика свое понимание рынка и желаемый уровень заработка.

При расчете рентабельности своей службы такси Константин исходил из того, что за смену 11 часов водитель на автомобиле службы должен сделать план 120 рублей при условии выполнения 22 заказов — то есть один заказ каждые полчаса. Чтобы заработать 120 рублей, водителю за смену необходимо проехать 200 км, или 5200 км за 26 рабочих дней.

Расходы компании:

  • на зарплату водителю — 1000 рублей;
  • налоги на ЗП одного водителя — 486 рублей;
  • топливо (из расчета расхода 7,5 л/100 км) — 592 рубля;
  • 300 рублей закладывается на обслуживание авто (сюда включены замена масла/колодок, обслуживание таксометра и СКНО, страховка перевозчика)
  • Максимальная страховка будет обходиться в 32 рубля, техосмотр — 40 рублей
  • Плюс еще накладные расходы

Из общей выручки от одного водителя, по словам Константина, остается примерно 280 рублей. Это и есть планируемый максимальный доход службы такси с одного автомобиля. И это — без учета первоначальных затрат: стоимости машин и оборудования, рекламы, оклейки, затрат на офис, персонал, обслуживание приложения, страховку КАСКО, услуги стороннего врача-механика.

Константин говорит, что для получения прибыли с учетом погашения всех затрат 6 км поездки должны обходиться в 7,5 рубля. Сейчас такая поездка стоит 5,4 рубля.

«Оптимальный тариф — не больше рубля за километр»

— В нашей службе тариф за километр — около 60 копеек. Это, можно сказать, средний по городу тариф — у кого-то чуть выше, у кого-то — чуть ниже. За последние пару лет открылось большое количество новых служб такси, которые устраивают дикий демпинг. Я просто не понимаю, в чем там выгода водителя? Возить за 6 рублей из одного конца города в другой за такие деньги — как по мне, так смысл невелик. Я понимаю, что таким образом они хотят взять объемом, но, на мой взгляд, эти объемы сохранятся недолго. Там большая текучка кадров как раз из-за того, что не всякий выдерживает такой темп работы. Ты наматываешь огромный километраж, работая по 12 часов в сутки, а на выходе получаешь 800−1000 рублей, — говорит водитель одной из служб такси Андрей К.

Андрей отмечает, что расходы на содержание автомобиля постоянно увеличиваются. Первоначально кажется, что водитель что-то зарабатывает, но мизерный тариф и большие пробеги в итоге приводят к тому, что машина изнашивается и требует постоянных вложений.

Фото: Павел Мурашко

— Получается, месяц работаешь, две недели ремонтируешься. А добавьте сюда еще расходы на покупку и поверку таксометра, установку СКНО. Поэтому многие водители официальных служб начинают работать под так называемым черным флагом. Платят службе отчисления, получают по рации или через приложение заказы, но ездят без желтых номеров, наклеек на бортах, плафона. Таксометр обычно есть, но чаще всего он выключен и спрятан. Техосмотр машина проходит, но как обычная, один раз в год. Страховка — тоже гражданская. Она в несколько раз дешевле таксистской А6. Все это позволяет экономить серьезные деньги на содержании машины. Более того, некоторые продают дорогие машины и пересаживаются на дешевые. Сейчас класс и статус машины мало влияют на уровень заработка. И содержать более дорогую машину нет никакого смысла.

Андрей не смог сказать, сколько он получает за месяц, потому что просто не ведет таких подсчетов. Но признался, что сейчас заработать 100 рублей «грязными» в день — это еще большая удача. Средний чек поездки — 5−7 рублей.

— В нормальной работе таксиста есть две составляющих — тариф и объем работы. Должно быть нормальное соотношение этих двух показателей. Ну сделают, допустим, тариф 1,5 рубля, и я буду делать три заказа в день — мне это невыгодно. Другая крайность — когда ты за копеечный тариф должен вкалывать по 18 часов, убивая машину и свое здоровье. На мой взгляд, оптимальный тариф — не больше рубля, но при этом чтобы был постоянный объем заказов. Считаю, что если ты меньше полутора тысяч рублей в такси будешь зарабатывать, то особого смысла такая работа не имеет.

-80%
-10%
-20%
-9%
-20%
-50%
-20%