Поддержать TUT.BY
66 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  2. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  3. Умер Ларри Кинг
  4. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  5. Французские хирурги первыми в мире провели трансплантацию обеих рук и плеч
  6. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  7. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  8. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  9. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  10. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  11. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  12. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  13. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  14. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  15. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  16. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  17. За восемь дней задержали более 500 человек: по БТ показали «социально-возрастной портрет» протестующих
  18. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  19. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  20. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  21. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  22. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  23. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  24. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  25. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Милиция сообщила о 100 задержанных в субботу в Минске
  26. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  27. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  28. Белорусские биатлонистки финишировали пятыми в эстафете
  29. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  30. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19


/

Автомобильных Кулибиных в Беларуси хватает, подтверждение тому — многочисленные объявления о продажах самоделок. Чаще их используют как помощников в сельском хозяйстве и при строительстве. Правда, далеко не все они узаконены. Только этой весной было два смертельных ДТП с самоделками: в Лельчицком районе такой трактор раздавил жену водителя, а в Ивьевском районе погиб сам водитель.

Фото av.by
Фото: av.by

Поисковики по запросу «самодельный трактор» выдают нам больше сотни предложений о продаже «помощников по хозяйству». Цены — от 200 долларов за самоделку, требующую ремонта или доработки, до 3500 долларов — за машину на ходу, в придачу к которой покупателю дадут прицеп, копалку, сажалку, культиватор, плуг и другие агрегаты.

Одно «но»: практически вся техника продается без документов, а значит, ей запрещено выезжать на дороги общего пользования.

Резвый кабрио для сельхозработ

Юрий из Могилевской области собрал в 2015 году трактор «из того, что было»: двигатель от «Оки», «газоновская» коробка переключения передач, задний мост от УАЗа, установил передние фары, фаркоп для автомобильного прицепа. К самоделке хозяин цеплял навесное оборудование для полевых работ, а также прицеп и использовал для нужд хозяйства: вспахивал огород, перевозил что-нибудь в прицепе.

В феврале этого года технику Юрий решил продать за 1100 долларов, но реальному покупателю готов был немного уступить.

Фото с сайта av.by

Фото с сайта av.by

Фото с сайта av.by

Фото с сайта av.by

— Заводится с полбрыка, едет очень бодро, благодаря понижайке быстро и медленно. Тяговитый, прет как положено. Стоит устойчиво, не «куляет» — неоднократно проверено, ширина как раз на борозду, ничего не топчет. Трактор легко умещается в автомобильный прицеп, — нахваливал Кулибин свой трактор.

Однако мужчина честно предупреждал: на четвертой передаче из трактора можно вылететь, поэтому ездить на нем надо осторожно.

Но спустя два месяца продавать помощника по хозяйству мужчина передумал: нужен самому.

— Что я взамен куплю? На учет трактор я не ставил, такой вопрос даже не поднимался. Зачем? Я ж по дорогам не езжу. Как-то меня остановили на нем гаишники, посмотрели да и отпустили. Потому что глянули: нормальный человек едет, не пьяный, — рассказал мужчина.

«Думают, что „Мерседес“ — заводской трактор»

В Лепеле Витебской области есть еще один необычный самодельный транспорт «Мерседес». Владелец — 41-летний Константин собрал его около 12 лет назад.

Фото: av.by

Фото: av.by

Фото: av.by

Фото: av.by

— Сам все делал, для себя. Идеи рождались в голове. Задний мост и переднюю балку взял от «газона», некоторые элементы сам делал, например из металла крылья гнул. А вот мотор, коробка переключения передач, панель приборов, крыша с люком — от 123-го Mercedes, потому и трактор я называю «Мерседес», — рассказал народный мастер.

Кстати, Mercedes мужчина покупал специально для создания трактора — чтобы был надежный. В самоделке все работает, даже ручник держит. Хозяин говорит, что за все время трактор чинить не приходилось: «Нечему там ломаться».

— Я его использовал на стройке — возил в прицепе кирпичи, доски, другие стройматериалы и разные тяжести. Можно и огород на нем вспахать, но у меня нет навесного оборудования.

Несколько лет назад хозяин хотел узаконить «Мерседес», но в исполкоме ему объяснили, что дело это непростое.

— Надо на лафете везти трактор в Минск, там комиссия оценит, безопасный ли транспорт и можно ли на нем ездить. А потом еще придется проходить техосмотр и платить дорожный налог. Дороговато получается. Люди подсказали, что можно у кого-нибудь купить самоделку с документами и по ним ездить на «Мерседесе». Но это тоже все деньги, поэтому использую его так.

Константин уверен: трактор его безопасный и надежный, вреда никому не принесет, только пользу.

— Гаишники меня на нем останавливали. Инспектор тогда удивился, что это самоделка, думал, что заводской. Не оштрафовал, но предупредил, чтоб ездил осторожно и пьяным за руль не садился. Так я ведь и не пью.

Владелец сейчас хочет продать «Мерседес» за 2000 долларов, он не считает цену завышенной, ведь «сколько на него денег ушло, кругов от болгарки сломалось, а времени!».

«Покрасил TESLA половой краской»

В начале 90-х Дмитрий сделал для себя солидный самодельный трактор с двигателем от ГАЗ-51. А вот кабину мужчина делал сам из листов металла, которые гнул и сваривал, а потом покрасил ее обычной половой краской. Дизайн ее он называет «брутальный лофт» — суровый и лаконичный.

— Печка есть, три места, даже магнитола, правда, кассетная, — рекламирует свой транспорт Дмитрий.

Мужчина, хоть и наклеил в переднюю часть кабины эмблему от грузовика Volvo, но гордо именует свое детище TESLA — аббревиатура, которая расшифровывается как «Traktor Eksperementalный Samoдельный Luxовый Agroтехнический».

Фото av.by

Фото av.by

Фото av.by

Фото av.by

Народный умелец говорит, что TESLA — машина надежная, а в ремонте и обслуживании агрегат не имеет себе равных. Хотя в целом вовсе не требует ремонта или ощутимых денежных вливаний. Сел и поехал! Дмитрий говорит, что машина устойчивая и может взобраться на любой косогор, к тому же она безопасная.

— Трактор у меня зарегистрирован и имеет документы. Оформлял его в Гродненской области. Тогда это было просто сделать: предоставь документы на агрегаты, которые использовал в самоделке, заплати какие-то копейки — и готово. А сейчас это практически нереально, особенно если делать это в Минске, а денег сколько отдашь! Прицепятся из-за какой-нибудь мелочи, например, что у тебя зеркало не там установлено, и отправят переделывать.

«Бывают самоделки лучше серийных тракторов»

В Беларуси экспертной оценкой самодельных тракторов занимается одно государственное предприятие — Белорусская машинно-испытательная станция. Требования, которые предъявляются к самоделкам, отражены в приказе Минсельхозпрода и Минпрома, который подписали еще в 1994 году.

— Обычно человек, который изготовил самодельный трактор и хочет его узаконить: получить техпаспорт и номера, поставить на учет, чтобы ездить по дорогам без риска получить штраф, — обращается в местный гостехнадзор. Оттуда его направляют к нам, — рассказал AUTO.TUT.BY Евгений Полещук, заведующий лабораторией оценки безопасности, эргономики и экологичности сельскохозяйственной техники.

Инженер предприятия может проводить испытания на участке станции в поселке Привольный, куда хозяин должен доставить свой трактор, или выехать в населенный пункт, где находится самоделка.

— Конечно, это не бесплатно — сама экспертиза стоит около 100 рублей. Отдельно хозяин трактора оплачивает транспортные расходы по доставке машины к нам или проезд инженера к месту проведения экспертизы.

Чтобы хозяину трактора не пришлось кататься зря, в лаборатории просят сначала выслать фотографии самоделки и спрашивают, соблюдены ли в ней технические требования, как это требует приказ.

— По регламенту необходимо, чтобы трактор не заводился при включенной передаче, — это требование часто не соблюдается. Просим исправить, но технически это сложно сделать. Но я сразу говорю, что пока вы это не сделаете, мы даже смотреть не поедем. Также должны все фонари быть, подсветка номера, фары, поворотники, стопы…

Экспертиза проходит в один день, а оформление документов может занимать несколько дней: в зависимости от того, насколько загружен инженер, который этим занимается.

— Если трактор прошел испытания, мы выдаем акт оценки конструкции самодельного трактора, с ним владелец идет в гостехнадзор. Но хозяину трактора нужно собрать еще документы на узлы и агрегаты, которые он использовал при строительстве.

После гостехнадзор выдает техпаспорт на трактор, и его владелец может обращаться в ГАИ за номерами.

— Такой трактор может выезжать на дороги общего пользования, но владельцу еще надо иметь удостоверение тракториста, страховку — все как и для обычного авто, и ответственность такая же.

Сколько именно в Беларуси зарегистрировано тракторов-самоделок, неизвестно: такой статистики нет. Евгений Полещук говорит, что до 2015 года хозяева самоделок редко изъявляли желание узаконить машину — максимум одно обращение в год. Но последние четыре года их число увеличилось до 5−6 в год. На предприятии считают, что на это повлияла работа ГАИ: к владельцам таких транспортных средств стали жестче относиться, штрафовать за нарушения, доходило вплоть до конфискации трактора.

— Чаще к нам приезжают самоделки, которые по параметрам похожи на обычные трактора, но встречаются и интересные модели. Как-то привозили трактор на гусеничном ходу, знаю, что потом он применялся в реконструкциях и каких-то шоу в качестве танка, ему башню приделали. Бывает техника очень высокого уровня, в таких случаях удивляешься, что трактор-самоделка выглядит лучше, чем серийный. Люди у нас есть с золотыми руками!

Однако заведующий лабораторией считает, что не прошедшие испытания самоделки могут быть при эксплуатации опасны для водителя и окружающих.

— Едет такой транспорт, а что у него со светом, тормозами, рулевым управлением? Устойчивость самоделки не проверяли, а поэтому есть риск опрокидывания прямо на ходу.

-40%
-35%
-20%
-20%
-21%
-23%
-20%
-20%
-30%