/ Фото: Глеб Малофеев /

«Жена меня крестит и просит с дачи перезвонить, сказать, что живой. А все из-за этого перехода», — говорит пенсионер Григорий Михайлович. Чтобы попасть на свои дачные сотки, он каждый раз переходит по зебре оживленную трассу М1 в районе деревни Колосово Столбцовского района. Люди годами переходят здесь дорогу и говорят, что это «место смерти, над которым витают души погибших». В ближайшее время суд будет рассматривать дело по одному из смертельных ДТП на этом участке. В выходной день AUTO.TUT.BY отправился к страшному пешеходному переходу, посмотрел, как там обстоят дела с безопасностью, а также узнал, когда наконец там построят развязку.

Фото: Глеб Малофеев

Один из наиболее аварийных участков на трассе М1 находится в Столбцовском районе возле деревни Колосово. Прямой и ровный отрезок, на одном уровне к нему примыкает дорога, ведущая в деревню. Возле перекрестка — нерегулируемый пешеходный переход. Установлены ограждения, осветительные мачты, светофор с желтым мигающим сигналом, дорожные знаки, нанесена разметка. На некотором расстоянии стоит камера фотофиксации скорости. Несмотря на все эти меры, 299-й км М1 остается одним из самых аварийных.

Фото: Глеб Малофеев

Почему на загородных трассах строят наземные пешеходные переходы? Ответ прост: это дешевле, чем мостовые или подземные. По информации института «Белгипродор», стоимость строительства пешеходных мостов в среднем — от 190 до 380 тысяч долларов, подземных переходов — от 175 до 400 тысяч долларов.

В 2017 году в Минтрансе сообщали, что «строительство пешеходных мостов или подземных переходов не является панацеей от ДТП. Их строительство должно быть экономически оправдано». Помимо этого, чтобы строить пешеходные мосты или тоннели, необходимо наличие статистических данных об аварийности участка за три года.

По выходным со стороны железнодорожной станции Колосово к пешеходному переходу на трассе М1 идет нескончаемый поток людей. Большинство из них — дачники, которые приезжают из Минска. Чтобы попасть на участки, людям надо перейти проезжую часть скоростной трассы М1 по зебре. Сделать это пешеходам бывает не только непросто, но и опасно для жизни.

Фото: Глеб Малофеев
Фото: Глеб Малофеев

Фото: Глеб Малофеев

Фото: Глеб Малофеев

Фото: Глеб Малофеев

В это утро самой первой с минской электрички до трассы добралась на велосипеде пенсионерка Анна Николаевна. Загородный домик по ту сторону М1 у женщины уже не один десяток лет, и все эти годы настоящий стресс для нее — переход дороги по зебре. За несколько десятков метров до проезжей части дачница спешилась и повела велосипед рядом с собой.

Фото: Глеб Малофеев

— Что вы, через переход я никогда на велосипеде не еду! Это очень опасно. Не пропускают водители пешеходов. Хотя те, кто едет из Столбцов, ведут себя нормально, а вот те, кто из Минска — несутся с бешеной скоростью, — делится наблюдением Анна Николаевна. — И ведь камера здесь недалеко стоит! Меня в прошлом году здесь чуть машина не сбила: прошла две полосы, а по третьей машина неслась. Почему здесь светофор не поставят такой, как в городе — машины вынуждены были бы останавливаться.

Небольшие группы дачников, услышав наш разговор, тут же останавливаются и тоже начинают жаловаться на «страшный переход». Проблемы с ним начинаются каждый год с первым весенним теплом: дачники открывают сезон и (чаще всего с пятницы по воскресенье) ходят по переходу туда-обратно.

Фото: Глеб Малофеев

Фото: Глеб Малофеев

Фото: Глеб Малофеев

Фото: Глеб Малофеев

Фото: Глеб Малофеев

— У нас там около пяти тысяч домов — разные товарищества. Не все ездят на машинах, потому что большинство — пенсионеры, а для нас бензин очень дорогой, — объясняют люди.

— В пятницу вечером здесь ужас что творится! Машины из Минска идут сплошным потоком, перед переходом можно и пять минут стоять и ждать, что кто-то из водителей остановится и пропустит. Здесь и людей сбивали, и собак, — рассказали столичные огородники.

— А у меня на глазах гужевую повозку сбили! Лошадь тут валялась, страх! — вспомнил пожилой мужчина.

Многие пешеходы здесь как старожилы: на дачи ездят около 30 лет. Вспоминают, что такая опасная ситуация на переходе была всегда, но с каждым годом она становится все острее: машин-то становится больше!

— Вроде бы тут пытались сделать подземный переход. Возле дороги стояла газовая будка, так ее снесли. А потом посмотрели, что почва не позволяет под землей тоннель прорыть — плывуны там, ну и оставили как есть, — говорит один из дачников.

Фото: Глеб Малофеев

— Меня жена каждый раз крестит, когда я на дачу уезжаю. И всегда просит позвонить, сообщить, жив ли я, все ли в порядке. Нагрузка на психику очень большая. А все из-за этого перехода… — говорит пенсионер Григорий Михайлович. — Понятно, что магистраль эта имеет международное значение, но мы же, люди, тоже какое значение имеем…

Фото: Глеб Малофеев

Кто-то из дачников рассуждает, что неплохо было бы здесь установить светофор, на котором бы сигналы регулировались по требованию пешеходов. Другие говорят, что лучше построить мост, но тут же находятся противники, которые говорят, что с тележками и велосипедами очень уж тяжело будет на него взбираться. Дачники уже не раз сообщали о проблемном участке властям, но никакого решения им не предлагали.

Фото: Глеб Малофеев

— В прошлом году здесь погибла наша соседка из кооператива — Валентина Петровна, подполковник милиции в отставке. Шла она по правилам, по переходу, так одна машина ее пропустила, а вторая сбила. Здесь лужа крови была! — рассказал Игорь Владимирович из дачного кооператива «Сосновое», где участки получали сотрудники МВД Беларуси.

После смертельного ДТП мужчина обращался в Минский облисполком, просил, чтобы дорогу здесь сделали безопасной для пешеходов, но обратной связи он так и не дождался — никто не перезвонил.

— Обращался я в свое время и к председателю Столбцовского райисполкома Юрию Горлову, ничего и он не решил. Потому что, как только вопрос касается денег, никто помочь не может. Вот мы идем по этой дороге и говорим: сколько ж душ витает над этим переходом! Боимся, потому что это дорога смерти.

Фото: Глеб Малофеев

Дорожная ситуация осложняется еще и тем, что на трассе с минского направления есть левый поворот в деревню Колосово. Чтобы проехать туда, автомобили должны пропустить встречный поток транспорта. Бывает, что кто-то попытается проскочить и не успевает — вот и происходит столкновение на встречке.

По статистике, в период с 1.01.2013 по 1.04.2019 на этом участке М1 произошло 7 ДТП с пострадавшими, в которых 3 человека погибли и 6 получили травмы.

Кстати, в ходе расследования ДТП в прошлом году следователи особое внимание уделили именно дорожным условиям.

— Интенсивность движения пешеходов по исследуемому переходу довольно высокая (особенно в весенне-летний период) в связи с расположением дачных участков вблизи места происшествия. Пешеходы пожилого возраста и дети в силу особенностей физического состояния не могут адекватно оценивать расстояние до приближающихся транспортных средств и принять необходимые меры к самосохранению, — сообщали в СК. — Поэтому с целью исключения совершения новых происшествий УСК по Минской области внесено представление в РУП «Минскавтодор-Центр» и предложено принять дополнительные меры к обеспечению безопасности дорожного движения на данном участке дороги, а именно — установить светофорные объекты, оборудовать переход инженерными сооружениями, оповещающими водителей о переходе дороги пешеходами либо приближении к ним последних.

Фото: Глеб Малофеев

В РУП «Минскавтодор-Центр» AUTO.TUT.BY рассказали, что в следующем году на этом месте запланировано строительство двухуровневой развязки, сейчас идут предпроектные работы. Если с финансированием не будет задержки, то развязку построят в течение одного строительного сезона.

— Строительство пешеходного моста в этом месте нецелесообразно, так как есть левый поворот и есть вероятность того, что через дорожное ограждение люди все равно будут идти по проезжей части. Развязка в этом случае решит проблему. А пока ее не построят, мы планируем понизить скорость в этом месте до 70 км/ч, — сказали на предприятии.

-45%
-50%
-20%
-30%
-50%
-51%